Краеведение в школе (анализ опыта работы)

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система географического краеведения и её итоги

в МОУ Казинской СОШ

А.В.Канаев

(МОУ Казинская СОШ,

Семилукский район)

В результате длительного преподавания географии и истории в школе сложилась концепция обучения данным курсам. Основой концепции повышения качества преподавания предметов является широкое применение краеведческого материала в обучении, непрерывное географическое и историческое образование, применение инновационных методов в обучении. Развитие данной концепции и осуществление её на практике в муниципальном общеобразовательном учреждении Казинской школе Семилукского района привело к созданию краеведческой системы, которую можно выразить схемой:

Краеведение в школе (анализ опыта работы)

Таким образом, в школе удалось значительно углубить преподавание краеведения географии и истории. Так, если в школах области из вышеприведённой схемы, обычно присутствуют такие составляющие как «География области», «История области» и «Элементы краеведения в различных предметах», в Казинской школе удалось создать данный комплекс, дополнив его «Географией района», «Историей района», созданием краеведческого музея, туристско-краеведческого клуба, работой летнего экологического пришкольного лагеря, активизацией внеклассных краеведческих мероприятий и развитием ряда факультативных курсов1.

Уже на начальном этапе организации краеведческой работы в школе был создан туристско-краеведческий клуб «Запад». В туристско-краеведческий клуб пришло много ребят и девчат, вначале ничего не умеющих, небрежно, потребительски относящихся к природе. И вот от похода к походу они меняются, их уже не узнать, это уже уверенные в себе люди, умеющие и жить в природе, и постоять за себя, за других, за природу, имеющих и честь, и мужество. Сидя у костра в походе, слушая ли песнь гитары, рассказ товарища или ведя разговор, дети начинают чувствовать прекрасное, духовное заполняет, оттесняя в сторону всё мелкое и ненужное, и каждый такой день облагораживает школьников. Расспрашивая школьников о том, что им нравится в походе, часто можно услышать, кроме простенького - «Мне там весело и интересно», и такое: «В походе я чувствую себя сильной, всё вокруг красиво, и всё так хорошо!», «Мне нравятся походы потому, что они приучают меня быть собранной; потому, что в походе всегда все дружные», «Нравится, что я становлюсь сильным, преодолеваю препятствия»… Сколь многое таится за словами детей…

Наш туристско-краеведческий клуб вмещает в себя такие направления работы как пешеходный туризм, техника пешеходного туризма, водный туризм, техника водного туризма, краеведение родного края, клуб «Возрождение», занимающийся изучением памятника истории и культуры Семидубравное, эколого-ландшафтный клуб «Горицвет».

Школьники ежегодно участвуют в нескольких походах и экспедициях. В результате сельским школьникам удалось побывать на Кавказе, в Киеве и Харькове, Москве и Санкт-Петербурге, Задонске. В то же время ученики не забывают и про родной край. Школьники побывали во многих местах нашей области, стали регулярными походы по Дивногорью, Усманке, Струковскому лесу. В селе, в котором и реку можно перепрыгнуть, удалось создать секцию водного туризма. Под килем Казинских школьников остались реки Дон, Битюг, Усманка, Воронеж. Этот вид туризма всегда был очень привлекательным для школьников. Совершаются и многодневные походы первой категории сложности по Воронежской, Белгородской, Курской областям, Кавказу. В результате школьникам был присвоен третий спортивный разряд по туризму. Походы, совершаемые школьниками, всегда интересны и оставляют немало воспоминаний. Недаром длительный поход, совершённый нами в 2003-2004 году по реке Ведуге, был признан областной конкурсной комиссией походом года, и ему было присвоено первое место.

Активно занимаются школьники и техникой пешеходного туризма. Поучаствовать в соревнованиях и преодолеть препятствия в виде навесной переправы, переправы по бревну, маятника, спуска спортивным способом … для многих школьников - очень увлекательное занятие. Видимо, именно поэтому команда нашей школы не раз становилась призёром районных соревнований по технике пешеходного туризма. Отличались школьники и в различных конкурсах: туристической песни, конкурсе поваров, туристической газеты.

Занимаются школьники и техникой водного туризма, практически ежегодно принимая участие в областных соревнованиях по этому виду спорта. Приняли мы участие и во Всероссийской регате, посвящённой 300-летию Российского флота.

