Программа работы кружка Туризм и краеведение

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок туризма и краеведения.

Программа.

  1. Пояснительная записка.

Кружок туризма и краеведения предполагает работу на базе Вознесенской основной школы Костромской области Макарьевского района. Состав участников кружка- учащиеся 8.9 классов. Максимальное количество - 10 человек. Руководитель кружка- учитель географии Прохорова Е.П. Основная направленность работы кружка - географическое краеведение.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, содержательнее и глубже будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся- одно из эффективных средств реализиции личностно- ориентированного подхода в образовании, формирования положительных черт личности, оно содействует осуществления общего о бразования, нравственному, эстетическому ,и физическому воспитанию учащихся, формирует их экологическую культуру..Краеведение способствует воспитанию чувства, любви к родным местам, чувства уважения к людям труда.

Туристско-краеведческая деятельность развивает кругозор школьников ,включает их в трудовую деятельность, учит взаимодействовать в коллективе, развивает такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка.

Специфика туристско-краеведческой работы заключается в непосредственной связи школьников с окружающей средой, природой.с действительностью.

Одним из важных моментов в работе кружка- это возможность проводить полевые исследования на местности., на которые так не хватает времени на уроках географии. Полевые исследования на местности- отличительная черта географии. Только по картам и книгам, даже при самом развитом мышлении, «увидеть территорию» невозможно. Полевые исследования способствуют усвоению географических знаний. формируют их умения, позволяют наглядно увидеть природные обьекты и явления.Поисково исследовательское направление изучении родного края . способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса учащихся , овладению элементарными приемами научного исследования. Умениями и навыками самостоятельного приобретения знаний , развитию творческих способностей.

Романтика туристско- краеведческой деятельности предполагает привлечь к ней детей и их родителей, сплотить их в один детский коллектив. При работе кружка должен учитываться возраст детей, предусматриваться мероприятия по обеспечению их безопасности.

Таким образом цель работы кружка : формирование краеведческих знаний о своей местности, образа родного края, опыта эмоционально- ценностного отношения к природе; развитие и саморазвитие личности ученика на основе практических навыков, творческих заданий, обобщение знаний по географии своего края, развитие интереса к географии как науке.

Основные виды деятельности : теоретические и практические занятия, экскурсии, походы, полевые исследования и наблюдения, сбор коллекций и гербариев, обработка собранных материалов. Игры, соревнования, отчеты о проделанной работе членов кружка, заключительный вечер.

Содержание программы.



  1. Вводные занятия. ЧТО ТАКОЕ ТУРИЗМ. Значение туризма и краеведения в современном обществе. Краеведческие и туристические навыки , которые может получить юный турист на занят иях кружка и в походах. План работы кружка: как и когда будут проходить экскурсии и похожы, значение подготовки к походам и подведение итогов . Показ презентаций и фотоматериалов. предыдущих групп .

  2. Теоретические занятия по краеведению Наш край( край где мы живем). Рельеф. Растительный и животный мир. Редкие и охраняемые животные и растения нашей местности. Лекарственные растения. Реки, озера и водохранилища нашей местности. ( реки Волга. Унжа, Вотгать, Нея, Устанка, Шокша, Шуршма и др. озеро Хохлево, Горьковское водохранилище. Климат . Полезные ископаемые и геологическое строение территории. Опасные природные явления. Места памятных событий, связанных с историей нашей страны, области, района . История школы. Памятники истории и культуры.

  3. Подготовка и проведение походов и экскурсий. Подготовка к походу: постановка целей и задач похода , формирование туристических групп, распределение туристических и краеведческих должностей среди участников групп, выбор районов походов и экскурсий и разработка маршрута. Подготовка группового снаряжения- ознакомление с набором группового снаряжения, его ремонт, укладка в рюкзак, распределение среди участников, Ознакомление с личным снаряжением, его ремонт. Ремонтный набор, его хранение, использование. Составление меню похода, и расчет необходимых продуктов питания, их хранение, упаковка, приготовление пищи в условиях похода. Подготовка карт, схем, компаса, карандашеи и т.д.

