Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Рабочая программа по географии составлена на основе: «Закона об образовании РФ» от 29.12.2012 №273 –ФЗ ФГОС ООО, утверждённый приказом МОРФ от 17.12.2010№1897 •фундаментального ядра содержания общего образования; •тр...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Шараповская средняя школа"

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

________А.И.Каравашкина

17 «августа» 2015

«Утверждаю»:

Директор школы:________Н.Б. Белянинова

Приказ от 17.08.2015 №148


Рабочая программа

по географии

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год


Учитель: Перевезенцева Римма Александровна

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе:

«Закона об образовании РФ» от 29.12.2012 №273 -ФЗ ФГОС ООО, утверждённый приказом МОРФ от 17.12.2010 №1897 •фундаментального ядра содержания общего образования; •требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; • рабочей программы основного общего образования по географии В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина Москва Просвещение 2011г. для предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-6 кл., М.»Просвещение»,2014г.

УМК:

- Программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Рабочие программы. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011. Учебник: География 5 - 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, В. В. Николина Е.К. Липкина, и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). - программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса «Полярная звезда» авторского коллектива под руководством А.И. Алексеева, рассчитанной на 70 часов (1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе); Целями изучения дисциплины являются: - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, - формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования; - формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; - подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических; - знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию; - развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины». Основные задачи: формирование географической картины мира и общей культуры; формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде; осознание единства природы и населения - идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества; воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам; формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле. Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих реализацию собственных потребностей. Интересов, проектов. - формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды;

- подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

Внесенные изменения в программу: увеличение количества часов из резервного времени на проведение уроков обобщения и закрепления знаний в теме «Земля - планета Солнечной системы» увеличено на 2 часа. В рабочей программе в теме «План и карта" 1 час из резервного времени на проведение урока повторения и закрепления знаний. В теме «Человек на Земле» увеличение на один час из резервного времени проведение урока обобщения и закрепления знаний (контрольная работа). Из резервного времени добавлен из 1 час на проведение итогового урока обобщения и повторения знаний.

Формы и методы работы: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером

Сроки реализации программы: Федеральный базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю

2. Общая характеристика курса географии География - предмет, содержание которого трудно переоценить, он охватывает во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся: Комплексного представления об окружающей среде как среде обитания человечества; Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной цепочки природно-общественных территориальных систем; Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта). А также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности; Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими. Демократическими принципами как основными ценностями географии. Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.

3. Место учебного предмета, в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Содержание программы 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план или карта - выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о последствиях вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности учащихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значи­мости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к друго­му человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, ве­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора; форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осо­знанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-ис­следовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безо­пасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе при­знания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к приро­де, эстетического сознания через освоение природного и культурного на­следия народов мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные

результаты включают освоенные обучающи­мися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знани­ях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения ис­пользования приборов и инструментов для определения количе­ственных и качественных характеристик компонентов географи­ческой среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и ис­пользования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использова­ния и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологи­ческих проблемах, уме­ния и навыки безопасного и экологически целесообразного по­ведения в окружающей среде.


Содержание учебного предмета

"География Земли" 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 5 ч - резервное время)
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа) Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. На какой Земле мы живем . Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические от­крытия. Современный этап научных географических исследований.

Практикум: 1. Составление схемы «Источники географи­ческой информации в нашей жизни». Тема 2. Земля - планета Солнечной системы ( 5 часа) Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры.
Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в
познании Земли. Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о
форме и размерах Земли у древних народов. Развитие знаний землян о пространстве планеты. Вклад Великих географических открытий в
становление и развитие цивилизаций.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус,
градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,
объяснять их особенности;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее
время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и
путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. 16
Тема 3. План и карта - 11 часов Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум: 1.Топографическая карта. 2.Способы глазомерной съемки местности. (Обучающая практическая работа.)
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Тема 4. Человек на Земле - 4 часа.
Расселение людей на территории Земли, в своей местности, адаптации людей к новым условиям жизни. Расы и народы, государства и
их столицы, политическая карта. Диалог культур, единство народов, вклад Миклухо-Маклая в доказательство равенства людей и разнообразии их культур
Практикум: 1. Сравнение стран мира по политической карте. (Обучающая практическая работа)
Раздел . Оболочки Земли
Тема 5. Литосфера - твердая оболочка Земли (11 часов)
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору
(магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа
суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Практикум: 1. Скульптурный портрет планеты. Правила работы с контурной картой. (Обучающая практическая работа).
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:
- объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные
ископаемые, рельеф, горы, равнины.

- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические
объекты;
- называть методы изучения земных недр;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океан



6. Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

(Раздел, тема)

Всего часов

Практические работы

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия


Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, КоммуникативныеР,П,К

Личностные

1

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

4

№1. Составление схемы «Источники географи­ческой информации в нашей жизни».

Устанавливать основные приемы работы с учебником. Определять значение гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки.

Устанавливают основные приемы работы с учебником.

Составляют схему «Методы географической науки»

Р:Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

П:Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества.

К: Умеют организовать свое учебное взаимодействие

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения. Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

2

Тема 2. Земля - планета Солнечной системы

5 (2 часа из резервного времени)

Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Выписывают планеты, входящие в Солнечную систему. Составляют краткий рассказ.

Отвечают на вопросы в учебнике

Заполняют таблицу

В Объяснение географических следствий вращения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Работают по заданиям в тетради

Р:Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

П: Приводят доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы. Развивают представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.

К: Умеют понимать точку зрения другого, слушать

Выражают положительное отношение к процессу познания;

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета; Применяют правила делового сотрудничества;

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

3

Тема 3. План и карта



11(1 час из резервного времени)


№2. Определе­ние по карте и глобусу с помощью приборов географичес­ких координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. №3Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. (Обучающая практическая работа

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба.

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Определяют с помощью условных знаков изображённые на плане объекты

Заполняют таблицу

Изучение условных знаков

Работают по заданиям в тетради

Р:Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

П:Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут.

К:Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности

Применяют правила делового сотрудничества Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

4

Тема Человек на Земле

4(1 час из резервного времени)

№4.Сравнение стран мира по политической карте. (Обучающая практическая работа)

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

Работают по заданиям в тетради

Подготавливают сообщение на тему «Освоение людьми планеты Земля»

Р:В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

П:Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

К: Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

Применяют правила делового сотрудничества Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Оценивают свою учебную деятельность;

5

Раздел Оболочки Земли.

Тема 5. Литосфера - твердая оболочка Земли

11 (1 час из резервного времени)

№5.Скульптурный портрет планеты. Правила работы с контурной картой. (Обучающая практическая работа).

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Работают по заданиям в тетради

(с информацией)

Отвечают на вопросы в учебнике

И изучают рис. 44 литосферные плиты

Р: Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

П: Описывают модель строения Земли. Выявляют особенности внутренних оболочек Земли, сравнивают их между собой.

К: Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться

Применяют правила делового сотрудничества;

Итого

35

П.р - 5




7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

География 5 - 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.

2. В.В. Николина « Мой - тренажер» 5 - 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.

3, В.В. Николина География Поурочные разработки 5 - 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

4. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» 5 - 9 классы Москва « Просвещение» 2011г.

5 . Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Компасы, измерительные приборы, глобусы, модели разреза земли, коллекция полезных ископаемых, минералов и горных пород. 6. Демонстрационные таблицы по географии 5-6, 7 классы. 7. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира», «Зоогеографическая карта мира», «Природные зоны России», Физические карты материков, карты природных зон материков, климатические карты материков.

8. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса географии 9. Электронно-образовательные ресурсы: Сайты: 1september.ru, school-collection. edu.ru 10. Электронно-программное обеспечение: 1. Компьютер 2. Презентационное оборудование 3.Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные:

Выпускник 5 класса научится:

1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4. строить простые планы местности;

5. создавать простейшие географические карты различного содержания;

6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе - эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля
знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении

материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и
аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11.При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,
предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины
работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее
5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2»
- менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой

последовательности. Учащиеся работал и полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения
предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и
навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и
т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны
учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. Но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для
правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные задания.