Участвуя в походах, школьники ближе знакомятся с родным краем, лучше начинают понимать и чувствовать природу. Постепенно пришло понимание, что поход - это не просто путешествие, а ещё и изучение родного края. В результате стали участвовать в различных туристических эколого-краеведческих мероприятиях. Так школьники в течение 7 лет в рамках областной экспедиции школьников «малые реки ЦЧР», проводимой экологическим комитетом Воронежской области и Воронежским центром детско-юношеского туризма и краеведения, провели эколого-краеведческую экспедицию «малые реки Семилукского района». В ходе этой экспедиции школьники прошли и изучили все реки своего района, провели экологические наблюдения, выявили загрязнители и другие экологические нарушения. В походах школьники провели и важную работу по сохранению природы родного края, занимаясь очисткой местности и оборудованием родников. Материалы экспедиции были обобщены и представлены на Всероссийский конкурс, и стали победителями Всероссийского конкурса краеведческих экспедиций школьников2. (2)

Большим подспорьем в преподавании краеведения, особенно в сельской местности, где воспользоваться краеведческими музеями города весьма проблематично, является школьный краеведческий музей. В условиях сельской, удалённой от города школы нет необходимости специализироваться на отдельной теме, пытаясь конкурировать с большими государственными музеями. Специализация на узких темах сильно ограничивает возможности школьного музея. Школьный музей - это ещё один класс в деле обучения школьников и прежде всего на краеведческом материале. В Казинской школе музей возник на базе тех исследований и находок, которые делали школьники, участвуя в туристических походах. 16 ноября 1998 года музей был официально открыт. Впрочем, работа в музее не остановилась с его открытием. Школа находится вблизи деревни Семидубравное, которую в 1840 году посетил великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Мы сделали немало, исследуя этот факт в истории нашего края. Появились новые экспозиции. 15 сентября 1999 года областная окружная комиссия присвоила экспозиции Казинской школы звание «Школьный музей имени Михаила Юрьевича Лермонтова». Было получено свидетельство за №75213. К моменту регистрации музея здесь уже работало восемь разделов, три из них рассказывали о природе края. В настоящее время экспозиция музея состоит из следующих разделов: «Ландшафтный», «Геология родного края», «Растительность нашей земли», «Животный мир», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Памятник истории и культуры Семидубравное», «Лермонтов в Семидубравном», «Этнографический отдел», «Нумизматика», «Наше село Казинка», «История туристско-краеведческого клуба Запад», «История школы», «Научное общество учащихся».

Музей постоянно посещают экскурсанты, здесь бывают посетители со всей Воронежской области, но, прежде всего, музей создан как класс для обучения на живых примерах самих школьников, и они здесь самые частые гости. Разнообразие экспозиций позволяет проводить экскурсии различных направлений. Ученики посещают музей, углубляя и закрепляя свои знания на самых различных уроках. Зайти в музей, подержать в руках некоторые экспонаты, рассказывающие о природе и истории родного края, осмотреть экспозицию - всегда для учеников школы одно из самых интересных занятий.

Впрочем, школьники не остаются только экскурсантами. Из числа школьников создан школьный совет. Ученики стали экскурсоводами. По заданию музея многие учащиеся совершают экспедиции, собирают материалы, оформляют разделы экспозиции, пишут исследовательские работы.

Таким образом, в школе на краеведческом примере удаётся дополнять материал не только по географии, но и по биологии, истории, литературе и другим предметам. Следует также отметить, что в связи с проблемами финансирования школ, вся туристическая, исследовательская, музейная и спортивная работа в школе проводится на общественных началах.

Длительное время в школах краеведение было представлено лишь в качестве единичных часов в различных предметах, прежде всего в географии и истории. Не было ни системы, ни обязательности их проведении. С появлением в школах предметов «История Воронежской области» и «География Воронежской области» значительно улучшилось изучение краеведения в школе, да и отношение к нему стало меняться. В то же время на изучение отводится немного времени. Впрочем, в последние годы, положение ухудшилось. Свой край вновь предложено изучать в рамках общих курсов географии и истории. По сути, мы откатились назад, к тому, что было раньше до введения курсов «География Воронежской области» и «История Воронежской области». Лишь обширный методический аппарат позволяет ещё обучать детей на должном уровне, впрочем, часто это становится делом энтузиастов. Мы видим, даже на изучение своей области дано ничтожно мало времени. Когда же тут говорить об отдельных регионах области, о своём районе, селе?! Вот и получается, что краеведение в школе только пробивается на свет. Что же делать? Как исправить положение?… Возникшую проблему частично удалось преодолеть, применяя различные методы по интенсификации учебного процесса. При обучении географии и истории часто приводятся факты, связанные с историей и природой нашего края, зачастую опирающиеся на наши экспедиции и исследования. Это позволяет усилить не только краеведческую сущность предмета, но и лучше усвоить школьниками географию и историю, которые становятся не чем-то абстрактным, а близким и понятным.

