Методическая разработка Интересное домашнее задание

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 г.о. Коломна



«Интересное домашнее задание»







учителя в.к.к.

Скляровой Татьяны Геннадьевны





г.Коломна




Интересное домашнее задание

« Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…»

Как многому хочется научить своих учеников и, как мало порой мы успеваем. Где взять резерв времени на решение бесконечно сложных задач воспитания личности, когда еле-еле успеваешь справиться с программным материалом. Оказывается специального времени и не надо. Всё дело в организации процесса обучения, когда ученики начнут «активно» учиться, преодолевать свою лень и бесхарактерность…

Попробуем прикоснуться к этой деликатной проблеме через один из организационных моментов, а именно - домашнее задание.

Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. Наш предмет обладает тем, что не только на уроке, но и дома можно разнообразить виды деятельности, дать возможность выбрать то, что хочется. Затем через задания по выбору выйти на умение и желание выполнять основные учебные задачи.

Опыт показывает, что если домашние задания разнообразны по характеру деятельности, а ученик имеет возможность выбрать домашнее задание по душе, то результат его работы будет положительным.

Домашние задания могут быть краткосрочными, а также рассчитанными на длительный период времени. Для всех учеников есть задания, носящие обязательный характер (базовый уровень) и задания повышенной трудности. При составлении индивидуальных домашних заданий необходимо строить все предлагаемые варианты не ниже базового уровня. Только пути их достижения предлагаются с учётом индивидуальных особенностей детей. Планируя возможность выбора, учитель поясняет классу, какие требования обязательны в любом типе домашнего задания. При таком подходе часто стирается грань, которая делит класс на слабых и сильных по другим предметам. Так, слабоуспевающий по другим предметам, может оказаться заядлым туристом или знатоком минералов и блеснуть своими познаниями перед одноклассниками.

Домашняя работа как часть единого учебного процесса должна отражать как уровень самостоятельности, так и их умение сконцентрировать учебный материал вокруг главных понятий.

Другая ситуация, связанная с домашним заданием. Ученики с разной самооценкой: адекватной, заниженной и завышенной. Один из путей - использовать домашнее задание как возможность активной самостоятельной деятельности ученика. Удачно выполненное, пусть пока не сложное задание, поддержит неуверенного в себе ученика, если это умный, но самоуверенный человек, попробуем «бросить вызов». Проведём на уроке викторину, подготовка к которой была домашним заданием. Не совсем уверенный ученик может провести фрагмент игры с помощью учителя, самоуверенный ученик пусть будет капитаном команды и по поручению учителя берёт на себя самые трудные вопросы.

Некоторые советы при подготовке и даче домашнего задания

  • Осуществление дифференцированного подхода к подбору домашнего задания (без увеличения его объёма за счёт корректировки содержания)

  • Определение слабоуспевающим и учащимся, пропустившим уроки, индивидуальные домашние задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях по узловым вопросам учебного содержания с предложением памяток по выполнению домашнего задания

  • Домашнее задание должно быть понятным и посильным для каждого ученика

  • Продумывать место домашнего задания в структуре урока. Желательно не задавать задание «под звонок»

  • Записывать домашнее задание на доске, проговаривая его вслух. Проводить чёткий инструктаж по домашнему заданию:

- по содержанию домашнего задания;

- по способам выполнения ;

- по возможным затруднениям

Примерные вопросы, задачи и задания домашней работы

1. До XX в. далёкий Северный полюс хранил тайны. За попытку разгадать их многие путешественники отдали жизнь, а те, кто достиг полюса в начале века, узнали о нём очень мало. Только советские люди в самом центре Арктики смогли впервые в истории в 1937 году организовать дрейфующую научную станцию.

Об этих смелых и мужественных исследователях приплюснутой части земли рассказывает отрывок из стихотворения М.Исаковского.

Знаете ли вы тех, кому посвящены эти слова?

В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали,

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины земли…

И там, где родятся лишь ветры да вьюги,

Где ночи, как смерть, холодны,

Несли они знамя советской науки

И гордую славу страны

Ответ: Участники экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс -1» И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, П.П.Ширшов, Е.К.Фёдоров.

2.В этом списке известных русских путешественников отсутствуют фамилии. Знаете ли вы их?

1) Николай Николаевич…, 2) Николай Михайлович…, 3) Пётр Петрович…, 4) Пётр Кузьмич…, 5)Иван Фёдорович…, 6) Фаддей Фаддеевич…, 7) Михаил Петрович…, 8) Юрий Фёдорович…, 9) Георгий Яковлевич…, 10) Георгий Иванович…

Ответ:1)Миклухо-Маклай; 2)Пржевальский; 3)Семёнов-Тян-Шанский; 4)Козлов; 5)Крузенштерн; 6)Беллинсгаузен; 7)Лазарев; 8)Лисянский; 9) Седов; 10) Шелихов.

3.Где-то в океане, далеко от берегов, больше трёх месяцев качался на волнах небольшой плот. На плоту было шесть бородатых загорелых людей. Над их головами высился парус с изображением вождя древних индейцев. А вокруг на тысячи миль виднелись только белые гребни волн безбрежного океана. Это плавание проходило не в XVI в, а в XX в.

Назовите имя руководителя этого путешествия на утлом плоту через океан. Когда оно проходило? С какой целью совершалось плавание?

Ответ: Это замечательное плавание было совершено в 1947 году небольшой экспедицией под начальством норвежского учёного Тура Хейердала. Путешественники на плоту «Кон-Тики», построенном по образцу древнеперуанских народов, за 101 день пересекли Тихий океан от берегов Южной Америки до островов Туамоту, преодолев около 8 тысяч километров. Этим плаванием было доказано, что народы Полинезии (часть Океании) таким же образом могли переселяться из Южной Америки на далёкие острова, разбросанные в Тихом океане.

4.Определите названия рек, обозначенных на рисунке. Притоками каких, более крупных рек они являются? Рисунки животных помогут вам справиться с этой задачей.

Ответ:1) Ворона - приток Хопра; 2) Нельма - река, впадающая в Татарский пролив; 3)Лебедь - приток Бии; 4)Осётр - приток Оки; 5)Бобр - приток Березины; 6)Медведица - приток Волги (есть такой приток и у Дона);

7)Тетерев - приток Днепра; 8) Лань - приток Припяти; 9) Гусь - приток Оки; 10) Кобра - приток Вятки.

5. В полдень шёл проливной дождь. Можно ли через 60 часов ожидать хорошую солнечную погоду?

Ответ: Через 60 часов будет полночь. Следовательно, солнечную погоду ожидать нельзя.

6. На занятие кружка учащиеся принесли географическую карту, на которой масштаб не сохранился, но были обозначены меридианы и параллели. Можно ли определить её масштаб? Может быть, вы подскажете?

Ответ: Определить масштаб можно по сохранившимся параллелям. Допустим, что остались номера 30 и 40 градусов северной широты. Расстояние между ними в градусах равно 10, а в километрах - 1110.

Измерим расстояние в сантиметрах. Предположим, оно равно 5 см. тогда 111 000 000 см (мы перевели километры в более меры длины - сантиметры) разделим на 5 см, получим 22 200 000. Это число и есть искомый масштаб: 1:22 200 000, или в 1 см 222 км.


© 2010-2022