Программа курса по географии «Мой край родной - земля Тацинская»

Программа курса « Мой край родной - земля Тацинская» реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Донского края позволит школьникам ощутить себя его составной частью, реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли. Программа реализует идеи Концепции краеведческого образо­вания в  Ростовской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по географии, истории, искусству, технологии и биологии. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края.
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХНЕОБЛИВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ТАЦИНСКИЙ РАЙОН

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ


«Мой край родной - земля Тацинская »

6 КЛАССА




Учитель: Мороз Светлана Анатольевна















Пояснительная записка.

Изучение географии своего района представляет собой изучение малой по размерам территории с позиции географической науки. Недаром А.С.Барков в статье «О научном краеведении» отождествляет краеведение со страноведением, называя краеведение «малой географией», «малым страноведением». Необходимость создания данной программы возникла с тем, что до настоящего времени в районе не было разработано программы комплексного рассмотрения территории своего региона, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей.

Курс реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является комплексным интегрированным курсом, формирующим у учащихся знания о природе родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Изучение Донского края позволит школьникам ощутить себя его составной частью, реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.

Программа реализует идеи Концепции краеведческого образования в Ростовской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по географии, истории, искусству, технологии и биологии. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Образовательная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Обязательного минимума содержания образовательных программ по географии. Она реализует возможность федерального базисного учебного плана (2004г) для образовательных учреждений РФ по использованию 1 часа в неделю в 6 классе для разработки региональных программ практической направленности.

В основу содержания программы положено понимание краеведения как учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край. Данный курс тесно связан с программой курса физическая география 6 класса, а также ориентирован на возрастные особенности учащихся. Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Цель: формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Тацинского района, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни, воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, станицу, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, формирование у школьников географической культуры, уважения к Тацинскому району как к составной и неотъемлемой части нашей Родины

Задачи курса:


  • создать у школьников представление о системе географических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;


  • научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;

  • развитие пространственного мышления, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природным богатствам и культурному наследию своей малой Родины.

  • установление межпредметных связей с историей, литературой, биологией в составе национальных региональных компонентов.

Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.

Исторический принцип предполагает включение материалов об истории края, его изучении и исследовании, развитии хозяйства и его будущего, сведений об известных земляках позволяет расширить кругозор учеников и усиливает воспитательные функции курса

Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.

Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления.

Экологический принцип предусматривает изучение экологических ситуаций в крае, осознание причин создавшейся обстановки, формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности

Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.

Личностно - деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.

Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Место предмета в школьном учебном плане.

Согласно новому учебному плану по географии для основной школы в 6 классе отводится 1 час на изучение курса «Физическая география». Региональный компонент базового образования в МБОУ Верхнеобливская оош представлен настоящей программой для учащихся 6 класса.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

* ситуация успеха;

* поощрение;

* познавательная игра;

* свободный выбор задания;

* удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

* формирование ответственного отношения к получению знаний;

  • научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы своей местности;

  • развитие пространственного мышления, эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природным богатствам и культурному наследию своей малой Родины.

  • установление межпредметных связей с историей, литературой, биологией в составе национальных региональных компонентов.

Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.

Исторический принцип предполагает включение материалов об истории края, его изучении и исследовании, развитии хозяйства и его будущего, сведений об известных земляках позволяет расширить кругозор учеников и усиливает воспитательные функции курса

Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.

Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления.

Экологический принцип предусматривает изучение экологических ситуаций в крае, осознание причин создавшейся обстановки, формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности

Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.

Личностно - деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.

Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Место предмета в школьном учебном плане.

Согласно новому учебному плану по географии для основной школы в 6 классе отводится 1 час на изучение курса «Физическая география». Региональный компонент базового образования в МБОУ Верхнеобливская оош представлен настоящей программой для учащихся 6 класса.

Важное значение в успешной реализации программы имеет заинтересованность не только педагога, но и обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

* ситуация успеха;

* поощрение;

* познавательная игра;

* свободный выбор задания;

* удовлетворение желания быть значимой личностью.

Волевые:

* формирование ответственного отношения к получению знаний;

* информирование о прогнозируемых результатах образования.

Социальные:

* развитие желания быть полезными обществу;

* создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

* опора на субъективный опыт ребенка;

* решение творческих задач;

* создание проблемных ситуаций.

