- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трефилова Т.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
-
Учебная программа МОКУ СОШ п. Зенгино на учебный год.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
-
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
-
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
-
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
-
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
-
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» учебный план школы отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V - « География крупных регионов России».
Четыре раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела (продолжение IV - «Хозяйство России» и полностью V - « География крупных регионов России») в 9 классе.
После изучения раздела III- «Население России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Кировской области»
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений - постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Оценочные работы составляют около 50% работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации:
-
субъекты Российской Федерации;
-
пограничные государств;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
-
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
-
страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
-
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
-
развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Календарно-тематическое планирование учебного материла по географии
9 КЛАСС на учебный год
70 часов, 2 часа в неделю
Программа Сиротин В.И.-Програмно-методические материалы. География России. 8-9 кл./ Сост. В.И. Сиротин-М.: Экопрос, 1999
Основная литература
Базовый учебник
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2008 г.
Методическое пособие для ученика
-
Контурные карты 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
-
География России, 9 класс. кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
Календарно-тематическое планирование 9класс
№
п/п
Наименование раздела и тем урока
Кол-во часов
Практические работы
Планируемые результаты освоения материала
Тип урока
Дом.
задание
Дата проведения
план
факт
1-1
Введение.
1
ВУ
Стр. 3-4 к/к стр.1
Часть V. Хозяйство России (продолжение) 17 часов
Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье - 11 уроков
2-1
Топливно-энергетический комплекс, его значение и проблемы. Топливная промышленность
1
ПР№1 «Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов»
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
КУ
§1,2. к/к
3-2
Электроэнергетика.
1
КУ
§3, к/к
4-3
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
1
КУ
ПЗ
§4
5-4
Металлургия. География черной металлургии.
1
ПР№2
«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
УПР
§5, к/к
6-5
География цветной металлургии: факторы размещения предприятий.
1
ПР №3 «Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
УПР
§6, к/к
7-6
Химическая промышленность.
1
КУ
ПЗ
§7
8-7
География химической промышленности.
1
ПР №4 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам»
УПР
§8, к/к
9-8
Лесная промышленность.
1
АЗУ
§9, к/к
10-9
Машиностроение. География машиностроения
1
ПР№5 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам»
ИНМ
ПЗ
§10-11, к/к
11-10
Пищевая и легкая промышленность.
1
КУ
§12, к/к
12-11
Контрольная работа №1 «Вторичный сектор экономики»
1
УПЗ
Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги - 6 уроков
13-12
Состав и значение третичного сектора экономики
1
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
ИНМ
§13
14-13
Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
1
ИНМ
§14,к/к
15-14
Другие виды транспорта. Связь.
1
КУ
§15, к/к
16-15
Сфера обслуживания. Наука
1
ИНМ
§16, к/к
17-16
Жилищное и рекреационное хозяйство.
1
ИНМ
§17, к/к
18-17
Контрольная работа №2 «Третичный сектор экономики»
1
УПЗ
Часть VI. География крупных регионов России - 47 часов
19-1
Районирование - важнейший метод изучения географии.
1
ПР№ 6 «Моделирование вариантов нового районирования»
КУ
§18
Европейская Россия (Западный макрорегион) - 28 часов
20-1
Общая характеристика Европейской России
1
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникации и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира; составлять краткую географи-ческую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представ-ления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ИНМ
§19
21-2
Европейский Север. Факторы формирования района.
1
КУ
§20
22-3
Природа Европейского Севера.
1
ПР № 7 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района»
ИНМ
§21
23-4
Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.
1
КУ
§22
24-5
Хозяйство Европейского Севера.
1
ПР № 8 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера»
АЗУ
§23,к/к стр. 7
25-6
Северо-Западный район. Факторы формирования района.
1
ИНМ
ПЗ
§24
26-7
Природа Северо - Запада.
1
КУ
§25
27-8
Население и хозяйственное освоение Северо-Запада
1
КУ
§26
28-9
Хозяйство Северо-Запада.
1
КУ
§27,к/к стр. 7
29-10
Географические особенности Санкт-Петербурга и др. городов Северо-Запада
1
УПР
ПЗ
§28
30-11
Центральная Россия. Факторы формирования района.
1
ИНМ
§29
31-12
Природа Центральной России.
1
ПР №9«Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»
КУ
§30
32-13
Население и хозяйственное освоение Центральной России.
1
КУ
§31
33-14
Московская столичная агломерация. Возникновение и развитие Москвы.
1
ПР№10 «Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга»
УПР
§32
34-15
Хозяйство Центральной России
1
ПР№ 11 «Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России»
КУ
§33к/к стр. 8
35-16
Европейский Юг. Факторы формирования района.
1
ИНМ
ПЗ
§34
36-17
Природа Европейского Юга.
1
АЗУ
§35
37-18
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга
1
АЗУ
§36
38-19
Хозяйство Европейского Юга
1
КУ
§37,к/к стр. 9
39-20
Поволжье. Факторы формирования района.
1
ИНМ
ПЗ
§38
40-21
Природа Поволжья.
1
ПР № 12«Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения»;
«Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав»
АЗУ
§39
41-22
Население и хозяйственное освоение Поволжья.
1
КУ
§40
42-23
Хозяйство Поволжья. География важнейших отраслей.
1
ПР№13«Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»
КУ
§41, к/к стр. 10
43-24
Урал. Факторы формирования района. Состав района. Географическое положение Урала
1
ИНМ
ПЗ
§42
44-25
Природа Урала.
1
КУ
§43
45-26
Население и хозяйственное освоение Урала.
