Сценарий внеклассного занятия. Краеведческий конкурс Путешествие по Алтайскому краю

Вашему вниманию предлагается разработка внеклассного конкурсного мероприятия по краеведению "Путешествие по Алтайскому краю". Главным героем сценария будет Маленький принц, который побывал на нескольких планетах, но остановил свой выбор на Земле, и, конкретно,на Алтайском крае. Вместе со своими друзьями и школьниками он узнает много интересного о крае, природе, людях. Состоит сценарий из трех основных блоков: первый- театрализованное вступление с использованием мелодии и песни "Кто тебя выдумал,...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по Алтайскому краю

Сценарий конкурсной программы для 5-6 классов

  1. Вступительное слово. Музыкальная заставка «Маленький принц».

  2. Театрализованная постановка ( по мотивам произведения А.С.Экзюпери «Маленький принц»)

Ведущий: Жил да был маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга. А тут ещё он поссорился со своей любимой розой.

Маленький принц:

- Я решил странствовать с перелетными птицами. Утром я старательно прибрал свою планету: прочистил действующие вулканы - на них так удобно по утрам разогревать завтрак. Я полил свою розу - чудесный цветок, попрощался с ним и отправился в путешествие. На шестой планете я увидел старика, который писал толстые книги.

(Танцует под музыкальное сопровождение той же музыки, на фоне видеозаставки о космосе). Встречает Старика (затем по очереди появляются и другие герои)

Старик: - Смотрите - ка! Вот прибыл путешественник!

Маленький принц: - Что это за огромная книга? Что вы здесь делаете?

Старик: - Я географ.

Маленький принц: - А, что такое географ?

Старик: - Это ученный, который знает, где находится моря, реки, города, горы и пустыни.

Маленький принц: - Как интересно! Вот это настоящее дело! Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть?

Старик: - Этого я не знаю.

Маленький принц: - О-о-о! А горы есть?

Старик: - Не знаю.

Маленький принц: - Но ведь вы географ!

Старик: - Вот именно! Я географ, а не путешественник. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.

Маленький принц: - Куда вы посоветуете мне отправиться?

Старик: - Посети планету Земля. У неё не плохая репутация.

Маленький принц: - Я пустился в путь, но мысли мои были о покинутом цветке. И первого, кого я встретил. Была змея.

Маленький принц: - Добрый вечер.

Змея: - Добрый вечер.

Маленький принц: - На какую планету я попал?

Змея: - На Землю, в Африку.

Маленький принц: - А разве на Земле нет людей?

Змея: - Это пустыня. Но Земля большая.

Маленький принц: - Зачем звезды светятся? Наверное, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Смотри вон моя планета!

Змея: - Красивая! А что ты будешь делать на Земле?

Маленький принц: - Я поссорился со своим цветком.… А где же люди? В пустыни все-таки одиноко.

Змея: - Среди людей тоже одиноко.

Маленький принц: - Странное ты существо…

Змея: - Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жестокой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей планете, я сумею тебе помочь. Я могу…

Маленький принц: - Я прекрасно понял. Я пересек пустыню и за все время мне попался только один цветок.

Маленький принц: - Здравствуй!

Цветок: - Здравствуй!

Маленький принц: - А где люди?

Цветок: - Люди? Ах, да. Я видел их много лет назад. Но где их искать - не известно. Их носит ветром. У них нет корней. Это очень неудобно.

Маленький принц: - Прощай.

Цветок: - Прощай.

Маленький принц: - Я поднялся на высокую гору.

Маленький принц: - Добрый день!

Эхо: - Добрый день, день….

Маленький принц: - Кто вы?

Эхо: - Кто вы, вы…

Маленький принц: - Будем друзьями, я совсем один

Эхо: - Один, один….

Маленький принц: - Какая странная планета! Совсем сухая, вся в иглах и соленная. Дома у меня был цветок, моя краса и радость и он всегда заговаривал первым.

Лис: - Здравствуй.

Маленький принц: - Здравствуй.

Лис: - Я здесь, под яблоней.

Маленький принц: - Кто ты? Какой ты красивый.

Лис: - Я - лис.

Маленький принц: - Поиграй со мной, мне так грустно.

Лис: - Не могу я с тобой играть. Я не приручен.

Маленький принц: - А как это приручить?

Лис: - Это давно забытое понятие. Ты для меня лишь маленький мальчик, такой же, как все. И ты мне не нужен. И я тебе не нужен - я для тебя только лисица, такая же, как тысяча других. Но если ты меня приручишь - мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете, а я для тебя.

Маленький принц: - Я понимаю, есть одна роза, наверно, она меня приручила.

Лис: - Скучная у меня жизнь: я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Пожалуйста, приручи меня.

Маленький принц: - Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и так много увидеть. Прощай.

Лис: - Прощай. Запомни, самого главного глазами не увидишь. Зорко лишь одно сердце. Люди забыли одну истину: « Ты всегда в ответе за всех кого приручил».