Основными педагогическими принципами и условиями, обеспечивающими реализацию программы, являются:

* комплексный подход и организация различных видов деятельности;

* многообразие форм учебно-воспитательного процесса;

* связь учебно-воспитательной работы с жизнью, учет возрастных и индивидуальных способностей детей;

* целостное и гармоничное интеллектуально-волевое и действенно-практическое формирование личности в процессе обучения и воспитания;

* сочетание и развитие у детей всех типов мышления;

* наглядность;

* доступность;

* использование положительной мотивации учащихся на осознанное овладение системой знаний и умений.

Предлагаемый курс географии своего района включает в себя определенный объем заданий, который позволяет учителю выбирать те задания, которые, с его точки зрения, являются наиболее интересными. Задания, помещенные в курсе географии своего района, в основном направлены на самостоятельную работу учеников, что способствует активизации их познавательной деятельности и более высокому уровню усвоения знаний. Предлагаемые задания на ряду с репродуктивными (задания, требующие действия по образцу, то есть относящиеся ко второму уровню) включают задания творческие, частично-поисковые, которые соответствуют третьему уровню усвоения знаний и характеризуются применением знаний и умений в новой учебной ситуации.

Содержание программы учебного предмета

Введение (1 час). Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что изучает наука «Краеведение». Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-популярная литература. Методы краеведческой работы. Знакомство с источниками знаний о своем районе. Роль географических знаний в изучении родного края.

Раздел 1. Донщина, дочь моей России. (11 ч.)

Тема 1. Положение Ростовской области, её площадь, современная граница. (3 часа) Граница Европы и Азии. Пограничные территории Ростовской области. Координаты крайних точек области, городов - Ростова - на - Дону, своего населённого пункта. Определение географического центра Ростовской области.

Символика Ростовской области. Достопримечательности родного края.

Практическая работа №1. Определение по картам физико - географического положения Ростовской области. Определение географического центра Ростовской области. Определение направлений, расстояний, географических координат по карте Ростовской области. Обозначение на контурной карте Ростовской области географических объектов. (Пограничные территории области, крайние точки области и названия районов, в которых они находятся; населённые пункты Ростовской области).

Творческие работы: «Значение символов и цветов на флаге и гербе Ростовской области»

«Презентации об исторических и культурных достопримечательностях Ростовской области»

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: понятие о карте Ростовской области и Тацинского района,

местоположение своего населенного пункта на карте Ростовской области и район.

Учащиеся должны уметь: определять географические координат.

Тема 2. Население Ростовской области (3 часа). История образования Ростовской области. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края. Народы Дона. Казаки. Типы поселений в нашем крае. Названия населённых пунктов. Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей Донского края. Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования. Уникальные занятия населения Ростовской области. Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.

Практическая работа № 2. Описание населения края по плану.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: о важнейших событиях истории родного края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия Ростовской области;

Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края; выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

Тема 3. Тацинский район - часть региона и страны. ( 3часа)

Наш район на карте области. Географическое положение и площадь Тацинского района. Широта и долгота крайних точек района, протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, место на карте своего региона. Площадь, границы.

Практическая работа №3. Работа с контурной картой: нанесение на карту границ Тацинского района и соседних с ним территорий. Определение по плану территории направления от своего населенного пункта до станицы Тацинской, города Ростова - на - Дону. Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшему морю. Определение расстояния от своего населенного пункта к ближайшим горам. Описание маршрута движения. Определение географических координат населенных пунктов района.

Творческая работа: «Мое географическое открытие своего района» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов).

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: особенности географического положения Тацинского района; основные этапы хозяйственного освоения территории района.

Учащиеся должны уметь: находить место своего района на карте края, России; показывать на карте границы Тацинского района, границы пограничных административных районов и их центры, территориальное деление внутри района, населенные пункты, их границы.

Тема 4. Среди милых сердцу названий. История заселения и освоения территории района. (2часа).

Основные этапы заселения территории Тацинского района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры. Виды населенных пунктов и их хозяйственная деятельность. Исторические особенности названия хуторов Дона. Население района и его быт.

Выдающиеся люди Тацинского района, их заслуги перед Отечеством.

Практическая работа № 4. Составить характеристику населенному пункту, в котором вы живете. Обозначение на контурной карте района хуторов и станиц.

Творческие работы. Составить кроссворд «Населенные пункты Тацинского района». Придумать и нарисовать эмблему своего населенного пункта.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: топонимику названий в своём поселении. Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования. Уникальные занятия населения Ростовской области и Тацинского района.

