Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности

на уроках географии.

«Мышление - начинается

с удивленья!»

(Пастернак)

Наиболее продуктивными в своей работе я считаю использование частично-поисковых и исследовательских методов, а так же метод прогнозирования. Для организации прогностической деятельности школьников в процессе обучения, предлагаю им решить задачи типа: "Какие меры следует принять для того, чтобы избежать экологической катастрофы…"; "Какое воздействие будет оказано на ПТК, если :"; "Что произойдёт с ПК, если изменится климат, например, похолодает?... :" и т.д. Постановка подобных заданий вызывает большой интерес у школьников, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность, инициативу, эрудицию.

Например решение задачи "Что произойдёт с ПК, если изменится климат, например похолодает? можно провести в форме ролевой игры. Профессии:

1 ученик - я ботаник. С похолоданием климата все теплолюбивые растения в первую очередь широколиственные деревья, погибнут. Птицам, живущим в наших лесах, нечем будет кормиться. В последующие годы, останутся, лишь угнетенные растения, мхи и лишайники. Почвы станут малоплодородными.

2 ученик - я гидролог. С похолоданием климата все реки и озера замерзнут. Реки промерзнут возможно до дна. Весь растительный и животный мир рек и озер погибнет. Перестанут работать ГЭС.

Также продолжают почвовед, климатолог и другие специалисты. После того как выступили все специалисты приходят к выводу, что все компоненты природы в каждом из комплексов тесно взаимосвязаны и изменение одного из них повлечет за собой изменение всего ПК.

Одним из критериев успешного усвоения учебной программы является владение системой новых географических понятий и терминов. Школьники должны не только знать содержание понятий, но и уметь различать их существенные и варьирующие признаки, классифицировать их.

Кроме понятийного материала предлагаю обучаемым усвоить причинно-следственные связи, основные картографические умения. Такие задания развивают навыки работы с тематическими картами.

Для того чтобы успешно выполнять подобные учебные задачи, ученикам предстоит овладеть приёмом учебных действий - устанавливать по картам пространственные и другие соотношения между рассматриваемыми объектами.

Например: В 6 классе по теме "Различие гор по высоте. Определение географического положения гор" географические задачи распределены следующим образом;

А. Более простое задание: Определение высоты гор (по цвету)

Б. Сложное задание: Определение географического положения гор (практическая работа по плану)

В*. Наиболее сложное задание: Определение протяжённости гор (перевести градусы в километры)

У обучающихся развиваются навыки подготовки к сдаче экзамена по форме ЕГЭ, что влияет на изменение требований к знаниям и умениям учащихся при изучении географии в 5-7-х классах.

Один из главных этапов урока это мотивирование к учебной деятельности.

Например, мотивация к учебной деятельности по теме: «Свойства вод Мирового океана» 7 класс.

В 1497 году великий путешественник Христофор Колумб открыл, новый материк. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока я выбрала китайскую мудрость: «Не бойся, что не знаешь, бойся что не научишься».

Дальше используя прием «Снежный ком»:

  • Кто из вас летом бывал на море?

  • Кто хоть раз был на реке?

  • Кто любит прогулки в дождь?

  • Кто любит гулять во время снегопада?

  • Кто пил когда - нибудь воду из источника?

  • Кто любит минеральную воду?

  • Кто любит лимонад?

Какого понятия касаются все вопросы (вода), Именно вода будет героиней сегодняшнего нашего урока! Дальше учащиеся под моим руководством ставят задачи урока.

Большое внимание уделяю опросу обучающихся и их оцениванию, для достижения результата, использую разнообразные приемы:

  1. Дидактические игры. Например, по теме «Природная зона мира» 7 класс.

  2. Географическое лото. По теме «Австралия»

  3. Географическая викторина: «Золотой ключ», «Знатоки географии», «Бумажный кораблик», «Букет» и т.д.

В настоящее время, необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием проблемной технологии. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности, являются уроки с использованием проблемной технологии.

Первичное закрепление можно проводить, тоже используя разнообразные приемы:

Например: «Угадай пословицу?»

  • Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество.

(Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит).



  • Сбился с азимута среди 3 голосемянных.

(Заблудился в трех соснах).



  • Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости.

(Ложка дегтя портит бочку меда).

Ещё один пример, при рассмотрении климата Африки задаю вопрос: «Почему лучше всего отдыхать в Северной Африке весной?» Этот вопрос вызывает интерес у ребят, т.к. носит практический характер. Очень важно, чтобы предлагаемые задания были доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными и эстетичными.

Разрабатывая проблему самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задаёт вопросы: «Как называется…?», «Что такое…?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые начинаются со слов «Почему…?», «Можно ли…?», «Являются ли…?», «Зависит ли…?» и т.д. Например, «Почему движется воздух?» или «От чего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.

Меня как учителя постоянно волнует желание сделать изучение географии практически осмысленным и необходимым детям. Стараюсь находить такие формы работы на уроках, через которые мои ученики увидели бы практическое значение своих знаний. Например, при изучении пищевой промышленности в 9 классе за неделю до урока даю задание: составить список продуктов, которые были куплены за неделю, рассмотреть географию их производства, и конечно, стоимость. На уроке после разговора о роли пищевой промышленности прошу проанализировать домашнее задание по плану:

1) Выявить отрасли, ориентирующиеся на сырьё. Почему?

2) Выявить отрасли, ориентирующиеся на потребителя. Почему?

3) Какие импортные продукты питания мы употребляем и почему?

После этого обсуждаем, делаем выводы, т.е. находим ответы на вопросы самостоятельно, не заглядывая в учебник. Такие уроки проходят интересно, динамично, ведь главные действующие лица здесь - сами учащиеся.

Организации исследовательской деятельности может быть продолжена и за пределами уроков географии. В нашей школе уже несколько лет работает научно-исследовательское общество «Эврика», где учащиеся сами могут выбрать интересующее их направление и заниматься исследовательской деятельностью под руководством учителя. За несколько лет в области географии учащимися были разработаны такие исследовательские проекты, как «Лекарственные растения Курганской области», «Экологические проблемы Урала», «Рекреационные ресурсы Урала», «Золотое кольцо России». Все исследования детей носили практическую направленность. Так при работе над темами «Золотое кольцо России», которая была представлена на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» и заняла 2 место, был создан путеводитель для туристов, желающих посетить данный маршрут. Проекты на тему «Лекарственные растения Курганской области» и «Рекреационные ресурсы Урала» также были отмечены как работы, имеющие практическую значимость.

Таким образом, использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.



© 2010-2022