1
ПР№ 14«Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем»
УПР
§44
46-27
Хозяйство Урала.
География важнейших отраслей хозяйства.
1
КУ
§45,к/к стр. 12-13
47-28
Контрольная работа №3 «Европейская Россия»
1
УПЗ
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) 15 часов
48-1
Азиатская Россия. Общая характеристика.
1
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и
районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлении; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе-
ченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характери-стику разных территории на основе разнообразных источников геогра-фической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ИНМ
§46
49-2
Западная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района.
1
ИНМ
§47
50-3
Природа Западной Сибири
1
ПР№15 «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»
АЗУ
§48
51-4
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.
1
ПР№ 16«Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона»
УПР
§49
52-5
Хозяйство Западной Сибири.
1
ПР № 17 «Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса (значение, уровень развития, основные центры добычи переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы)»
КУ
§50,к/к стр. 11
53-6
Север Восточной Сибири. Состав района. Факторы формирования района.
1
ИНМ
ПЗ
§51
54-7
Природа Севера Восточной Сибири
1
ПР № 18 «Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе»
АЗУ
§52
55-8
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири
1
ПР№ 19 «Составление характеристики Норильского промышленного узла»
КУ
§53,54,к/к стр. 14-15
56-9
Южная Сибирь. Состав района. Факторы формирования района.
1
ИНМ
ПЗ
§55
57-10
Кузнецко-Алтайский подрайон. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны
1
ПР № 20 «Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири»
АЗУ
§56,57
58-11
Дальний Восток. Состав района.
1
ПР № 21 «Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока»
ИНМ
§58
59-12
Природа Дальнего Востока.
1
УПР
§59
60-13
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.
1
ПР №22 «Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)»
КУ
§60
61-14
Хозяйство Дальнего Востока
1
КУ
§61,к/к стр. 14-15
62-15
Контрольная работа №4 «География крупных регионов России»
1
УПЗ
Россия в современном мире 2 часа
63-1
Россия и страны СНГ. Взаимодействие России с другими странами.
1
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; исполь-
зовать приобретеные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
КУ
к/к стр. 16
64-2
Объекты мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО
1
КУ
Кировская область Хозяйство 4 часа
65-1
Хозяйство в 19 - начале 20 века.
Современная география промышленности.
1
Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
ИНМ
66-2
Агропромышленный комплекс
Транспортная система.
1
КУ
67-3
Экономико-географические различия районов и городов области.
1
Выявление различий на примере городов: Вятские Поляны, Луза, Котельнич, Кирс, Советск, Орлов; районов: Верхнекамский, Вятско-Полянский, Оричевский, Подосиновский, Советский, Кирово-Чепецкий.
УПР
68-4
Исторические и природные достопримечательности Кировской области, Оричевского района. Народные промыслы. Топонимика.
1
УЗЗ
И Т О Г О :
68
Практических работ 22
из них оценочных 10
Контрольных работ 4
Проверочных работ 10
Материально- техническое обеспечение
Учебно - практическое оборудование:
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
-
Комплекты географических карт:
-
Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по разделам курса географии 9 класса)
-
Модели земного шара (Физический глобус)
-
КОЛЛЕКЦИИ:
-
Коллекции горных пород и минералов.
-
Коллекция полезных ископаемых различных типов.
-
Гербарий растений
-
ПОРТРЕТЫ:
-
Набор «Путешественники»,
-
Набор «Ученые - географы»
-
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.
Учебно-методический комплект / Литература
Программа
-
Сиротин В.И.-Програмно-методические материалы. География России. 8-9 кл./ Сост. В.И. Сиротин-М.: Экопрос, 1999
Основная литература
Базовый учебник
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.
-
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. - Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003.
Методическое пособие для ученика
-
Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.
-
Сиротин В.И. География России. 9 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2009.
-
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
-
География России. 9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
Инструмент по отслеживанию результатов
работы
-
Пятунин В.Б.-Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы.М.: Дрофа, 1996
-
2500 тестов и проверочных работ погеографии-М.: Дрофа, 1999
Учебно-методические пособия
для учителя
-
Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.
-
Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
-
Воробцова Т.П. - Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.
-
Дюкова С.Е. - Программы элективных курсов, 9 кл. Профильное обучение. - М.: Дрофа, 2006.
-
Лисенкова Г.Я. -Разноуровневые практич. работы: 9 кл.-М.: Просвещение. 1997.
-
Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.
-
Элькин Г.Н. - Поурочное планирование, 9кл. - СПб.: Паритет, 2001, 2002.
-
Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)
Дополнительная
литература
-
Арефьев И.П. - Экономика России в опорных схемах и таблицах - М.: НЦ ЭНАС, 2005.
-
Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. - Спб.: Литера, 2009.
Электронные издания
-
География: 8 класс, «1С».
-
География: 9 класс, «1С»
-
Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)
-
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 8 класс.
Перечень обязательной географической номенклатуры
9 класс
Тема: «Машиностроение»
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,
Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема: «ТЭК»
Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.
Трубопроводы: с Тюменской области на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.
ЕЭС: Единая энергосистема.
Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»
Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.
Тема: «Инфраструктурный комплекс»
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.
Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.
Тема "Русская равнина"
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Балтийская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.
Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань
ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.
Тема «Кавказ»
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: район горы Базардюзю.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Тема "Урал"
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Тема "Западная Сибирь"
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема «Горы Южной Сибири»
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема «Дальний Восток»
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, "Остров Врангеля".
Сибирь и Дальний Восток
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро- и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.
Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
ЭС: Сургутская ТЭЦ.
Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.
Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.