Рабочая программа по географии 7кл к учебнику Душиной И, В, Коринская Щенев

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества по-средством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.Целями изучения географии в основной школе являются:• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном (учебном плане)

География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения - 238, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 7классе.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Требования к результатам обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.Важнейшие личностные результаты обучения географии:• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по-знавательной деятельностью;- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;• умение оценивать с позиций социальных норм соб-ственные поступки и поступки других людей;• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);• умение работать с разными источниками географической информации;• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;• картографическая грамотность;• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основное содержание курса

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Современный облик планеты Земля.(13 часов) Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Материки, океаны и страны(57 часов). Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельно сти человека. Катастрофические явления природного характера. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия человечества.

-

Планируемые результаты обучения.

Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесаа по географии:

комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

компьютер,

мультимедиапроектор,

медиатека,

комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;

комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

библиотека учебно-методической, справочно-информа- ционной и научно-популярной литературы;

картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации 'самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.;

стенды для экспозиционных материалов.

Программы:

Примерная программа по географии 6-9 классы. Стандарты второго поколения.

Авторская программа по географии, 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа,

2006.

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 52, из них оценочных - 13.

Оценочные практические работы

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема «Африка»

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

Обучение определению географического положения материка.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема «Австралия»

Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема «Северная Америка»

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Тема «Евразия»

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2007.

УМК:

Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2007.

За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.

Интернет - ресурсы.

\ Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VI - VII классы), авторской программы по географии (6 -10 классы) под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2004.

Количество часов - 68 (2 часа в неделю).

Рабочая программа не имеет отличия от авторской программы в распределении часов по разделам и темам.

Цель: раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.

Задачи:

- усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразие и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации разных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимание с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Концепция: в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека.

Формы и методы обучения: практические работы, работы в тетради на печатной основе (дифференцированные задания), творческие задания, наблюдения за природой, работа с атласом, таблицами, контурными картами, тестирование, индивидуальная, парная, групповая работа.

Формы деятельности учащихся:

- практическая деятельность по проведению наблюдений, практических работ, описанию экологических последствий при использовании и преобразованию окружающей среды;

- формирование учебно-познавательной деятельности на основе мыслительных операций - классификация, анализ, синтез, сравнение;

- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернет и др.

Технология обучения: решение поисковых задач через выполнение практических работ, решение географических задач, составление ЛСМ, кластеров, синквейн. В рамках преподавания курса географии могут быть эффективно использованы современные информационные и коммуникативные технологии .

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов:

срезовые и итоговые работы, тестирование, отчеты по практическим и лабораторным работам, ведение дневника природы, фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания; выполнение дифференцированных заданий в тетради на печатной основе

УМК:

- учебник: Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М: Дрофа, 2008

- географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2008

- Душина И. В. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2008

- Никитина Н. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс. - М.: ВАКО, 2009

- Учебное электронное пособие. География. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Душина И. В., Летягин А. А., Пятунин В. Б.



© 2010-2022