Урок обобщающего повторения по теме Антарктида

    Данный урок обобщающего повторения может использоваться при изучении темы «Антарктида» в 7 классе общеобразовательной школы, а так же на дополнительных занятиях по предмету.       Урок предназначен для закрепления изученного материала и проходит с использованием компьютерной презентации. Целью создания урока-повторения является проверить знания учащихся об особенностях климата и органического мира, подледном рельефе и ледниковом панцире Антарктиды, о наиболее значительных экспедициях и вкл...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Обобщающее повторение Антарктиды

Цель: Обобщить знания, представления и умения учащихся о природе Антарктиды, подвести итог изучению темы;

Задачи: 1) Продолжить формирование умения устанавливать причинно- следственные связи на примере взаимодействия различных компонентов природы;

2) Продолжить формировать у учащихся умения групповой формы работы.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, слайд-презентация

Ход урока

1.Организационный момент

Минутка гармонии.

Я желаю вам всем добра.

Вы желаете мне добра.

Если вам будет трудно,

Я вам помогу.

Вступительное слово учителя

  1. Сегодняшний урок я хочу начать словами А.М. Гусева: "И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега".(4 слайда)

2. Сегодня мы с вами прощаемся с Антарктидой. Мы закончили изучение этого материка, изучение последнего южного материка.

Пожалуй, ни у одного материка нет стольких образных названий, сколько их имеет Антарктида. Путешественник, побывавший в Антарктиде, всегда описывает ее только в превосходной степени - это самый холодный, самый негостеприимный, самый неизведанный, одним словом, самый непригодный для жизни континент.

( на фоне слайда)

- Описание любого географического объекта начинается с описания его ГП. Почему? Дайте описание ФГП материка

3. Стихи "Памяти капитана Скотта"

Квадратный айсберг. Черная вода.

И в черных фраках белые пингвины.

Угрюмый бастион сверкающего льда.

И к смерти уводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой -

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной одеждой.

Мерещится костлявая рука,

Застывшая над стойким и суровым,

Последним, ею не рожденным словом

Последней записи скупого дневника.

- О ком это стихотворение? Почему экспедиция именно этого путешественника потерпела неудачу? Кто первым достиг южного полюса? Кем и когда была открыта Антарктида?

(слайд)

4. Геологи первой британской антарктической экспедиции, работавшей в 1901-1904гг. нашел хорошо сохранившиеся окаменелые образцы растений и животных. О чем свидетельствуют эти находки? Какие выводы они позволяют сделать? (2 сл)

(на фоне слайда)

5. Представим себе, что я путешественник, побывавший на Антарктиде, и теперь хочу поделиться своими впечатлениями и задать некоторые вопросы.

Я была на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в горы. Почему это происходило? Как в этом смысле образно называют материк?

(слайды про вулкан).

6. Что это за объект и почему этот исключительный объект находится в не менее исключительном месте? (слайд)

7. И так я в Антарктиде. Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках. Почему?

- Как по этому поводу образно называют материк? Какие еще образные высказывания связаны с климатическими особенностями материка? (слайды)

8. Я нахожусь в оазисе. Как это может быть ведь, оазисы бывают в Африке? Как вы считаете, есть ли у них общие черты? или только различия? Так вот там я видела два растительных организма, живущих как одно целое. Что я видела?

Морские животные там выходят сухими из воды. Возможно ли это?

А еще я видела слона, льва, леопарда, живущих в воде. Кто это может быть?

Я видела птиц, у которых яйца не в гнезде, а при себе, в сумке. Что это за птицы?

(на фоне слайда)

9. В заключении хотелось бы обратиться к одному великому и известному человеку: как известно, Д.Кук записал в своем дневнике по итогам плавания 1772-1775гг.: "…Эта страна обречена природой на вечный холод: она лишена теплых солнечных лучей и погребена под слоем никогда не тающего льда и снега. Гавани, которые могут быть на этих берегах, не доступны для кораблей из-за заполняющего их льда…, а если в одну из них войдет корабль, он рискует остаться там навсегда или вмерзнуть в ледяной остров". Д. Кук счел безрассудным идти на юг дальше ради достижения материка, который, как он посчитал "будучи открытым и исследованным, все равно не принес бы пользы ни мореплаванию, ни географии, ни другим отраслям науки".

Как вы прокомментируете последнее высказывание великого английского путешественника с позиций сегодняшнего дня?

Какие образы характеризуют материк с точки зрения его освоения и исследования?

Если бы вы побывали на Антарктиде, то какой сувенир привезли бы на память?

10. Итак, ребята, долгое время на географических картах место Антарктиды занимало белое пятно, обозначенное словами "Terra Incognita Australis" ("Неизвестная Южная Земля"). Этот самый южный и самый холодный континент на планете, был открыт лишь в XIX веке. А для большинства людей он так и остался "белым пятном" - таинственным и негостеприимным континентом, где очень холодно, много снега и льда, живут пингвины, а вокруг плавают огромные, как горы айсберги, несущие смертельную опасность для кораблей.

И мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки сделали этот далекий, полный загадок материк чуть ближе к вам, позволили взглянуть на Антарктиду глазами человека, чувствующего и понимающего ее неповторимую красоту. И чтобы руководством к действию или своеобразным девизом для вас стали слова знаменитого норвежского путешественника, полярника Р. Амундсена, который умел самым тщательным образом подготовить свои экспедиции и ему всегда сопутствовал успех, который он объяснял словами: "Победа ожидает того, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер, это называют невезением". Пусть у вас всегда все будет в порядке, и пусть вам всегда везет.



© 2010-2022