Маленький принц: - Я никогда этого не забуду. Но куда же мне отправиться сейчас?

Ведущий: Дорогой Маленький Принц. Я приглашаю тебя в Алтайский край. Ты увидишь много интересного, красивого и познакомишься с замечательными детьми. Согласен?

Маленький принц: Согласен.

Ведущий объявляет программу интеллектуального состязания, представляет команды- участницы, жюри, начинает игру- соревнование (по плану)

  1. «Визитная карточка» . Представление команд (2 команды, сборные 5 - 6 класс)

  2. 1 конкурс: Реки и озера Алтая

Ведущие: (презентация «Воды Алтая» )

Живописны алтайские реки и озера. В крае их насчитывается тысячи, и расположены они по всей территории. Большая часть озер находится в Кулундинской низменности и на Приобском плато. Кулундинские озера все являются остатками древнего моря, существовавшего многие миллионы лет тому назад на месте теперешних равнин. Они славятся своими минеральными водами, обладающими целебными свойствами, а также лечебными глинами и грязями. Алтай называют краем голубых озер. Небольшие по размеру горные и степные озера придают природным ландшафтам своеобразное очарование и неповторимость. Главной рекой Алтайского края является Обь, образующаяся от слияния двух рек - Бии и Катуни. По площади бассейна Обь - самая крупная река нашей страны. Алтайский край богат еще и минеральными источниками. Особую известность ему в этом придают радоновые источники, с незапамятных времен используемые местным населением в лечебных целях. Нередки на Алтае и водопады, как водопад на реке Шинок. В 2000 г. заказник «Каскад водопадов на реке Шинок» приобрёл статус памятника природы.

Задание командам

задание зрителям

подписать реки и озера края на контурной карте

загадки о воде (за правильный ответ-жетоны)

1. Много лет в горах подряд снег идет и сыплет град. Слой осадков так велик, а зовут его …(ледник)

2. Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

3. Бьет источника фонтан, в нем струя до поднебесья. Рядом с ним живет вулкан, и фонтан вам тот известен (гейзер)

4. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой.(родник)

  1. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, Узкий кончик в роднике, а широкий -в море. (река)

  2. С высоты большой срываясь, очень громко он ревет, И, о камни разбиваясь, белой пеною встает (водопад)

  1. Рядом, рядом острова, не один, да и не два. А десятки, сотни сотен- жить в соседстве им охотней. Все родные, как никак, значит, здесь (архипелаг).

2 конкурс: Горы и полезные ископаемые

а)Ведущие: (презентация «Горы и полезные ископаемые Алтайского края» )

Алтай - это незабываемая по красоте страна величественных гор. Алтайские горы представляют сложную систему самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными котловинами. Горный Алтай - это самая высокая горная область Сибири. Вот уже более века суровые и красивейшие алтайские вершины притягивают к себе путешественников, ученых, туристов, альпинистов, художников, фотографов, а также паломников, потому что многие здешние горы являются местными святынями. Богаты недра Алтая полезными ископаемыми. Известны месторождения полиметаллов, которые содержат медь, свинец, цинк, серебро, золото. Добывается вольфрам, молибден, железные и медные руды, бокситы, магний. Ртутные месторождения киновари находятся в долине р. Чуи. Строительный материал имеется почти во всех районах края. Запасы глины и песка неограниченны. Известняки, гранит, мрамор, гнейсы и гипс используются для строительства. Встречается на Алтае яшма, кварцит, порфиры, опалы, халцедоны, горный хрусталь, грифовые сланцы, графит. В озерах Кучукском и Большом Яровом есть лечебные грязи. В предгорьях Алтая найдены радиоактивные источники, особенно широко известны Белокурихинские радоновые воды, на базе которых функционирует курорт.

б) задание для команд и зрителей «Черный ящик»

  1. На Алтае сосредоточены главные запасы этого полезного ископаемого- свыше 6 млн.тонн. Содержится в Михайловских и Петуховских озерах. Открыли эту породу в Кулундинских озерах совершенно случайно. Было замечено, что жители села Ключи зимой из-подо льда Петуховских озер извлекали эту породу в кристаллическом виде и использовали ее для варки мыла. Обычно производят этот продукт на химических предприятиях. Каково же было удивление ученых и геологов,когда лабораторное исследование подтвердило богатое содержание готового продукта в Петуховских озерах! (сода)

  2. В горных хребтах северо-западного Алтая находятся месторождения поделочных камней. Алтайские камнерезы издавна научились их обрабатывать. Из камня, который находится в черном ящике, в 1843 году на Колыванской фабрике была изготовлена непревзойденная по величине «царица ваз». Около тысячи «работных людей» доставляли цельный камень от Ревневской каменоломни до Колыванской фабрики. На изготовление вазы ушло почти 15 лет. Вес вазы 1200 пудов, высота 2м 20см, диаметр-5м 10см. Полгода везли вазу до Петербурга, сначала на 120-160 лошадях, затем по воде. Для того ,чтобы поместить «царицу ваз» в Эрмитаже, пришлось выдолбить стену. Из какого камня сделана «царица ваз»? (яшма)

