Публикация о формах обучения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной компетентности на уроках географии через игровую деятельность.

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. Сегодня в центре внимания ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют главной цели - развитию личности ученика.

Необходима такая организация учебного процесса, которая стимулирует школьников к поиску решений, формированию собственной позиции. Чтобы уроки были интереснее, чтобы дать возможность детям выйти из сферы повседневности, монотонности, будничности, перенести их в праздник, нужно проводить нестандартные формы уроков. Такой организационной формой является проведение уроков в игровой форме. Урок - игра дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, порой самыми необычными источниками получения знаний.

В процессе проведения таких уроков складывается благоприятная атмосфера для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Такие занятия позволяют вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в решении проблем с перегрузкой учащихся домашними заданиями с помощью использования различных способов изучения материала на уроке. При этом нисколько не уменьшается необходимый уровень разносторонних знаний, более того - широко используется дополнительный материал. Опыт работы в школе показывает, что как бы хорошо не был подготовлен преподаватель, как бы хорошо он не владел предметом, все равно ученики предпочтут его объяснению хорошо подготовленную игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника игры.

Игра есть потребность детского организма,
игра для детей - это учеба,
труд и серьезная форма воспитания.
Н.К. Крупская

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание.

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное - в процессе игры обучающиеся получают знания. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности в целом.

Цель географических игр прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Игры можно включать и в урок, и во внеурочные занятия, можно проводить во время походов, на экскурсиях на природу, школьных переменах, организовывать географические вечера.

Игровые моменты возможно использовать на разных этапах урока.

Их можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Игры или элементы игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока. Перед их проведением необходима подготовительная самостоятельная работа и учителя и обучающихся, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь обучающимся, при необходимости совместно с обучающимися исполнять игровые действия. Проведение учебной игры требует от учителя готовности к диалогу с обучающимися, готовности быть воспринятым обучающимися в качестве естественного партнера по игре, при этом учитель должен быстро и четко, при необходимости, регулировать игровую ситуацию.

Задачи учебных игр:

  1. Содействовать успешному усвоению изучаемого материала.

  2. Формировать у обучающихся умения работать в команде, уважать мнения других.

  3. Формировать у обучающихся умения работать самостоятельно, при необходимости принимать самостоятельные решения в проблемной ситуации.

  4. Создание игровой ситуации, способствующей разрешению его эмоциональных и коммуникативных проблем, решению актуальных задач его личностного роста.

На своих уроках географии я использую большое количество разнообразных игр, викторин, обучающиеся сами составляют разнообразные кроссворды, затем обмениваются ими, тестов, занимательные игры - викторины «Занимательная география», например, для 8 класса; «Угадай город»; использую элементы игры при изучении материка Африка; при изучении темы «План местности» - рисуем карточки с заданиями при помощи условных знаков и обучающиеся меняются друг с другом; игра - лото «Скажи, кто? где живет?» (даются шаблоны материков, животных и их нужно распределить по материкам).

Больше всего конечно любят играть обучающиеся 5 -7 классов.

Часть игр, викторин я придумала сама, часть с обучающимися. Некоторые из них я уже представляла на различных семинарах. Другие игры я нашла в методической литературе, через интернет ресурсы.

Разработка сценария урока - игры «Знатоки географии» мне активно помогали обучающиеся 6 а класса, т.е. члены жюри. Ими было предложено повторить не только программный материал по теме «План местности», но и повторить изученный материал 5-го класса.

Мы совместно разработали блоки заданий, т.е. раунды и названия, условия игры.

При подготовке игры или использовании на уроке элементов игры, я решаю в первую очередь важные вопросы: какова ее цель, какие нужно сформировать умения и навыки, как организовать деятельность детей, как подвести итоги и поощрить их.

Таким образом, использование игры как способа организации урока географии способно сформировать следующие свойства:

  • коммуникативность;

  • адаптированность;

  • целенаправленность;

  • продуманность;

  • подражательность;

  • вариативность;

  • самоконтроль.

Таким образом, Игровая деятельность может иметь решающее значение для успешности усвоения нового материала, повышения его уровня учебной мотивации, обеспечения его личностного роста, является продуктивной деятельностью, способствующей развитию разных сфер личности ребенка. И в этом безусловна ее педагогическая польза. И завершить свое выступление я хочу следующими стихотворными словами:

«Я хочу, чтоб географии урок
детям мыслить творчески помог,
Научил их видеть красоту,
звуки слышать, что звучат вокруг,
Чтобы дети чувства все свои
эмоционально передать могли,
Научились Родину любить,
доброе, прекрасное ценить».





3


© 2010-2022