Приходится работать и над методическим обеспечением курсов «География Воронежской области» и «История Воронежского края»4.

Как показала практика, для успешной исследовательской деятельности, высокого качества обучения, необходимо не только ходить в походы, исследовать свой край, но и обращаться к уже известным фактам о своём районе. Это позволяет глубже понять суть явлений, иметь опору в виде накопленных знаний о родном крае. Так, значительным дополнением в деле преподавания краеведения, в Казинской школе являются краеведческие факультативные курсы, среди которых в рамках темы хочется отметить курсы «География Семилукского района», «Заповедные уголки Воронежской области».

«География Семилукского района» изучается школьниками в классах средней ступени. Учебным пособием для учеников стал учебник «География Семилукского района»5. Учебное пособие значительно облегчило преподавание материала и вобрало в себя накопленные за годы сведения о родном крае. В ней обобщён материал по геологии, рельефу, полезным ископаемым, климату, водам, почвам, растительному и животному миру, а также дана информация по топонимике и населению. Материал был тесно увязан с учебной программой и апробирован в школах.

Факультативный курс «Заповедные уголки Воронежской области» нацелен на углубление знаний школьников о наиболее интересных ландшафтах нашей области. Здесь большим подспорьем стали книги, изданные учёными ВГУ.

Следует также отметить другую группу факультативных курсов, направленных на формирование навыков ведения исследовательской работы. Это «Методика исследовательской работы», «Основы топографии», «Музейное дело». На этих факультативах школьники овладевают исследовательскими приёмами, что позволяет им в дальнейшем проводить географические и исторические наблюдения и исследования.

Пришкольный эколого-краеведческий лагерь является одной из форм в комплексе краеведческого образования школьников, органично продолжая краеведческое образование и воспитание школьников в летнее время. Не оставить детей летом без развития, включить их в процесс увлекательного познания стало нашей целью при создании пришкольного эколого-краеведческого лагеря.

Целью работы лагеря, которая успешно реализуется, является не только эколого-краеведческое обучение и воспитание, но и организация интересного, познавательного и здорового отдыха учащихся. В лагере интересно, от этого воспитательная и обучающая цели успешно достигаются, а здоровый отдых готовит детей к новому учебному году. Обучение экологии и краеведению в лагере ведётся через интерес, через увлекательные мероприятия, игры, занятия. В лагере школьники посещают заповедники, музеи, проводят экскурсии на природу с выполнением задания (сбор лекарственных трав, очистка водоёма, обустройство родников), эколого-краеведческий КВН, конкурс экологического рисунка на асфальте, двухдневный поход и многие другие мероприятия. Накапливается материал и для исследовательских работ6.

Много приходится работать и над совершенствованием тематического планирования7.

Школьники, принимая участие в различных конкурсах, показывают высокий уровень подготовки.

Для достижения высокого образовательного и воспитательного эффекта большое значение имеют методы и технологии, применяемые в обучении. При обучении географии, истории и краеведению широко применяется игровой метод. Игровой метод позволяет с интересом изучать многие темы, которые при другой форме становятся скучными и неинтересными. Чем выше интерес к предмету, тем лучше его усвоение, а значит, прочнее знания8. Удалось разработать технологию учебной настольной игры. В настоящее время данная технология проведения игры и урока находит всё большее число последователей, разрабатывается и развивается учителями всей страны.

Большая работа при обучении и воспитании, а также при подготовке к мероприятиям и урокам проводится с привлечением компьютера. Первоначально при отсутствии компьютера в школе это делалось по методу безмашинного программирования, с появлением компьютера этот инструмент прочно вошёл в работу по обучению учащихся. Следует отметить, что информатика, мир компьютеров, один из самых живых предметов. Техника непрерывно совершенствуется, изменяется программное обеспечение. Такие изменения заставляют учителя постоянно совершенствовать свои знания информационных технологий, как самостоятельно, так и на курсах в ВОИПКРО. Наличие дома компьютера и периферийного оборудования позволяет эффективно готовиться к урокам, вести исследовательскую работу. Ученики нередко проводят уроки в компьютерном классе, порой до 20 - 30% учебного времени учащиеся изучают предмет с использованием компьютера. При работе большую помощь оказывают различные компьютерные программы по географии и истории.