РАЗДЕЛ 2.Общая характеристика природы района (23 часа)

Тема 1. Поверхность нашего края. (2часа) Общая характеристика поверхности территории района и ее геологическое строение. Основные формы рельефа Тацинского района. Холмистый рельеф Ростовской области и Тацинского района. Основные формы рельефа. Овражно-балочная сеть, её происхождение.

Процессы, формирующие современный рельеф. Антропогенные формы рельефа области - шахты, карьеры, терриконы, насыпи, курганы. Влияние рельефа на особенности природы, хозяйство и жизнь людей. Опасные явления природы: овраги, оползни, причины их проявления и меры предотвращения. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, её последствия.

Практическая работа №5. Нанести главные формы рельефа своего района на контурную карту.

Экскурсия по местности в районы естественных или искусственных обнажений горных пород. Изучение рельефа своей местности и слагающих ее пород; описание геологического обнажения.

Изучение склона.

Творческая работа. Составление коллекции « Горные породы моей местности».

Для школьного музея собрать коллекцию полезных ископаемых и горных пород, которые встречаются в окрестностях вашего населенного пункта.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: основные формы рельефа своей местности, своеобразие горных пород и места их нахождения и использования.

Учащиеся должны уметь: различать и описывать горные породы своей местности по их происхождению и внешним признакам, уметь составлять коллекции; показывать на карте основные формы рельефа и определять их абсолютную высоту; обозначать на контурной карте географические объекты; выявлять особенности благоприятного и неблагоприятного влияния человека на формирование рельефа района.

Тема 2. Природные ресурсы. Полезные ископаемые. (2часа)

Подземные кладовые нашего края. Подземные кладовые нашего края. Особенности залегания горных пород в районе и своей местности. Полезные ископаемые района, расположение основных месторождений. Деление горных пород по происхождению. Основные месторождения полезных ископаемых. Использование минеральных богатств области и района. Земельные ресурсы.

Практическая работа. № 6. Составить рассказ о полезном ископаемом, добываемом в районе, по плану.

Тема 3. Царство почвы - уникальный мир природы района.( 2 часа).

Что такое почва. Почвы Тацинского района. Условия для формирования почв в Тацинском районе. Характеристика основных типов почв, размещение, меры по повышению плодородия. Почвенная карта района. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Виды почвенной эрозии и проведение мелиоративных работ.

Преобладающие типы почв области и своей местности. Хозяйственное использование почв своей местности, охрана почв.

Практическая работа № 7. Описание почв своей местности. Характеристика почв района по типовому плану. Мероприятия по улучшению почвенного плодородия.

Проектная работа: Почвы Ростовской области.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: условия образования различных типов почв своей местности; использование почв и охрана почвенных ресурсов.

Учащиеся должны уметь: определять тип почвы, условия её образования, называть главные свойства типов почв района; примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов; объяснять: образование почв, влияние хозяйственной деятельности человека на плодородие почв района, основные проблемы рационального использования почвенных и земельных ресурсов района;

Тема 4. Воды Тацинского района. (2 часа)

Воды суши. Режим и питание реки. Подземные воды Тацинского района, их использование. Меры по охране поверхностных вод, использование в хозяйстве воды местных рек и прудов. Подземные воды, их использование и свойства.

Виды внутренних вод. Охрана водных ресурсов от загрязнения, проблемы рационального использования поверхностных и подземных вод района.

Практическая работа № 8. Экскурсия на местный водный объект (река, пруд) « Описание реки по результатам экскурсии».

Творческие работы: Проведение опроса жителей по теме «Использование водоисточников». Составить памятку «Как правильно вести себя на реке».

Проектная работа: Водные объекты Ростовской области.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: крупные и малые реки Тацинского района;

режим рек и хозяйственное использование вод; систему мер по охране вод.

Учащиеся должны уметь: показывать на карте реки своей местности; описывать воды своей местности.

Тема 5. «У природы нет плохой погоды». (2 часа).

Что такое погода. Погода и причины её изменений в районе и области. Температура воздуха по сезонам года. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Построение и анализ графика температуры воздуха. Виды осадков и их распределение в течение года. Диаграмма выпадения осадков. Отражение особенностей атмосферных явлений в произведениях писателей и поэтов. Преобладающие типы погод. Фенологические наблюдения.

