Статья проектно - исследовательская деятельность на уроках географического краеведения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калмыкова О. В.

Учитель географии МБОУ «Лицей г. Абдулино»

Проектно- исследовательская деятельность по краеведению на уроках географии.

Аннотация

В статье рассматривается проблема урока, а в частности урока географии и темы краеведения на нем.

Ключевые слова: география , современный урок, краеведение, проектно - исследовательская деятельность.

Сегодня становится очевидным, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила. Школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Этому способствует профильное обучение. Отсюда возникает необходимость в качественном изменении содержания и форм школьного образования.

Я поддерживаю основные идеи концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Школьное краеведение - важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 6-9 классах.

Но как сохранить интерес к урокам географии? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили краеведение и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.

С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: "А почему это именно так, а не иначе?". С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно - начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - "исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Именно данная обучающая методика способна не только заинтересовать ребят и включить их в активную познавательную деятельность, но и обучить практическим навыкам исследовательской работы. Потому как последние годы исследовательская и проектная деятельность школьников становится популярной, превратившись в один из важных показателей качества образования в конкретном учебном заведении.

Вместе с тем, серьезная исследовательская деятельность школьников, способна оказать влияние на изменение деятельности педагога, при которой учитель становится координатором и вдохновителем юных исследователей в сложной и малопонятной для них поисковой деятельности. Реализация же этих функций требует и особой подготовки самого педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником-исследователем. Следует заметить, что сам предмет «География» несет в себе огромное воспитательное начало. На особенностях географического положения и региональной специфики развития своей местности школьники учатся быть гражданами своего Отечества, патриотами своей Земли. Активное участие ребят в исследовательской деятельности краеведческого характера, помогает формированию у них высоких нравственных качеств, влияет на их личностное самопознание и самоопределение.

Обобщая сказанное, отметим, что совместная исследовательская деятельность способна оказать значительное влияние на формирование личности как школьника, так и самого педагога, который переходит от позиций «диктаторства» к позиции «сотрудничества», становясь наставником и советчиком.

Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие ему нередко бывает вовсе не известно, как можно на практике использовать добытые им сведения. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской

деятельности.


Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.

Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой.

Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.

Таким образом, понимание научного учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся

  • призовые места в школьных, районных, областных конференциях исследовательских работ;

Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.

  • по материалам исследовательских работ систематизирован краеведческий материал, созданы презентации, буклеты, разработаны наглядные пособия для учащихся;

О вполне осознанном выборе и значении проектно-исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос "что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности" ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (44% респондентов);

  • работа над исследованием помогла моей самореализации (60%);

  • в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (25%);

  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать (65%).

Общество представляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка. Дети в школе изо дня в день находятся с ситуации, когда за них делают выбор, поэтому после окончания школы они не способны самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои действия. Поэтому если мы не станем заниматься этой проблемой серьезно, то наши выпускники по прежнему не будут пользоваться спросом на рынке труда.

Проблема профильного обучения на сегодня очень остро. Это связано с социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в обществе, сменой ценностных ориентаций. В обществе усиливается осознание значимости каждой личности. В связи с этим именно профильное обучение призвано удовлетворить познавательные потребности учащихся, к психологическим особенностям школьников, способствовать их творческому саморазвитию.













Список литературы:


  1. Гоман И.Г. Учебно-исследовательская работа в школе - условие развития познавательной активности учащихся // Исследовательская работа школьников.2003.-№3.

  2. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000.- №5. - С.33-37.

  3. Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Серия «Стандарты второго поколения», изд. 2-е. М.: Просвещение, 2011. - 23 с.

  4. Иванов, П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие / П.В. Иванов. - Петрозаводск. ПГУ, 2010. - 106с.

  5. Исследовательская работа школьников 2003.-№1;№3.

  6. Майоров, А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии.- 1999.- №№1-2.

  7. Матрусов, И.С. Школьное краеведение / И.С. Матрусов // География в школе. - 2008. №5. С. 9-14.

  8. Метелкин, Д.А. Диагностика учебно-методической готовности учащихся к профильному обучению // Школьные технологии.-2005.- №1.- С.169-173.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С.М.: «Академия», 2002.-272с.

  10. Педагогические технологии. Под ред. В.С. Кукушина. Ростов И/Д «Март»,2002.-320с.

  11. Сафиуллин, А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей / А.З. Сафиуллин. - М.: Просвещение, 2009. - 127с.

  12. Сергеев, В.И. Краеведческая работа в школе / В.И. Сергеев, И.С. Сергеев. - М.: Просвещение, 2008. - 129с.

  13. Строев, К.Ф. Краеведение / К.Ф. Строев. - М.: Просвещение, 2009. - 193с.









© 2010-2022