Темы учебных проектов

Тема План и карта. Топографическая карта: разрабатываем маршрут трехдневного похода. Карта - как памятник культуры.

Тема Литосфера.

Разработка туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты». Овраги - враги земли. Храни меня, мой талисман. (драгоценные и поделочные камни)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС

1 вариант

Ф.И.______________________________________Дата______________________________

1.Древнегреческий ученый составивший описание многих стран ,истории и быта народов?

а. Аристотель б. Страбон в. Геродот г. Птолемей

2. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин описывал природу и население:

А. Китая Б. Индии 3. Египта Г. Сибири

3. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий? А. 10-11 века Б. 14-15 века В. 15-16 века Г. 19-20 века

4. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции

А. Х Колумба Б. Ф. Магеллана В. Васко да Гамы Г. А. Веспуччи

5. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:

А. Африки Б. Северной Африки В. Южной Америки Г. Австралии и Океании

6. Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция

А. Беринга и Чирикова Б. Попова и Дежнева В. Крузенштерна и Ю. Лисянского Г. Беллинсгаузена и Лазарева

7. Кто первым достиг Южного Полюса

А. Ф.Нансен Б. Р.Амундсен В. Р. Пири Г. В. Баренц

8. Расположите в хронологическом порядке знаменитые путешествия

А. Ф. Магеллана Б. М. Поло В. А.Никитин

9. Распределите условные знаки по группам:

Линейные

Площадные

Точечные



А. Населенные пункты Б. Железные дороги В. Болота Г. Реки Д. Озера пресные Е. Медные руды

10. В какую из дат продолжительность дня и ночи на Земле одинакова ?

А. 21 марта Б.22 декабря В..22 июня

11. Чтобы отличить холм от впадины используют:

А. Изобаты Б. Горизонтали В. Азимут Г. Бергштрихи

12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:

А.Изотермы Б.Горизонтали В.Изобаты Г.Изогиеты Д.Изобары

13. Какой стороне горизонта соответствует азимут 0 градусов?

А. Востоку Б. Западу В.Северу Г.Югу

14. Зеленый цвет на физической карте показывает:

А. Леса Б. Поля В. Пастбища Г. Низменности (высоту рельефа от 0-200 м над уровнем моря)

15. Переведите масштаб из численного в именованный :

Численный

Именованный

1: 25 000

1: 10 000 000

1: 130 000 000

16. По топографической карте на с. 20 атласа определите в каком направлении от поселка Анино находится поселок Духовое.

17. Определит расстояние от Москвы до Самары используя физическую карту России

(с.30-31 атлас),используя масштаб карты .Решение:______________________________________________________________________

19. По физической карте России определите наивысшую точку рельефа , запишите ее название и высоту

20.Определи те что за географический объект скрывает ся за географическими координатами 4 с.ш. 9 в.д.?

Рубежная. аккуратно (требование
Контрольная работа ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС 2 вариант

_Ф.И.__________________________________________Дата_________________________

1.Древнегреческий ученый первым употребивший термин «география»

а. Аристотель б. Эратосфен в. Геродот г. Птолемей

2.Книга Марко Поло содержит описания природы и населения стран частей света: А. Азии Б. Европы В. Африки Г. Америки

3. В поисках морского пути в Индию наиболее активное участие приняли мореплаватели:

А. Великобритании и России Б. Франции и Италии В. Испании и Португалии Г. Голландии и Дании

4. Какой мореплаватель считается первооткрывателем Америки?

А. Х Колумб Б. Ф. Магеллан В. Васко да Гама Г. А. Веспуччи

5. Важным результатом кругосветного путешествия Ф.Дрейка стало: А. исследование берегов Австралии и Океании Б. исследование западных берегов Америки

В. Открытие пролива, соединяющего Тихий и Атлантический океаны Г. Открытие пролива между Азией и Америкой

6. Кто открыл материк Антарктида?