  4. Поход. Прохождение маршрута с выполнением заданий и задач , поставленных перед туристической группой, сбор краеведческого материала, проведение общественно- полезной работы на маршрутах, совершенствование навыков и умений туристической и краеведческой работы, . Построение и движение группы в населенном пункте и влесу.,на поляни и на дорогах. Работа с компасом и картой по покладке маршрута, преодоление естественных препядствий: завала, брода, оврага, крутых спусков и подьемов, болотистой местности(с предшествующей теоретической подготовкой). Выполнение обязанностей командира. зав. по питанию, санитара. дежурного штурмана. Корреспондента,, повара и т.д. Проведение наблюдений в пути и на привале, сбор коллекций, гербариев. Ведение записей в дневнике.

Внесение дополнений в схему маршрута. Соблюдение режима дня, устройство бивака, приготовление пищи, снятие бивака, уборка места привала. При необходимости- оказание первой медицинской помощи.

Экскурсия. Проведение экскурсий в краеведческие и исторические музеи . Экскурсии на природу :знакомство с расти тельным миром, животным миром, правилами охраны природы экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, сбор материала, знакомство с историей края, с законами об охране природы и памятников культуры. На экскурсиях участники учатся записывать свой впечатления, фотографировать, собирать образцы для коллекций.

  1. Подведение итогов похода и экскурсии. Оформление и обработка собранных краеведческих материалов доработка ленты туристического маршрута. Обработка видео- и фотоматериалов. похода. создание паспорта или отчета о маршруте. Изготовление экспозиций о походе на краеведческую выставку, краеведческий уголок или музей. Подготовка туристического вечера с рассказом о проведенных походах и экскурсиях .

  2. Особенности сбора и обработки материала походов и экскурсий. Форма и содержание записей в походном дневнике. Сбор сведений для паспорта маршрута. Внесение дополнений и изменений в схему маршрута. Сбор образцов для коллекций: растений, горных пород, изделий предприятий, сельхоз культур и т.д. Зимние наблюдения -следопытство на белой тропе, зарисовки, фотографирование, записи рассказов и др. Хранение собранных материалов, изготовление экспонатов для краеведческой выставки, подготовка презентаций.

  3. Первая доврачебная медицинская помощь , обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. Предупреждение ожогов, ушибов, потертостей, царапин, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно-кишечных расстройств, укусов насекомых. Предупреждение несчастных случаев на воде, первая доврачебная медицинская помощь при травмах, несчастных случаях и заболеваниях. Простейшие приемы страховки, самостраховки на спусках и подъемах, при переправах через ручьи, небольшие речки, овраги и рытвины, при прохождении плотного кустарника, заболоченных участков. Планирование движения и режима дня при высокой и низкой температуре, дождливой погоде, эвакуация пострадавшего, организация его транспортировки.

Практические занятия, проводимые на местности.

  1. Ориентирование. Проводится в виде соревнования.

  2. Описание геологического обнажения, определение и описание горных пород, сбор образцов горных пород.

  3. Характеристика природно-территориального комплекса.( болото, лес, участок вырубки)

  4. Проведение исследования загрязнения малых рек на территории района.

  5. Проведение исследований загрязнения воздуха

  6. Изучение оврагов и причин их образования.

  7. Знакомство с лекарственными растениями местности, правилами их сбора, сбор гербария.

  8. Растения( Красной книги)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вознесенская основная общеобразовательная школа д. Соловатово

РАССМОТРЕНО

на заседании педсовета

Протокол №__

от «___» __________2010 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Вознесенская ООШ

___________Капустина В.В.

Приказ от __.___.2010г. № _____






Программа

кружка « Туризм и краеведение.»











Программу составил учитель: Прохорова Е.П.
















д. Соловатово 2010 год


© 2010-2022