Урок географии на тему Волго-Вятский район. 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классУрок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классУрок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классУрок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классУрок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классУрок географии на тему Волго-Вятский район. 9 классКонспект урока по теме «Волго - Вятский район»

Цель урока:

- Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), состав, национальное многообразие, хозяйственное и культурное развитие Волго - Вятского района.

Задачи урока:

  • Познавательные:

- познакомить учащихся с экономико - географическим положением района;

- выявить состав Волго - Вятского района;

- познакомить с национальным многообразием Волго - Вятского района;

- раскрыть особенности хозяйственного и культурного развития Волго - Вятского района;

  • Коммуникативные:

- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации;

- находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (выделять главное, делить текст на части), обобщать, доказывать, делать выводы;

  • Личностные:

- способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности;

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

Методы и приёмы

- дедуктивный метод формирования понятий;

- по источникам знаний: словесные, объяснение, беседа, рассказ учителя, практические: работа с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.

- по характеру познавательной деятельности: частично - поисковый, объяснение нового материала;

Средства обучения:

Учебник, атлас, административная карта России, дополнительная литература, тетрадь, ручка.

Основное содержание:

Состав и географическое положение Волго - Вятского района. Этническое многообразие. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города.

Способы действий учащихся

На основе анализа текста параграфа 14, физической и экономической карт Центральной России (рис. 7 и 8 учебника) дать характеристику географического положения Волго - Вятского района; работать с контурной картой; работать в группах; отстаивать свою позицию в обсуждении; осуществить рефлексию.

Ценностный компонент урока

Значение Волго - Вятского района в хозяйстве России; ценностный обмен смыслами в ситуации диалога.

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, атлас с контурными картами, тетрадь, ручка, карандаш, два дополнительных листа.

2. Проверка домашнего задания. (8 мин.)

- С каким экономическим районом вы познакомились на прошлом уроке?

+ Костромская область в составе Центрального района.

- Расскажите о географическом положении и составе Костромской области. (один ученик выходит к доске и рассказывает, показывая на настенной карте)

+

- На партах у вас есть чистые листочки, возьмите их и подпишите. Я выведу на экран вопросы по Костромской области, а вы запишите только ответы. (пример вопросов в приложении)

+

- Прошу всех сдать листочки с ответами.

3. Новая тема.

- На одном из предыдущих уроков вы познакомились составом Центрального района. Сколько экономических районов входит в Центральный район?

+ Три.

- Назовите их

+ Центральный, Центрально - Чернозёмный, Волго - Вятский.

- Верно! С Центральным вы познакомились. Сегодня речь пойдёт о районе, который расположился в бассейнах Волги, Оки и Вятки по соседству с Центральным, Поволжским, Уральским экономическими районами. Догадались, о каком районе сегодня пойдёт речь?

+ Волго - Вятский экономический район.

- Молодцы! Что вы хотите узнать о этом районе?

+ ГП, состав, население, хозяйство и культура.

- Хорошо. Целью нашего урока будет:

  • определить ГП Волго - Вятского района;

  • выявить состав Волго - Вятского района;

  • познакомиться с населением, особенностями его хозяйственного и культурного развития;



  • Работа с настенной картой и атласом.

- Откройте атлас с картой Волго - Вятского района. Рассмотрите внимательно, где он находится, какие субъекты входят в состав. ( вызываю одного ученика к настенной карте)

Ученик с помощью класса и учителя рассказывает о географическом положении и показывает состав района.

+ В состав района входят: 2 области - Нижегородская и Кировская, 3 республики - Чувашская, Марий - Эл и Мордовия. Все эти субъекты имеют столичные центры:

  • Нижегородская область - г. Нижний Новгород

  • Кировская область - г. Киров

  • Республика Мордовия - г. Саранск

  • Республика Марий - г. Йошкар - Ола

  • Республика Чувашия - г. Чебоксары

- Молодцы! Откройте учебник на стр. 222 и проверьте по таблице «Административно - территориальное деление России» правильно ли вы определили субъекты Волго - Вятского района.

+ Всё верно.

- Откройте контурные карты и обведите границы всех субъектов Волго - Вятского района и подпишите столичные центры.

+ Учащиеся работают на контурной карте (хожу проверяю правильность выполнения работы)

- Закончили работу в контурных картах. Откройте карту в атласе «Волго - Вятский район» Расскажите о ГП района.

+ Пользуясь атласом учащиеся рассказывают о плюсах и минусах ГП района.

- Хорошо! Откройте учебник на стр. 65 прочитайте первый пункт параграфа 14 и составьте кластер «Особенности Волго - Вятского района»

В тетрадях должно быть:

Наличие национальных В национальном вытянут на 1000 км

республик. русские преобладают с с-в на ю-з

этническое лежит в бассейнах

разнообразие Волги, Оки и Вятки

Особенности ВВ района

природно - территориальная неоднородность

(лесная зона и лесостепь)

Учащиеся поясняют особенности Волго - Вятского района.

- Следующий вопрос, на который вам предстоит найти ответ - это национальное многообразие района. А поможет вам с ответом второй пункт параграфа 14 «Своеобразие национальных республик»

  • Работа в группах.

( в каждой группе есть заранее подготовленные ученики с презентациями )

1 группа - республика Чувашия

2 группа - республика Марий - Эл

3 группа - республика Мордовия

Время на прочтение текста 3-4 минуты. Тексты маленькие.

Каждая группа представляет свою республику, а заранее подготовленный ученик выходит и демонстрирует презентацию.

- Молодцы!

4. Итог урока.

- С каким экономическим районом вы познакомились?

+ Волго - Вятский

- Сколько субъектов федерации входит в состав района?

+ Пять (Нижегородская и Кировская область, республики Чувашия, Марий - Эл и Мордовия.

- Какие особенности вам запомнились больше всего?

+ Выгодное ГП, природно - территориальная неоднородность, этническое разнообразие.

5. Домашнее задание.

1. Изучить параграф 14.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

3. Выполнить зад. 5 на стр. 67 письменно.

6. Рефлексия.

На ваших партах есть листочки с незаконченными предложениями, закончите их и сдайте листы.

  1. Как я работал на уроках……………………………….

  2. Главным для меня было………………………………..

  3. Что мне удалось…………………………………………

  4. Что не удалось…………………………………………..

  5. Мне на уроке было интересно, не интересно ( нужное подчеркнуть )

© 2010-2022