Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая  программа  по географии для 6 класса составлена  на  основе  авторской  программы  основного общего образования по географии. 5-9 классы (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева)  под  редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Дрофа, 2010 г. По сроку  реализации данная рабочая  программа  по географии для 6 класса рассчитана  на  один  учебный  год и  включает в себя 53 часа, из  расчета  1,5  учебных  часа  в  неделю.  Рабочая программа ориентирована на исп...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКОСАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МГЛИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

Руководитель МО:

_______________________

Протокол №____ от

«____»____________20___г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

_____________________

С.А. Копонова

«____»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

______________________

Н.П. Копонов

Приказ №____ от

«____»____________20___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ для 6 класса



Учитель: Копонов Николай Петрович


Рассмотрена и принята на заседании

педагогического совета

протокол № ______

от «____»_____________20___г.










2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по географии. 5-9 классы (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева) под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. - М.: Дрофа, 2010 г.

По сроку реализации данная рабочая программа по географии для 6 класса рассчитана на один учебный год и включает в себя 53 часа, из расчета 1,5 учебных часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Дронов В. П. География. Землеведение. 6 кл./ В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. - М.: Дрофа, 2009.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения

географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

развитие специфических географических и общеучебных умений;

развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

1. Называть / показывать:

- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

- форму и размеры Земли;

- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

- части Мирового океана; среднюю солёность вод океана;

- воды суши подземные и поверхностные;

- речную систему, речной бассейн;

- компоненты ПТК;

- правила поведения в природе;

- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

- главную причину образования ветра, облаков, осадков;

- пояса освещенности Земли;

- географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

- связей между элементами погоды;

- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

- воздействия организмов на компоненты неживой природы;

- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

- меры по охране природы в своей местности;

- горных пород и минералов, их использования человеком;

- влияние природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

- взаимосвязей: река - рельеф;

- искусственных водоемов;

- из истории географических исследований и открытий.

3. Определять:

- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

- абсолютные и относительные высоты;

- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

- по карте географическое положение объектов;

- по образцам: осадочные и магматические горные породы;

- фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Содержание программы

Тема 1. Введение. (1 час)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.


Раздел 1. Земля во Вселенной. (5 часов)

Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля- часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля- уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы. 1. Движения Земли, их географические следствия.

Раздел 2. Географические модели Земли. (5 часов)

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Планы местности и их чтение. План местности- крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы. 2. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам. 3. Составление плана местности способом глазомерной померной съемки.

Раздел 3. Земная кора. (12 часов)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практические работы. 4. Определение горных пород и описание их свойств.

5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Раздел 4. Атмосфера. (11 часов)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.

Практические работы. 6. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 7. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 8. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.

Раздел 5. Гидросфера. (10 часов)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

Практические работы. 9. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.


Раздел 6. Биосфера. (7 часов)

Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек - часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Практические работы. 10. Определение состава (строения) почвы.


Раздел 7. Географическая оболочка. (2 часа)

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Особенности географической оболочки. Географическая оболочка - прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.


Перечень учебно-методического обеспечения

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


  1. «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.

  2. Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение». Москва: «Дрофа», 2009 год.

  3. Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

  4. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

  5. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

  6. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.

  7. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 - 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

  8. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 - 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.

  9. Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.


  1. Печатные пособия

Комплект портретов для кабинета географии

Карты:

Комплект карт по физической географии мира (15 шт.)

Комплект карт по физической географии России (10 шт.) Набор таблиц «География. Начальный курс. 6 класс», Изд-во «Экзамен», 2007г. - 1 комплект

Таблица «Эволюция континентов и океанов», Изд-во «Дрофа», 2007 г.

Таблица «Внутреннее строение Земли», Изд-во «Дрофа», 2007 г

Таблица «Структуры земной коры», Изд-во «Дрофа», 2007 г

Таблица «Состав и строение атмосферы», Изд-во «Дрофа», 2007 г


III. Цифровые образовательные ресурсы


Медиаресурсы


Мультимедиа учебник «Начальный курс географии» 6 класс

Учебное электронное издание «Природа России»

Учебное электронное издание «Экология Брянской области»

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

V. Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер - 1 шт.

Многофункциональное устройство - 1 шт.

