Пути организация исследовательских работ в школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Пути организации научно-исследовательских работ по географии

«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский.

Одна из важнейших задач наших педагогов - воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе - основе интереса к тому или иному направлению.

Одной из таких форм является научно- исследовательская деятельность в рамках школьного общества.

Основной целью работы над исследовательскими проектами для меня является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников ,

и следующие:.

Задачи:

  1. Развитие самостоятельности учащегося.

В основе научно - исследовательской работы заложен поиск знаний, осуществляемый непосредственно учеником.

  1. Самореализация личности учащегося.

Процесс самореализации обязателен для любой личности. Научно - исследовательская работа способствует накоплению опыта самореализации, в результате которого учащийся сможет более правильно и объективно выбрать свой «жизненный путь» и оценить свои способности.

  1. Развитие творческих способностей учащегося.

Научно - исследовательская работа напрямую затрагивает творческие способности человека. Она развивает образное мышление, память, логику, умение четко выражать свои мысли.

  1. Коммуникабельность учащегося.

Человек, занимающийся научно - исследовательской работой, становится более общительным, социально активным.

Главная цель научно-исследовательской работы школьников - поэтапное осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы НИР должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.

Этапы организации исследовательской работы

I этап. Диагностика. Совместно с психологом школы провожу тестирования с целью, выявления детей, предрасположенных к исследовательской работе по предмету географии

Роль учителя на данном этапе является доминирующей.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач.

Роль учителя в данном этапе уже не является доминирующей, учитель выступает в роли консультанта.

В подготовительный период нужно собрать как можно больше информации. Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, исследователю необходимо чётко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Кроме того, цель должна быть доступной для конкретного исследователя.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут, получены из уже опубликованной литературы. Для получения современной и доступной информации можно использовать Интернет

III этап. Выполнение работы.

Ученику на данном этапе предоставляется максимальная самостоятельность, учитель является консультантом.

При выполнении работ формируются контакты учащихся с различными организациями: архивами, научными библиотеками, различными сайтами.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик - равноправные партнеры.

На этом этапе учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Работы учащихся должны носить исследовательский характер, так как только собственные исследования - наиболее эффективный путь познания, который поможет детям в дальнейшей деятельности. Эти работы отличаются глубоким и результативным подходом к познанию в области различных наук.

Итоги работы представляются на школьной научно-практической конференции и в различных конкурсах, что придает проектам учащихся большую значимость и дает возможность познакомиться с работами своих юных коллег.

При организации учебно-исследовательской работы с учащимися, учителю необходимо соблюдать требования:

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности

- предоставление права на свободу выбора;

- учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Плюсами исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

планировать свою работу;

предвидеть результаты;

использовать различные источники информации;

самостоятельно отбирать и накапливать материал;

анализировать, сопоставлять факты;

аргументировать мнение;

самостоятельно принимать решение;

Исследовательская работа учащихся - первый шаг к получению качественно нового образования. И я считаю что, развивая функциональную грамотность учащихся педагогический коллектив школы должен развивать и поддерживать исследовательскую деятельность.

Демонстрация исследовательских работ учащихся

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот мой девиз в совместном с учениками поиске истины.

Проектное исследование «Государственный Каракунузский Природный Заказник», данный природный объект, находится в Жамбылской области, Кордайском районе

Актуальность темы исследования обусловлена тем , что в последнее время проблемы взаимосвязи между природой и хозяйственной деятельности превратилось в глобальную проблему. Для Казахстана вопросы сохранения природных богатств являются так же первостепенными. При упоминание экологической проблем страны, прежде всего, обращаем внимание на состояние окружающей среды своего края. Поэтому мою ученицу 9 «Б» класса Хурову Айшу привлёк вопрос состояния природы родного края. Для достижения своей цели ею была проведена большая плодотворная работа. Она изучала архивную документацию об истории создания Государственного Каракунузского Природного Заказника, взяла интервью у директора Байбосунова С.А. и егерей Локияева С и Юбурова И.М, а также беседовала с жителями села Масанчи (Джамбудуров И, Бабакова М.П) она на карте Жамбылской области, отметила месторасположение Государственного Каракунузского Природного Заказника, а так же составила схему хребтов Чу-Илийских гор, протяжённость которых составляет 51 км. Выяснила растения и животных нашего края, которые охраняются законом РК

После завершения работы 25 февраля 2015 года она принимала участие на школьном конкурсе «Лучший проект -2015 года», где заняла первое место, а на районном конкурсе по проектной работе заняла третье место

В этом учебном году ученица Калир Айша делает свои первые шаги по исследованию Фауны Казахстана, работа в принципе завершена и будет выставлена на школьном конкурсе, также на стадии завершения исследовательские работы учащихся 11-го класса Каримова Шакира и Хива Аль-Мохомеда.

Советы педагогу-исследователю:

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

Сопровождайте ученика в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе.

Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками, которая обращена к конкретной личности.

Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего, процесс деятельности каждого учащегося персонально.

Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.

Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.

Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.


Завершить своё выступление я бы хотела следующими словами:

«Задачу решает не тот, кто довольствуется частичным успехом, а тот, кто добивается полноценного результата»

Спасибо за внимание!!!



© 2010-2022