Открытый урок по географии 6 класс по теме «Атмосфера - состав и строение»

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Атмосфера - состав и строение». Для активизации деятельности ребят в данной разработке применяются творческие задания при знакомстве со слоями атмосферы (работа в парах) и мерами охраны атмосферы ( плакат - пазл ), игровой момент (миниатюра), создание проблемной ситуации « Загрязнение атмосферы и меры её защиты». Используется работа с учебником, атласом и справочной литературой. Закрепление проходит в два этапа: первичное закрепление (фронт...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок подготовила Кучма Татьяна Николаевна учитель географии 1 категории. Акмолинская область, г. Атбасар , сш№6.

Тема: Атмосфера. Состав и строение.

Цель: начать формирование у учащихся представлений об атмосфере:

рассмотреть особенности состава, строения, значения и изучения атмосферы;

продолжить формирование умения работать с различными источниками информации познакомить учащихся с проблемами загрязнения атмосферы и способами сохранения её чистоты.

Оборудование: презентация, листы формата А4, фломастеры, плакат-пазл, учебники, атласы, справочники.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

географическая разминка (на повторение и настрой на урок географии)

  • Фернан Магеллан

  • 150 млн. км²

  • Угол 66.5°

  • 40.000км.

  • «гео»

  • «графо»

  • Литосфера

  • Водная оболочка Земли

  • Биосфера

  • Воздушная оболочка Земли

Сегодня мы начинаем изучение большого раздела посвящённого атмосфере.

Познакомимся с её составом, строением, значением, а также с методами изучения и охраны.

  1. Изучение новой темы.

  1. Что такое атмосфера? (знакомство с определением и автором термина)

Ученые считают, что современная земная атмосфера появилась около 1млр.лет назад. Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.

В 1765г. М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию термин «атмосфера». Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На её формирование в последствии оказало влияние появление океанов и биосферы.

- СРАВНИТЕ ВОЗДУХ В ЛЕСУ и в большом городе. Где дышится легче ? почему ?

- как вы думаете, из чего состоит атмосфера ?

- итак , воздух атмосферы - смесь газов, в которой находится твёрдые и жидкие частицы.

2. Работа с учебником стр.72, рис. 52.

- определите состав воздуха (ответ записывается на доске в виде схемы и заносится в тетрадь.

Состав воздуха

Азот 78%

Кислород 21%

Другие газы 1%

Пары и примеси.

Беседа:

- каждый газ выполняет свою функцию. Каково значение АЗОТА в атмосфере?

- АЗОТ - входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений.

- каково значение КИСЛОРОДА в атмосфере?

- КИСЛОРОД необходим для дыхания и горения окислительных процессов.

- каково значение углекислого газа в атмосфере ?

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ участвует в фотосинтезе растений и обогреве Земли.

-что вы знаете о ОЗОНЕ ?

- ОЗОН задерживает ультрафиолетовые лучи, которые в большом количестве опасны для жизни живых организмов и особенно человека.

3.Работа со справочником (справочник по географии).

- с помощью справочника определите состав примесей. Для чего они нужны?

4. Атмосферные слои (работа в парах)

На доске шкала высот, на партах белые листы с названием слоёв и фломастеры. Учащиеся с помощью рисунка в атласе определяют слои атмосферы и рисуют их характерные признаки.

- учитель раскрывает особенности каждого слоя:

Атмосферу составляют очень разные слои,

С высотою, кто не знает изменяются они.

Слой снегов, дождей и ветров -

Тропос - значит, он живой

Восемнадцать километров

Тропосферы - первый слой

Есть здесь всё, но в большей мере -

Кислород, азот, озон,

В малых дозах - йод и гелий,

Водород, неон, радон.

Выше в небо - стратосфера, очень даже важный слой,

Радиацию во-первых ,

Поглащает он собой.

Даль в небо - мезосфера,

Этот слой совсем иной:

Слой ионного влиянья,

Метеоров и комет,

Слой полярного сиянья,

Спутников, ещё ракет.

Экзосфера! Мы в полёте,

Новый слой должны узнать.

И летим на звездолёте

Тайны мира открывать.

Чтоб друг к другу во Вселенной

Мы могли потом летать,

Я скажу вам несомненно,

Атмосферу нужно знать.

И.И. Шурыгина

5. Значение атмосферы (миниатюра)

а)Беседа

- Каково значение атмосферы?

б)Учащимся раздаются листы со значением атмосферы, но прежде чем получить листы они отвечают на короткие вопросы ( первичное закрепление) и получают своё значение атмосферы написанное на обратной стороне затем в течении 1минуты готовят миниатюру.

6. Изучение атмосферы (работа с текстом учебника). задание в парах. Рассказать о…

1). радиозондах (стр.75, 1абзац)

2). Метеорологических ракетах (стр. 75 ,2 абзац)

3). Искусственных спутниках (стр.75, 3-4 абзац)

4). космических кораблях (стр. 75, 5 абзац)

7). охрана воздуха (собрать пазл)

- по рисунку на ватмане определите основные источники загрязнения.

- что можно сделать чтобы спасти планету от загрязнения атмосферного воздуха?

По мере ответов учащихся, собирается пазл с мерами по защите атмосферы.

III. Закрепление.

Итак, давайте составим и запишем понятие «атмосфера».

Поможет нам СИНКВЕЙН.

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Фраза

Существительное

Атмосфера

Лёгкая, верхняя

Окружает, защищает, заполняет

Воздушный слой Земли

Оболочка

-Формулировка определения и запись в тетрадях.

Задание .

В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил : « Построю дом ближе к солнцу - пусть оно меня и греет. И принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть лине до самых туч. «Вот теперь , пожалуй хватит !»- сказал Тролль. Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только , что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает,- отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западает - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто бы близко, всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз».

- Почему замёрз глупый тролль? О каком слое атмосферы идёт речь?

-Что происходит с температурой с высотой и почему ?

  1. Подведение итогов. Домашнее задание. §23 изучить, выучить определения, ответить на вопросы стр.76., рис53, в атласе на карте Казахстана найти города с самой загрязнённой атмосферой указанные в учебнике.

Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями.

© 2010-2022