ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии БИЮЛИ

Латышева Ю.И.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненному опыту своих родителей, предков; традиционным российским религиям; произведениям литературы и искусства; другим источникам информации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  2. Гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  3. Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  4. Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  5. Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  6. Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  7. Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  8. Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  9. Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

География как учебный предмет способствует созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

- географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся;

- изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

- география раскрывает основы некоторых экономических знаний, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

- возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;

- география формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений;

- география охватывает всю систему "природа-человек-хозяйство". Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;

- география несет в себе огромный гуманистический потенциал.

Приоритетом учителя географии является функция воспитателя, исследователя и только затем учителя - предметника. Возможности содержания линий учебных программ и УМК курса «География» (6-9 класс) нацеливают на усиление учебной деятельности с ориентацией воспитания личностных качеств обучающихся.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком.

Базовые ценности

Примеры заданий

1.

Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

1. Что необходимо делать людям при неблагоприятном воздействии на рельеф? 2. Как в нашем городе проявляется воздействие человек на земную поверхность?

3. Какие воды суши находятся рядом с вашим населенным пунктом?

4. Опишите реку ближайшую к вашему населенному пункту

5. Исстари считалось, что человек на Руси жил с рекой душа в душу. Приведите вои доводы в пользу этого утверждения.

6. Приведите примеры людей, труд которых вызвал уважение в вашем городе. Что сделали они для процветания вашей местности.

2.

Гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

1. Какова роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей в освоении материков и океанов?

2. Что может сделать каждый из вас для охраны питьевой воды, поверхностных вод?

3. С какой целью было введено в 2000г районирование по федеральным округам?

3.

Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

1. К каким последствиям приводит цунами?

2. Почему необходимо создавать особоохраняемые территории.

3. Есть ли в вашей местности охраняемые территории? Какие компоненты природы находятся под охраной?

4. Приведите примеры того как Россия помогает странам где произошли сильные землетрясения?

4.

Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

1. Приведите доказательства того, что все люди равны.

2. Жители, каких стран встречают новый год первыми, а каких последними?

3. Как сказались сложные и специфические условия жизни в горах на особенности характера и темперамента горских народов?

5.

Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

1. Являются ли кометы предвестниками бед и несчастий?

2. Как правильно установить термометр?

3. Почему нельзя находиться на пляже в полдень?

4. Стоит ли доверять рекламе, убеждающей, что можно отдохнуть за несколько дней перенесясь из московской зимы в австралийское лето?

6.

Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

1. Какие работы проводят ваши родители на садовом участке? С какими особенностями почвы это связано? Все ли необходимые агротехнические мероприятия проводятся?

2. Предположим, что ваши прадедушка или прабабушка родились в 1915-16 гг., какие периоды их жизни были самыми тревожными?

3. Выясните у родителей, где они родились, где жили до переезда на последнее место жительства. Составьте картосхему, отражающую миграционную подвижность ваших близких.

4. Есть ли у вас в родне или среди знакомых смешанные браки. Какие народы породнились?

7.

Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

1.Какими качествами обладают ученые-исследователи?

2. Подвиг или глупость совершили Н.Коперник, Д.Бруно и Г.Галилей, борясь до последнего за свои идеи?

3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть востребованным на рынке труда?

8.

Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

1. Какие религиозные традиции народов России вам известны?

2. Какова роль православной церкви в формировании русского государства?

3. Каково отношение России к государствам и отдельным этносам, исповедующим другие религии?

9.

Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

1. В чем мужество первооткрывателей? Какими качествами обладают такие люди?

2. Какими качествами обладают люди уничтожающие редкие растения, исчезающих животных?

3. Что может предпринять ученик пятого класса для охраны природы?

4. Какие действия людей открывают дорогу пустыне?

5. Что может сделать каждый из вас для охраны питьевой воды, поверхностных вод?

6. Соберите как можно больше народных примет, с помощью которых можно предсказывать погоду.

ВЫВОДЫ

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяет основные базовые ценности, которые должен воспитать учитель: человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа.

Действительно, через отношения к человеку, к природе формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность.

Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

© 2010-2022