Формирование этнографических знаний через изучение топонимов

Одним из ярких проявлений культурных традиций и исторического и жизненного опыта нашего народа является формирование географических названий малой родины. Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для географов-краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее раздел – топонимика.Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с ходом исторического процесса данной территории. Поэтому топонимы ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование этнографических знаний через изучение топонимов

Матвеенко Елена Юрьевна, учитель географии

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная

школа» Ракитянского района Белгородской области

Одним из ярких проявлений культурных традиций и исторического и жизненного опыта нашего народа является формирование географических названий малой родины. Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для географов-краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее раздел - топонимика. Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с ходом исторического процесса данной территории. Поэтому топонимы являются очень важными носителями информации о языке, истории и культуре наших предков. Кроме того, топонимы - своеобразная визитная карточка географического объекта, путеводитель в путешествии по окружающему миру. Географические названия, которые я изучаю со школьниками, можно отнести, в основном, к микротопонимической лексике. Это названия улиц, переулков, форм рельефа окрестностей села, популярных мест отдыха и народных гуляний. Многие топонимы являются архаизмами и историзмами, то есть несут историческую информацию об этапах жизни населения этой территории. Например, хутор Красный, Красный лес - в это место были выселены раскулаченные и не согласные с коллективизацией семьи, которые основали здесь хутор, названный позже Красным в соответствии с политической ситуацией.

Свою работу по исследованию местных географических названий мы начинали с накопления информации - составили полный перечень географических названий, в него вошел 71 топоним. Затем все топонимы мы разделили на группы: во-первых, это топонимы улиц и переулков; вторая группа - гидронимы, и названия природных объектов. Следующей задачей стало для нас выяснение происхождения этих названий. Оказалось, что с каждым топонимом связано или событие в истории села, или человек, оставившие о себе память. Самым простым было определить происхождение улиц села. Среди обозначений улиц встречаются обозначения крупных дорог и развилок (шлях, косик), переулков (Матын проулок, Макаров куток), обособившихся или отделившихся частей и улиц села (Деревушка, Березник) и хутор (Красный). Улица Харьков - на этой улице есть необычное место, здесь собирались люди в праздники водить танки, петь песни - «Широкая улица», образно еще это место называли Харьковом, по названию города, в который селяне ездили за покупками. Говорили: «Собираемся на «Харьков»», отсюда и пошло название улицы. Улица Горянка - существуют две версии происхождения названия: улица расположена «на горе», под ней раскинулась долина реки Пены. По второй версии в начале прошлого века улицу занимали дома, крытые соломой, и когда загорелась одна хата, от нее огонь перекинулся на соседние дома и выгорела практически вся улица. Улица Голодаевка - до 30-х годов XX века этой улицы не было, после раскулачивания сюда, за околицу села, на «загоны», «сослали» целые семьи. Эти семьи жили плохо, голодали, так как у них отобрали все: лошадей, коров, овец, даже курей и теплые вещи. По легенде, рассказанной старожилами, в особо страшный голод здесь были зафиксированы случаи каннибализма. Улица Березник получила свое название от берез, которые были посажены взамен вырубленных садов в послевоенное время, когда каждую яблоню обложили налогом и селяне были вынуждены вырубить гордость нашего села - лучшие на Белгородской земле сады.

Некоторые названия связаны с хозяйственной деятельностью человека:

Конищево - место за Березником, где берега реки Пена низкие и пологие и удобно поить лошадей. Коровий Лог (лог - по-местному балка) - место, где раньше пасли колхозное стадо. Сапог - место в пойме реки Пена с узким входом, напоминающим сапог, куда загоняли стадо пастухи, чтобы оно не разбегалось. Некоторые названия связаны с конкретными историческими событиями: Прогон - это место, через которое гнали скот во время Великой Отечественной войны в тыл. Гидра - место в пойме реки, где когда-то стояла мельница, а потом гидроэлектростанция, снабжавшая электричеством три села.

Другие топонимы связаны с растительным составом этого места: Олёх, болото Моховое. В некоторых названиях отражены диалектные слова: Грызя - болото, лощина на лугу, где всегда грязно. Косик - место на Березнике, где сходятся три дороги, место для игр ребятни. Часть названий связана с конкретными людьми: Ганин лог, Юлисова лощина, болото Бочаровка, Медведева лощина, Кирилова вершина, Васюхин проулок. Этих людей давно нет в живых, но старожилы их помнят и с уверенностью рассказывают, почему их увековечила людская память. Географические названия содержат также описание положительных и отрицательных форм рельефа (лог, лощина, яма, вершина, багно).

Список гидронимов составил 21 название. Большинство из них соотносятся с характером течения реки или ручьев в этом месте, качеству воды (Бегучий ручей, Гремучий ручей, Пенка, Яма, Пересып, Перебойное), характером растительности на берегах (Березовый ручей), с расположенными на другом берегу селами (Богатинский ров - с. Богатое, Хохляцкий ров - с. Венгеровка с ярко выраженным украинским диалектом), деятельностью человека (Гидра, Плотина, Левада).

В большинстве географических названий отразилась историческая и культурная среда, обусловившая образ жизни крестьян, их миропонимание, их говор. Огромным полем для исследований являются антропонимы - собственные имена и прозвища людей. И этими исследованиями должны заниматься не только филологи, но и учителя-историки, географы. Топонимы - это яркий краеведческий материал, живой и актуальный, развивающий эмоциональное отношение учащихся к окружающему миру, творческий подход к изучению родного края, воспитывающий патриотизм и прививающий навыки поисково-исследовательской деятельности. Этнокультурная составляющая географии стала приоритетной в современной науке, и я считаю, что изучение национальной культуры народов нашей страны логичнее начинать с изучения культуры своей местности, в том числе и через изучение географических названий. Несмотря на недостаточную изученность топонимов, данный материал призван реализовать исторический подход в образовании и вполне может быть использован на уроках географии своей области, краеведения, занятиях кружков естественного направления.


© 2010-2022