Практическая работа №9 .Ведение календарей погоды с целью наблюдения за погодой в своей местности. Составление диаграммы типов погоды своей местности. Составление графика хода температуры за месяц, год. Составление диаграммы осадков за месяц, год. Роза ветров. Сравнение погоды в разных населенных пунктах.Анализ прогноз погоды за один день в разных населенных пунктах Тацинского района, используя ресурсы сайта МеteoNovosti.RU. Результат занесите в таблицу:

Творческая работа. Найти описание погоды и климата Ростовской области в произведениях донских писателей. Укажите названия произведений.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: климатические показатели; преобладающие типы погод в районе и области; характеристику климата своей местности.

Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой местности; анализировать климатические карты, составлять диаграммы типов погоды, графики хода температур, диаграммы облачности и осадков.

Тема 6. Климат родного края (2 часа). Климатообразующие факторы: географическая широта, воздушные массы и господствующие ветры. Преобладание воздушных масс умеренных широт Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Опасные климатические явления (суховеи, пыльные бури, туман, град, гололёд и др.) и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.

Практическая работа №10. Описание климата района.

Творческая работа: Зарисовать свое любимое время года.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: климатические показатели; преобладающие типы погод в районе и области; характеристику климата своей местности.

Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения за погодой; пользоваться оборудованием географической площадки для наблюдения за погодой местности; анализировать климатические карты, составлять диаграммы типов погоды, графики хода температур, диаграммы облачности и осадков.

Тема 7 . Природная зона. (2 часа) Что такое природная зона. Характеристика природной зоны степи.

Практическая работа № 11. Определение на примере гербарных материалов растений, произрастающих в районе проживания.

Творческая работа. Сделать описание степного ландшафта начала XX века, используя материалы сайта «Степной дневник» iatp.step.ru.

Сравнить с современным степным ландшафтом.

Тема 8. Зеленый ковер района, или цветущее достояние Тацинского района.(2 часа).

Особенности растительного мира. Состав флоры района, сравнение с флорой соседних территорий. Зависимость растительного покрова от географического положения, природно-климатических условий и хозяйственного воздействия человека. Типы классификации растений, их характеристика. Степные и полупустынные растительные сообщества. Главные зональные типы растительности района, особенности их размещения. Растения источники фитосырья (лекарственные, кормовые, пищевые, медоносные, декоративные). Редкие и исчезающие виды растений.

Практическая работа №12. Используя сайт rspu/edu.ru/projects/plants/ создать виртуальный гербарий Тацинского района.

Творческая работа: Придумать загадку о любом растение, произрастающем на территории Тацинского района.

Проектная работа: Растения Красной книги Ростовской области.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: разнообразие растительного мира своей местности, распространение растений по территории района; называть исчезающих и редких представителей флоры; природную зону, в которой расположен район.

Учащиеся должны уметь: определять типичные растения своей местности, знать их использование как лекарственные средства, уметь описывать различные природные комплексы своей местности, взаимосвязи между компонентами природных комплексов.

Тема 9. Животный мир Тацинского района (2 часа). Животный мир Донского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу. Мероприятия по охране и сохранению численности и разнообразия животного мира района.

Практическая работа: Характеристика животного мира Тацинского района.

Творческая работа. Используя краеведческую литературу, ресурсы Интернет подготовьте сообщение об одном из животных своей местности по плану.

Проектная работа: Животные Красной книги Ростовской области.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: разнообразие животного мира степной зоны, его охотничье-промысловое значение. Мероприятия по охране и рациональному использованию животного мира.

Тема 10. Природный комплекс (2 часа)

Ландшафты сухих степей и полупустынной зоны. Характер взаимодействия компонентов природного комплекса и влияние хозяйственной деятельности человека на их развитие.

Практическая работа №13. Экскурсия по родному краю. Описание природного комплекса (ПК ) своей местности по плану.

Творческая работа. Подготовка для младших школьников памятки поведения в природе.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: природную зону, в которой расположен район.

Учащиеся должны уметь: давать комплексные географические характеристики компонентов природы края на основе карт; уметь описывать различные природные комплексы своей местности, взаимосвязи между компонентами природных комплексов.

объяснять взаимосвязи между природой, историей освоения и заселения, и развитием хозяйства своего района; влияние хозяйственной деятельности на состояние природных комплексов.

Тема 11. Охрана природы родного края. ( 2 часа). Особо охраняемые территории Ростовской области и района. Экологические проблемы области и района. Мониторинг состояния окружающей среды своей местности.

Практическая работа № 14.

Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы в местности, расположенной в окрестностях своего населённого пункта.