Звуковые колонки - 1 пара


VI. Учебно-практическое оборудование

Раздаточный материал по географии материков

Школьная коллекция. Минералы и горные породы в 3-х частях (48 видов)

Школьная коллекция. Минералы и горные породы (20 видов)

Школьная коллекция. Шкала твердости

Школьная коллекция. Кальцит в природе

Школьная коллекция. Кварц в природе

Оборудование:

Линейки визерные - 5 шт.

Глобусы - 3 шт.

Компасы «Азимут» - 5 шт.

Курвиметр - 5 шт.

Гигрометр психометрический - 1 шт.

Барометр-анероид - 1 шт.













Учебно-тематическое планирование



№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов


Пр. работы


1

Введение.

1


2

Земля во Вселенной.

5

1

3

Географические модели Земли.

5

2

4

Земная кора.

12

2

5

Атмосфера.

11

3

6

Гидросфера.

10

1

7

Биосфера.

7

1

8

Географическая оболочка.

2



всего

53

10






















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока (раздела)

Количество часов

Дата проведения

Тема 1. Введение. (1 час)

1.

Инструктаж по ТБ. Что изучает география.

1 час

Раздел 1. Земля во Вселенной. (5 часов)

практических работ - 1

2.

Земля и космос

1 час

3.

Земля - часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1 час

4.

Движения Земли

1 час

5.

Форма и размеры Земли

1 час

6.

Обобщающий урок по разделу: «Земля во Вселенной». Пр. работа №1 «Движения Земли, их географические следствия».

1 час

Раздел 2. Географические модели Земли. (5 часов)

практических работ - 2

7.

Глобус

1 час

8.

Градусная сеть. Географические координаты. Пр. работа №2 «Определение географических координат объектов»

1 час

9.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки.

1 час

10.

Географические планы и карты. Пр. работа №3 «Составление плана местности»

1 час

11.

Обобщающий урок по разделу: «Географические модели Земли»

1 час

Раздел 3. Земная кора. (12 часов)

практических работ - 2

12.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1 час

13.

Разнообразие горных пород. Пр. работа №4 «Определение горных пород и описание их свойств»

1 час

14.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли

1 час

15.

Разнообразие рельефа Земли

1 час

16.

Движения земной коры.

1 час

17.

Землетрясения

1 час

18.

Вулканизм

1 час

19.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра

1 час

20.

Главные формы рельефа суши

1 час

21.

Рельеф дна океанов

1 час

22.

Человек и земная кора

1 час

23.

Обобщающий урок по разделу: «Земная кора». Пр. работа №5 «Характеристика крупных форм рельефа»

1 час

Раздел 4. Атмосфера. (11 часов)

практических работ - 3

24.

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.

1 час

25.

Нагревание воздуха и его температура. Пр. работа №6 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой».

1 час

26.

Зависимость температуры от географической широты.

1 час

27.

Влага в атмосфере.

1 час

28.

Атмосферные осадки.

1 час

29.

Давление атмосферы.

1 час

30.

Ветры. Пр. работа №7 «Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой».

1 час

31.

Погода. Пр. работа №8 «Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды».

1 час

32.

Климат

1 час

33.

Человек и атмосфера

1 час

34.

Обобщающий урок по разделу: «Атмосфера»

1 час

Раздел 5. Гидросфера. (10 часов)

практических работ - 1

35.

Вода на Земле. Круговорот оды в природе.

1 час

36.

Мировой океан - основная часть гидросферы.

1 час

37.

Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны.

1 час

38.

Течения. Пр. работа №9 «Описание вод Мирового океана на основе анализа карт».

1 час

39.

Реки. Жизнь рек.

1 час

40.

Озера и болота

1 час

41.

Подземные воды

1 час

42.

Ледники. Многолетняя мерзлота

1 час

43.

Человек и гидросфера

1 час

44.

Обобщающий урок по разделу: «Гидросфера»

1 час

Раздел 6. Биосфера. (7 часов)

практических работ - 1

45.

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе.

1 час

46.

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

1 час

47.

Жизнь на поверхности суши. Леса.

1 час

48.

Жизнь в безлесных пространствах.

1 час

49.

Почва. Пр. работа №10 «Определение состава (строения) почвы».

1 час

50.

Человек и биосфера

1 час

51.

Обобщающий урок по разделу: «Биосфера»

1 час

Раздел 7. Географическая оболочка. (2 часа)


52.

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки.

1 час

53.

Территориальные комплексы.

1 час



© 2010-2022