АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы просто обязаны применять  современные средства обучения и новейшие методики. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует ...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ



Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы просто обязаны применять современные средства обучения и новейшие методики. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудах философов, психологов, педагогов.

Педагогических технологий много. При выборе технологии я руководствуюсь педагогическими и психологическими подходами - гуманистическими, развивающими, компетентностными, возрастными, индивидуальными, деятельными, личностно-ориентированными. Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных - развивающих - целей. Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу сегодняшнего образования можно сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования. Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям [1,с.368].

В качестве активизации познавательной деятельности на своих уроках географии я применяю различные технологии. Разные классы, возрастные категории, уровни подготовки (я работаю с 6 по 11 классы) позволяют мне понять: когда, зачем, где и на каком этапе процесса обучения я могу «что и как развивать». Весь подобранный материал содержит и теоретические основы определённой технологии, и практические занятия, успешно применяемые мною.

Применение компетентностно - ориентированных заданий на уроках географии. На сегодняшний день невозможно представить современную систему образования без кропотливой работы по изучению, освоению и внедрению современных образовательных технологий. Из всех направлений наиболее актуальными в работе учителя географии являются проблемы внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на реализацию задач формирования ключевых компетентностей обучающихся. Уже сегодня стало понятно, что обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку[2,с.192]. Компетентностно-ориентированная модель способствует переходу ребенка к ученику, знающему механизм самообучения и заинтересованного в саморазвитии. Технология дает возможность увеличить время самостоятельной деятельности учащихся, и направлена на раскрытие личности каждого ребенка. На уроке ученик находится в сотрудничестве с учителем, поддерживает диалог с учащимися в процессе поиска знаний. В ходе урока создаются условия благоприятного эмоционального фона, где учитель является организатором самостоятельной деятельности учащихся. Этапы компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса отражают деятельность учащегося - осознание, самореализацию и рефлексию.

Уроки географии с использованием ИКТ. В настоящее время, когда школа переходит на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции роль ИКТ становится едва ли не главенствующей. Применение информационных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе. В современном мире существуют многие факторы, которые сейчас непосредственно влияют на процесс обучения и стали главными для внедрения ИКТ в нашу образовательную систему оттеснив её границы далеко за пределы школьного кабинета. Среди них я выделяю наиболее важные:

- массовое распространение цифровых информационных технологий,

- изменение требований, предъявляемых к современному подрастающему поколению,

- изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником,

- огромная скорость увеличения объема информации и как следствие необходимость её дифференцирования.

Существует несколько основных форм применения ИКТ на уроках географии:

- использование огромной информационной базы в учебном процессе,

- применение ИКТ для организации подготовки учащихся к прохождению ЕНТ по географии.

Укрупнение дидактических единиц на уроках географии. Понятие "условный рефлекс" введено в науку академиком Павловым. Закон оптимального условного рефлекса Павлов выразил лаконично формулой: "Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление". УДЕ во многом основана на приложении методики условных рефлексов Павлова к обучению людей. Подобно тому, как временная связь у Павлова создавалась на базе пары контрастных раздражителей (сильный и слабый свет и т.д.), так и в системе УДЕ обучение построено на объединении контрастных знаний, понятий, преобразований, взаимообратных задач, теорем, функций.

Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно, овладевать знанием, развивать мышление.Всё это реализует система УДЕ (укрупнение дидактических единиц). Успешное и полное выполнение программы с экономией времени, при повышении глубины и прочности знаний.

Технология индивидуализированного способа обучения на уроках географии. В работе по технологии индивидуального обучения от учителя не зависит темп работы ученика, уровень трудности, время устного ответа. Все это выбирает сам ученик. Учитель ставит оценки, но и в этом вопросе от него зависит не все, так как оценки ставятся не по желанию учителя, а за то, что выбрано самим учеником (объем его работы), то есть и здесь много зависит от ученика. Тем более что отрицательные оценки недопустимы. Учитель не может вызвать ученика к доске или спросить его с места. Уроки по данной технологии индивидуального обучения оцениваются по следующим критериям: время активной работы учеников на уроке, то есть ответ на вопрос, сколько времени каждый ученик самостоятельно работал на уроке, а сколько смотрел, как работает учитель или другие ученики; эффективность работы каждого ученика, то есть количественное выражение результатов его труда - сколько самостоятельных работ ученик выполнил, сколько раз отвечал устно и каково качество этой работы; психологический климат урока, в том числе, отсутствие каких - либо замечаний ученику со стороны учителя[3,с.332]. На уроках учитель становится помощником ученика в деле преодоления трудностей, возникающих у ученика при самостоятельном изучении нового учебного материала. Зная индивидуальные особенности каждого ученика, учитель оказывает каждому ученику помощь в соответствии с этими индивидуальными особенностями. Ученик может в любое время урока обратиться к учителю за такой помощью. Кроме этого, он может обратиться также за помощью к любому ученику класса.

Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще.

Модульная технология на уроках географии. Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою цель, ставит перед учащимся конкретные задачи и даёт алгоритм-порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно оценить и проверить правильность своих ответов. В процессе работы с модулем ученик достигает конкретных целей учения. Главное предназначение модуля - развивать мышление. Данная технология позволяет:

  1. освободиться учителю от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей;

  2. создать условия для совместного выбора педагогами и учащимися оптимального пути обучения;

  3. формировать умения самостоятельного учения;

  4. развивать рефлексивные способности учащихся.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так,

что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе [4,с.24]. Модули обучения - это такие известные формы уроков, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения - диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Особый интерес представляют модули контроля: выборочный контроль (добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер), персональный контроль (это форма «тихого» опроса), фронтальный контроль (это разновидность фронтального опроса: работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант), тематический контроль (это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу).

Технология полного усвоения знаний.Достоинством данной технологии является то, что в рамках ее использования могут быть использованы любые формы организации работы учащихся (парная, групповая, фронтальная, индивидуальная) [5,с.107].Четко установленный результат формирует условия для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и развития навыков самообразования. Учащиеся свободно работают с информацией, поощряется доступ кинтернет - ресурсам [6,с.53]. Информация становится не целью обучения, а средством развития личности учащихся, что очень важно в современном динамично развивающемся мире. Объём информации возрастает в геометрической прогрессии, поэтому целью учителя становится формирование у учащихся способности добывать и обрабатывать информацию из всех доступных источников.

Личностно - ориентированный подход на уроках географии. Личностно - ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося [7,с.60]. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга.

Готовясь к уроку, я всегда думаю, насколько это будет интересно моим ученикам, какую пользу они получат для себя. Для школьников учитель не только носитель знания, но и яркая, интересная личность, которая передает знания и совместно с учащимися принимает участие в малых открытиях. Увлекательно и интересно организует их учебный труд. В работе учителя всегда должно быть место творчеству.





Список литературы:

1. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика1989. 192 с.

3.Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов-н-Д: Феникс, 2006.-332 с.
4. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.
6. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. - с. 53-57.
7. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. - с. 60-64.




© 2010-2022