Творческая работа. Подготовка для младших школьников памятки поведения в природе

Проектная работа: ООПТ Ростовской области.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: виды природных ресурсов и экологические проблемы района; значение понятия «природопользование»; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь: оценивать природные условия и ресурсы; выполнять правила природоохранного поведения;

Итоговый контроль (1 час)

Особенности организации учебного процесса:

Данный курс предполагает использование разнообразных форм проведения занятий: экскурсии, игры, практикумы. Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, проведений исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций, демонстрации видеофильмов. С помощью разнообразных форм проведения занятий, достигаются прочные знания обучающихся о родном крае, и развивается педагогическое творчество учителя.

Помимо практических работ в программе предусмотрены и творческие исследовательские задания, заставляющие школьников по-новому оценить свой интеллектуальный потенциал. В процессе работы у учащихся формируется понятие того, что они могут сделать для сохранения и воссоздания своей среды обитания. Творческие работы рассчитаны на более сильных учащихся.

Практическая значимость программы обеспечивается конкретизацией требований к формированию умений работать с разнообразными источниками географической информации и непосредственно на местности. Умение работать на местности составляет определенную систему, обеспечивающую действенно-практическую направленность обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по краеведческому курсу, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Краеведческое образование не только формирует определенную систему специальных знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе.

Формы и средства отслеживания результативности

За время обучения дети проходят входной, текущий, рубежный контроль (беседа, игра, анкетирование, тестирование).

При рассмотрении каждой темы ребятам предлагаются обучающие, развивающие, интеллектуальные и творческие задания.

Итоговым контролем выполнения программы в целом являются работы учащихся (рефераты, исследования, проекты, фотоальбомы, картосхемы), представленные на семинарах и отчетной конференции-выставке. Творческие работы учащихся наглядно иллюстрируют и заинтересованность темой, и уровень усвоения навыков и общий рост каждого ученика. Для оценки уровня усвоения теоретического материала можно провести семинары, викторины знатоков.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», составленных на основе Примерных программ по географии, истории, искусству, технологии и биологии. Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Планируемые результаты.


В ходе обучения данного курса у учащихся 6 класса должны быть сформированы:

Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально - личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на локальном уровне (житель своего региона, своего района, своего населённого пункта);

- осознание роли и места Ростовской области, Тацинского района как части географического пространства;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства родного края;

- осознание значимости решения локальных проблем для последующих решений глобальных проблем.

  • Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, региону;

- гражданственность, чувство личной ответственности за дальнейшее развитие родного края;

- уважение к природе, истории, культуре родного края, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов, населяющих Ростовскую область, толерантность;

-эмоционально - ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.

Ожидаемые результаты изучения курса « Мой край родной»:

Предметные результаты:

- изученные виды источников краеведческой информации;
- основные краеведческие понятия и термины;

- значение официальных символов Ростовской области, своего муниципального образования;

- основные этапы и ключевые события истории Донского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

изменение природной среды родного края в результате деятельности человека; географическую зональность;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Ростовской области - субъекта Российской Федерации;

- представления о географических явлениях и процессах, характерные для природы Донского края, компонентов природы, взаимосвязей между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- представления об особенностях географического положения объектов природы Ростовской области и Тацинского района;

- представления о формировании рельефа, природных и антропогенных форм рельефа области и района; современных рельефообразующих процессах и опасных природных явлениях, характерных для территории нашего края;

- представления об особенности гидрографической сети края, влияния хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов; особенностях использования и охраны поземных вод в области и районе

- представления об особенностях растительного и животного мира, почв области и района, их использование человеком;

- об охраняемых природных объектов на территории Ростовской области и Тацинского района; о природных и антропогенных причинах возникновения геоэкологических проблем в Ростовской области и своей местности, мерах по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- овладение элементарными методами географических исследований своей местности (наблюдение, описание);

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения основных метеоэлементов Ростовской области и района проживания, характеристик сезонов года на Дону;

Метапредметные результаты:

Универсальные способы деятельности:

Умение описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;

Умение находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Ростовской области;

Умение приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашей области, влияние окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения;

Умение составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района, а также различных территорий Ростовской области на основе разнообразных источников информации и форм её представления, собственных наблюдений;

Умение определять: на местности, плане и карте Ростовской области и Тацинского района расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

умение применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.

Личностные результаты:

Сформированность устойчивых установок социально - ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Овладение навыками применения географических знаний о природе родного края в различных жизненных ситуациях.



© 2010-2022