При обучении школьников очень важно применение практических работ, прежде всего, на местности. Работа на природе, вне классной комнаты, позволяет при правильной организации процесса добиться наивысших результатов.

Занимаясь изучением географии, необходимо иметь стремление к достижению наивысшего результата, добиваться глубокого изучения материала и через соприкосновение с природой и историей достигать воспитательного эффекта. Естественно, что вся вышеописанная деятельность не раз заставляла задуматься об эффективности апробации используемых инновационных методик обучения. При анализе деятельности прослеживается позитивная динамика учебных достижений обучаемых. В последние годы нет учеников, имеющих оценку «неудовлетворительно». Результаты, показываемые учащимися, высокие. Высокие результаты обучения подтверждают и экзамены, в том числе и в форме ЕГЭ..

Но особо проявляется успешная реализация концепции, эффективность инновационных методик обучения в исследовательской деятельности школьников.

Работы учащихся по изучению рек были очень высоко оценены на Всероссийском конкурсе учащихся по географическому краеведению и экологии в Москве в 1997 году9. По результату детских краеведческих работ школа была принята коллективным членом географического общества школьников. Ряд географических рефератов были представлены на межрегиональную конференцию в Воронеже, где получили высокую оценку. Была организована подсекция Воронежского отдела Русского Географического общества учащихся. Ежегодно в школе проводится географическая конференция. Сильнейшие работы заслушиваются на областной конференции Русского Географического общества учащихся в ВГУ, ежегодно более десятка работ получают призовые места. Об этой стороне нашей работы можно получить представление из ежегодно издаваемых Воронежским государственным университетом программ конференции научного общества учащихся. Работа по пропаганде географических знаний высоко оценена руководством общества с вручением благодарственных писем. В школе была организована секция аэрокосмического общества ВАКО «Союз», мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Созвездие».

Туристическая и исследовательская работа не спадает и в последние годы. С получением бесценного педагогического и практического опыта удалось вывести детей на новый уровень. Так, школьники выявили два новых памятника природы в Семидубравном: «Лес Орешник» и «Сад священника». Выявленные памятники были изучены, а материалы были представлены в областной экологический комитет. В результате, впервые за последнее десятилетие в Воронежской области появились новые региональные памятники природы. О деятельности школьников по созданию памятников природы прошла информация на страницах многих газет и телевидения, в Интернете. Качественно более сильными стали и исследовательские работы учащихся. Ученики стали победителями таких престижных Всероссийских конкурсов как «Подрост», «Первые шаги», «Далёкое и близкое старинных усадеб». Школьники стали лауреатами премии Общественной палаты «Детский Золотой фонд Воронежской области - 2005», победителями краеведческого движения школьников Воронежской области «Край родной» с вручением диплома имени Николая Ивановича Костомарова. Учащиеся занимают призовые места и на многих областных конкурсах и конференциях. Многие работы школьников опубликованы в сборниках конференций10.

1 Канаев А.В. Развитие краеведения в русской школе. // Непрерывное географическое образование (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное): новое в содержании и методике. Харьков, 1996, с. 52.

2 «География в школе» 1999 года, №1, с. 75-77

3 Каталог школьных музеев Воронежской области (1998 - 2002) Воронеж, 2002, с. 23

4 Канаев А.В. Чайнворды // Использование тестов на уроках географии. Воронеж, 1998, с. 32-39

5 Канаев А.В. География Семилукского района. Воронеж, 1998

6 Пришкольные эколого-краеведческие лагеря как составная часть непрерывного географического образования. // Непрерывное географическое образование: инновационные методы и технологии. Харьков, с. 74.

7 Канаев А.В. Вариант тематического плана по курсу «Экономическая и социальная география мира // География в школе. 1992, с. 64

8 Канаев А.В. Настольная игра на уроке» // География в школе 1994, №2, с. 53-56.

9 География в школе №3, 1998, с. 92-93.

10 Экологический мониторинг особо охраняемых природных территорий Воронежской области. Воронеж, 2004, с. 23-25, 25-29; Природа вокруг нас. Выпуск 1. Охрана и использование природных ресурсов. Воронеж, 2006, с. 66-68; Природа вокруг нас. Выпуск 2, 2006, с. 64-66.


© 2010-2022