  3. На Алтае целый ряд месторождений этого строительного камня: белоснежного, серого, розового, фиолетового и золотистого. Целые горы этой породы тянутся вдоль Чуйского тракта. В Московском метрополитене несколько станций облицованы этим материалом, добытом на Алтае. Что в черном ящике? (мрамор)

3 конкурс «Растения»

а) презентация «Растения Алтайского края» (творческое домашнее задание зрителей)

б) задание для команд: «Почта»- соотнести растения и природный комплекс

Природный комплекс

растения

Горы Ленточный бор Поймы рек и озер Болото Кулундинская степь

Осина, береза, сосна, ель, осока, рогоз, камнеломка, маралий корень, ковыль, типчак, кислица, ива.

в) Для зрителей-песня «Звездная страна» в исполнении ученицы 6 класса.

4 конкурс «Животные»

а) Ведущие: ( презентация «Животные Алтайского края»)

Многообразием животного мира Алтайский край обязан наличию степей, лесов и высотных поясов. Здесь встречаются обитатели западносибирской тайги: лось, бурый медведь, росомаха; представители лесов Западной Сибири: кабарга, марал, глухарь, каменная куропатка; животные монгольских степей: тушканчик, сурок-тарбаган. Около 90 видов млекопитающих, более 250 видов птиц проживает на Алтае. Некоторые из них (кот манул, хорь перевязка, журавль красавка и д.) занесены в Красную книгу. Отличительной особенностью животного мира Алтая являются эндемики -алтайский крот, горная индейка, алтайский сарыч, тундровая куропатка. Сезонные переходы из одной зоны в другую совершают и копытные животные. Лось, косуля, марал, кабарга кочуют из тайги в луга и обратно. Маралы - олени, рога которых по весне содержат ценное вещество пантокрин, уже много лет разводят на мараловодческих фермах в горно-лесных районах края. В лесах Алтая встречаются рысь, барсук, росомаха, горностай, бурундук, белка. Наиболее ценным пушным зверем тайги является соболь, лиса. Здесь повсеместно водятся грызуны: хомяки, суслики различных видов, сурки, в засушливых районах степи встречаются тушканчики. Зайцы - русак и беляк - живут в степи и в лесных районах края. Там же можно встретить волка. Практически все лесостепные районы, где есть водоемы, являются местом обитания ондатры. А в боровых реках и водоемах Салаира водятся бобры, ареал которых с каждым годом увеличивается.

задание для команд

задание для зрителей

«Ребусы: Животные Алтая» (см.приложение

Ответы:

1-глухарь,

-соболь,

3-лоси,

4-выдра,

5- дрозд,

6-горностай)

«Загадки о животных Алтая»

1. Над шапками кустарника дерево плывёт. На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна лесного великана. (лось)

2. Очень мирные мы змеи, любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем и не знались с ним во век. (уж)

3. Позапасливее всех я: у меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов или, скажем, вещмешка. (хомяк)

4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось)

5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход! (бобры)

6. Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)

7. Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк промелькнул, как огонёк? (белка)

5 конкурс «Знаменитые люди»

а) презентация «Знаменитые люди Алтая» (творческое домашнее задание зрителей)

б) задание для команд «Кроссоворд»

Вопросы: (Знаменитые люди Алтая)

По горизонтали: 1. Изобретатель самого распространенного автоматического оружия (Калашников)

2.Основатель горного дела на Алтае (Демидов)

По вертикали: 3. Изобретатель паровой машины (Ползунов)

4.Знаменитый актер, режиссер, писатель, уроженец села Сростки. (Шукшин)

5. Дублер Ю.А.Гагарина , «космонавт №2» (Титов)

6.Русский ученый, последователь Ползунова, строитель первой в мире рельсовой чугунной дороги (Фролов)

в) для зрителей: демонстрация разбора и сбора автомата Калашникова

(ученики старших классов)

  1. Подведение итогов.

(пока жюри подводит итоги, для зрителей предлагаются задания:

1) «Найди лишнее» Найди лишний географический объект в каждой строке:

1.Барнаул,Табуны, Яровое, Бийск

2. Мостовое, Мамонтовские, Кулундинское, Бия

3. Белуха, Чумыш, Чарыш, Алей

4. Тигирецкий, Коксуйский, Салаирский, Ануйский

5. Предалтайская, Кулундинская, Гилевское, Бийско-Чумышская

6. Республика Бурятия, Казахстан, Новосибирская область, Кемеровская область.

2) «Знай свой город»- узнать улицы города Яровое (на слайдах презентации)

  1. Награждение (грамоты, отметки за участие в командном соревновании, за подготовку и защиту презентации, за активное участие в зрительских конкурсах по количеству жетонов)

  2. Итог. Прощание с Маленьким Принцем.


© 2010-2022