А .Р. Скотт и Р.Пири Б. Д.Кук и Х.Колумб В. И. Крузенштерн и Ю. Лисянского Г. Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев

7. Достигнуть Северного полюса удалось

А. Р.Пири Б. Р.Скотту В. Ж.И.Кусто Г. Ф.Нансену

8. Расположите в хронологическом порядке географические открытия:

А. Австралии Б. Антарктиды В. Америки

9. Распределите условные знаки по группам:

Линейные

Площадные

Точечные

А. Каменный уголь Б. Границы государств В. Пески Г. Линии электропередач Д. Озера соленые Е. Отметки высот

10. В какую из дат продолжительность дня и ночи на Земле не одинакова? А. 23 марта Б. 23 сентября В..22 июня

11. Для изображения неровностей земной поверхности на планах и картах используют:

А. Изобаты Б. Горизонтали В. Азимут Г. Бергштрихи

12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:

А.Изотермы Б.Горизонтали В.Изобаты Г.Изогиеты Д.Изобары

13. Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 градусов?

А. Востоку Б. Западу В.Северу Г.Югу

14. Коричсневый цвет на физической карте показывает:

А. Пустыни Б. Поля В. Вырубки леса Г. Горы ( высоту рельефа от 2000 м над уровнем моря и выше)

15. Переведите масштаб из численного в именованный :

Численный

Именованный

1: 5 000

1: 25 000 000

1: 120 000 000

16. По топографической карте на с. 20 атласа определите расстояние от точки ветряной мельницы до колодца.

17. По плану местности на с. 20 атласа определите в каком направлении от поселка Духовое находится поселок Анино?

18. Определите по карте расстояние от Москвы до Оренбурга по физической карте России (с.30-31 атлас) используя масштаб карты.

19. По физической карте России (с. 30-31) определите где находится наименьшая высота запишите ее название и высоту

20.Определи те что за географический объект скрывается за географическими координатами 42ю.ш. 148 в.д.?



Тест по теме Земля планета Солнечной системы Вариант 1

  1. Какое из перечисленных явлений относится к физическим?

1) восход солнца 2)листопад 3)смена окраски меха животных зимой 4)цветение деревьев

2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?

  1. астрономия 2. география 3. физика 4. химия

3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?

  1. Геродот 2. Эратосфен 3.Пифей 4. Бартоломео Диаш

4. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?

  1. было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой 2. была открыта Антарктида 3. был открыт Северный полюс

  1. были открыты Командорские острова

5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?

  1. Юпитер 2. Сатурн 3. Уран 4. Нептун

6. Если встать лицом на юг, то справа окажется

  1. север 2. восток 3. запад 4. северо-запад

Вариант 2. Тест по теме «Земля планета Солнечной системы»

1.Земля отличается от других планет Солнечной системы 1. наличием спутника 2. наличием жизни 3. вращением вокруг оси 4. наличием атмосферы

  1. В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?

1)было доказано, что Америка- новый материк 2) было доказано единство Мирового океана 3)был найден кратчайший путь в Индию 4) была открыта Австралия

  1. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали 1.Солнце 2. Землю 3. сферу неподвижных звёзд 4. Луну

  2. Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?

    1. Юпитер 2. Сатурн 3. Уран 4. Нептун

5. Какое значение имело путешествие Васко да Гама.

6Выберите три правильных ответа из шести. В освоении севера Европы и Азии приняли участие:

1) С. Дежнёв 4)И. Москвитин 2)В. Беринг 5)А. Чириков 3)А. Никитин 6) В. Атласов







Календарно - тематическое планирование по географии 5 класс

№ п/п

№п/п

Дата запл

Дата фактическая

Тема урока

Основные понятия

Универсальные учебные действия


познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные


Развитие географических знаний о Земле ( 4 часа)

1

1.1

1. Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

География, задачи, методы географической науки

Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества.

Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

Умеют организовать свое учебное взаимодействие

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

2

2.2

1. Как люди открывали Землю.

Мир по Птолемею, Христофор Колумб, Великие географические открытия.

Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Умеют при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

3

3.3

3. Как продолжались открытия материков.

Абель Тасман, Джеймс Кук, Иван Москвитин.

Определяют вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки.

Систематизируют информацию о путешествиях и открытиях.

Умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя, подтверждая фактами

Оценивают свою учебную деятельность;

Применяют правила делового сотрудничества

4

4.4

4.Практическая работа №1.География сегодня. Источники географи­ческой информации в нашей жизни».

Источники географической информации, авиаразведка, навигационные системы.

Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

Умеют слушать других, принимать другую точку зрения

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

Понимают личностный смысл учения.


ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ( 5 часа)

5

5.1

1. Мы во Вселенной.

Вселенная, Солнечная система, Галактика, географическая оболочкая.

Приводят доказательства тому, что Земля одна из планет Солнечной системы. Развивают представление о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.


Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Умеют понимать точку зрения другого, слушать

Выражают положительное отношение к процессу познания;

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

6

6.2

2. Движение Земли

Северный и Южный полюс, високосный год, дни равноденствия, солнцестояния.

Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли

Определять цель учебной деятельности

Умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами

Применяют правила делового сотрудничества;

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

7

7.3

3. Солнечный свет на Земле.


Смена дня и ночи, смена сезонов, тропики, полярные круги.

Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах и в своей местности

Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

Умеют организовать учебное взаимодействие в группе

Проявляют мотивы учебной деятельности;

Осознают границы собственного знания и «незнания»

8

8.4

4. Обобщение по теме, «На какой Земле мы живем»

География, фамилии ученых географов, первые карты, положение Земли в Солнечной системе

Закрепляют изученный материал

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Оценивают свою учебную деятельность.

9

9.5

5. Контрольная работа по теме Земля планета Солнечной системы.

Смена дня и ночи, Северный и Южный полюс, Галактика, географическая оболочкая.

Передают содержание в сжатом или развернутом виде

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют понимать точку зрения другого, слушать

Объясняют самому себе свои наиболее знаменитые достижения

ПЛАН И КАРТА (11 часов)

10

10.1

1.Ориентирование на местности.

Азимут, ориентирование, план местности, снимки местности.

Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют организовать учебное взаимодействие в группе, распределяя обязанности

Применяют правила делового сотрудничества

11

11.2

2. План и карта.

План местности, географическая карта, условные знаки.

Сравнивают и находят сходство и отличие в условных знаках плана и карты.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

приводя аргументы

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать,

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

12

12.3

3. Земная поверхность на плане и карте.

Масштаб плана и карты.

Определяют с помощью масштаба расстояния на плане и карте

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Проявляют устойчивый и широкий интерес к изучению предмета

13

13.4

4. Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.

Высота абсолютная и относительная.

Измеряют расстояния и определяют направления на местности и плане. Определяют формы рельефа на планах местности.

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Умеют принимать точку зрения другого

Оценивают свою учебную деятельность;

Объясняют самому себе отдельные ближайшие цели саморазвития

14

14.5

5. Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам.

«Живые ориентиры», съемка местности: полярная, маршрутная, планшет, компас.

Составляют и читают простейший план местности. Умеют проводить маршрутную и полярную съёмку местности.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать приводя аргументы

Оценивают свою учебную деятельность;

Дают оценку и самооценку результатам учебной деятельности

15

15.6

6. Географическая карта

Географическая карта, условные знаки, градусная сетка, цветовой фон.

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться

Применяют правила делового сотрудничества;

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

16

16.7

7. Градусная сетка.

Градусная сетка, меридианы, параллели, нулевой меридиан, Гринвичский.

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки.

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Применяют правила делового сотрудничества;

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

Понимают личностный смысл учения

17

17.8

8.Практическая работа №2 Географические координаты. Определение географических координат

Географические координаты, географическая широта .

Определяют географическую широту на карте

Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения

Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться

Оценивают свою учебную деятельность.

18

18.9

9. Географическая долгота.

Географическая долгота, долгота западная и восточная.

Определяют географическую долготу на карте. Определяют географические координаты объектов на карте

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Оценивают свою учебную деятельность.

