Урок по географии на тему Ориентир на местности. Азимут

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 14
Тема. Ориентир на местности. Азимут.

Цель: углубление и систематизация знаний о способах ориентировки и определение направлений; формирование понятия «азимут» и навыков его определения; развитие практических умений ориентироваться в критических ситуациях.
Тип урока: изучение нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• Что такое план местности?
• Что такое географическая карта?
• Что такое горизонт?
• Какие вы знаете стороны горизонта?
• Что означает «ориентироваться на местности»?
• Какие способы ориентирования на местности вы знаете?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Крымские горы, расположенные на юге Крымского полуострова,- живописный район нашей страны, излюбленное место отдыха туристов. В горах проложены многочисленные туристические маршруты различных категорий сложности. Во все времена года по этим маршрутам отправляются туристические группы как в сопровождении опытных руководителей-проводников, так и самостоятельные. И во все времена года в горах постоянно дежурит специальная служба спасения. К сожалению, эта служба не остается без работы, поскольку периодически в горах теряются люди. Почему же так происходит? Дело в том, что в горах погода очень изменчива. Туман, ливень, ураганный ветер и снег могут внезапно догнать неподготовленных путешественников. И тогда от того, насколько путешественники умеют вести себя в критической ситуации, ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой, часто зависит их жизнь.

IV. Изучение нового материала
• Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках, возраст которых 4 тыс. лет, является упоминание о большой глиняный горшок, который караванщики «берегут больше за все свои драгоценные грузы». В нем «на деревянном поплавки лежит коричневый камень, что любит железо. Он, вращаясь, все время указывает путешественникам в сторону юга, а это, когда не видно Солнца и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцев и направляя на путь истинный».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагнічуючи железную иглу. В Средиземноморье компас появился примерно в XII в. С XIV в. компас имеет шкалу. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, а до его центра провел лучи, которые отвечают 32-м направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показателями прибора во время определения направления ветра. На бумажное круг мастер также нанес рисунок, который получил название «роза ветров» и стал эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
• Традиционное закраски южного конца стрелки компаса в красный цвет, а северного - в черный является отголоском древних времен. Еще в ассирийском календаре север назывался Черной страной, юг - Красной, восток - Зеленой, а запад - Белой. В соответствии красили городские ворота в древнем Китае.
• Если нет компаса, то сориентироваться на местности можно с помощью часов. Для этого часы располагают в горизонтальной плоскости и поворачивают так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «12» циферблата нужно разделить пополам. Биссектриса угла совпадет с южной линией, указывающей направление «север - юг», причем юг будет на том конце линии, которая ближе к Солнцу. (Положение минутной и секундной стрелки не учитываются.)
Урок по географии на тему Ориентир на местности. Азимут
• Для ориентирования в горах следует помнить, что южные склоны гор гораздо раньше освобождаются от снега, чем северные. На южных склонах некоторых глубоких ущелий снег лежит в течение целого лета, образуя снежники. Больше ледников расположены на северных склонах гор, снеговая линия здесь расположена ниже, чем на южных. В лесных районах на южных склонах растут преимущественно дуб и сосна, а на северных - пихта и ель. На южных склонах гор альпийские и субальпийские луга поднимаются выше, чем на северных.
• В горах есть свои особые признаки изменения погоды. Если в долине ночью и утром был туман, который исчез после восхода Солнца, будет хорошая погода. Если вдоль горного хребта наблюдается интенсивное увеличение облачности, что постепенно затягивает горизонт, следует вскоре ожидать осадки.

V. Закрепление изученного материала
Время обсуждения ответа на вопрос - 1 минута. Ответы записываются на листе.
1. Назовите как можно больше способов ориентирование по местным признакам.
2. Вы знаете, насколько переменчивая погода и как важно, особенно в условиях похода, уметь предсказывать ее изменения. Назовите как можно больше местных признаков ухудшения погоды.
3. Представьте себе, что вы отправляетесь в путешествие по определенному маршруту. Составьте перечень правил для участника маршрута.
4. Составьте для членов второй группы задачи по ориентированию. Проверьте правильность его выполнения.
2. Подпишите на схеме основные и промежуточные стороны горизонта.
VI. Итог урока
Заключительное слово учителя
• Ориентирование на местности - это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, расположенных на местности. С давних времен главными природными объектами для ориентирования на местности для людей были Солнце, Луна и звезды.
• Надежным способом ориентирования является ориентирование по компасу. С помощью компаса определяют азимут - угол между направлением с определенной точки на север и направлением на предмет, расположенный на местности.
• В случае ориентирование по местным признакам возможные погрешности, поэтому для более точного определения сторон горизонта необходимо использовать несколько признаков.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст учебника пр. 9
• Составить задачу на ориентирование и привести схему ее решения.

© 2010-2022