19

19.10

10. Практическая работа №3. Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.

Топографическая карта, съемка местности.

Определяют направления и расстояния между геогр. объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составляют описание маршрута по топографической карте. Находят объект на карте по его координатам.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Применяют правила делового сотрудничества;

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

20

20.11

11. Контрольная работа по теме План и карта

План, карта, координаты, широта, долгота, условные знаки.

Закрепляют изученный материал

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Оценивают свою учебную деятельность.


ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

21

21.1

1.Как люди заселяли Землю.

Земледелие, животноводство, приспособленность к окружающей среде.

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

Применяют правила делового сотрудничества

22

22.2

2. Расы и народы.

Расы, народы, население, страны, столицы.

Выявляют внешние признаки людей различных рас. Анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания, представителей различных рас. Определяют наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделяют самые крупные по площади государства на Земле

Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения

Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Оценивают свою учебную деятельность;

23

23.3

3. Практическая работа №4.

Сравнение и характеристика стран мира.


Страны мира, полушария, крупные страны.

Находят и показывают на карте свою страну. Находят на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивают страны по величине территории, расположению. Систематизируют новую информацию.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют понимать точку зрения другого, слушать

Оценивают свою учебную деятельность;

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

Понимают личностный смысл учения

24

24.4

4. Контрольная работа по теме Человек на Земле.

Расы, народы, страны мира.

Закрепляют изученный материал

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Оценивают свою учебную деятельность.


ЛИТОСФЕРА - ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (11часов).

25

25.1

1. Земная кора - верхняя часть литосферы.

Мантия, земная кора, ядро, внутренние и внешние силы.

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизируют информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

Применяют правила делового сотрудничества

26

26.2

2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Горные породы, минералы, метаморфические, осадочные, магматические.

Сравнивают свойства горных пород различного происхождения. Овладевают простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализируют схему преобразования горных пород.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

27

27.3

3. Движения земной коры.

Вертикальные и горизонтальные, землетрясения.

Анализируют схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивают типы земной коры. Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

Определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

28

28.4

4. Как образуются вулканы.

Вулкан, лава, магма, гейзер, огненное кольцо.

Выявляют закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться


Применяют правила делового сотрудничества. Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

29

29.5

5. Рельеф Земли. Равнины.

Рельеф, горы, равнины, впадины, низменности, возвышенности, Индо-Гангская, Прикаспийская.

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира.

Определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы

Выражают положительное отношение к процессу познания; понимают личностный смысл учения.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета;

30

30.6

6.Рельеф Земли. Горы.

Горные хребты, межгорные долины, горная страна, Гималаи, Анды, Кордильеры.

Определяют по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы мира.. Описывают горы по карте. Описывают рельеф своей местности.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

Оценивают свою учебную деятельность;

31

31.7

7.Практическая работа №5. «Скульптурный портрет планеты».

Рельеф Земли, условные знаки, глобус.

Находят географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находят положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё.

В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки

сотрудничестве.

Выполняют проектное задание в сотрудничестве

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

32

32.8

8. Литосфера и человек.

Горное дело, рекультивация, сейсмограф.

Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства

Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Оценивают свою учебную деятельность;

33

33.9

9. Повторение темы Литосфера - твердая оболочка Земли.

Горные породы, минералы, равнины, горы.

Закрепляют изученный материал

Работают по составленному плану

Умеют уважительно относится к позиции другого.

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

34

34.10

10. Итоговая контрольная работа по курсу география (5 класс)

Горные породы, равнины, впадины, низменности, возвышенности, Мантия, земная кора, ядро.

Закрепляют изученный материал

Работают по составленному плану

Умеют уважительно относится к позиции другого.

Дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

35

35.11

11. Обобщающее повторение изученного.

План местности, географическая карта, географические координаты, расы, народы, литосфера

Передают содержание в сжатом или развернутом виде

Понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации

Умеют понимать точку зрения другого, слушать

Объясняют самому себе свои наиболее знаменитые достижения





















© 2010-2022