Рабочая программа по природоведению 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая учебная программа

по природоведению

для 5 класса

(Уровень: общеобразовательная программа, скорректированная)
















Составила: Смирнова Т.В.





2015-2016 уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению 5 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей Федеральному компоненту ГОС. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (линия Н.И.Сонина).

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школа № 522 на 2015- 2016 учебный год рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

При разработке программы учитывался контингент детей школы (дети с ЗПР). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий (приложение № 1).

Нормативно-правовые и инструктивно-методическими документы:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год».

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе № 139/4 от 28.08.2014 на 2015-2016 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, которые являются либо этапами комбинированных уроков, либо выделены отдельными уроками практикума. Ряд работ имеет демонстрационный и обучающий характер, о чем указано в тематическом планировании по курсу. В общее распределение часов по курсу внесены изменения, что вызвано спецификой учебника, особенностями коррекционного обучения, а также для проведения уроков повторения и обобщения и уроков контроля.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При составлении календарно - тематического планирования использовано методическое пособие для учителя с готовыми планами уроков, которые будут дополняться или перерабатываться учителем в зависимости от учебной ситуации.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание природоведения для 5 класса сочетает в себе эмпирическую направленность изучения природы с овладением младшими подростками элементами естественнонаучных методов познания на уровне отдельных приемов исследовательской деятельности. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта. в содержании программы предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

  • учебно-познавательные (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • способы работы с естественнонаучной информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы);

  • коммуникативные умения (пересказывать учебные или научно-популярные тексты, давать краткую рецензию ответов других учащихся; использовать естественнонаучную лексику в собственных устных сообщениях с применением иллюстративного материала и в письменных рассказах, участвовать в работе малой группы сотрудничества в соответствии с обозначенной ролью, корректно вести учебный диалог);

  • способы самоорганизации учебной деятельности (ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность малой группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки).

  • природоведческие (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);

  • здоровьесберегающие (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174 с.. ил.

  2. Электронное учебное издание «Природоведение. 5 класс». Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.




Учебно-тематический план

по учебнику Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174 с., ил.

Применение ППС (программно-педагогических средств) :

видеофильмы; презентации, изготовленные учителем; презентации, изготовленные другими учителями, учащимися; CD-диск «Природоведение. 5 класс» Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Дрофа», 2007


№ п/п

ТЕМА

Часы

Новые термины и понятия

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Компенсаторно-адаптационный

реабилитационный

цензовый

1.

Введение.

Изучение природы

8

Опыт, вещество, явление, астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология.

Знать: многообразие тел, веществ и явле-ний природы; методы изучения природы;

Уметь: описывать собственные наблюдения, сравнивать природные объекты; описывать внешний вид изученных тел и веществ;

Знать: многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдель-ные методы изучения природы;

Уметь: описывать собственные наблюдения или опыты, сравнивать природные объекты; описывать по предложен-ному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополни-тельные источники информации

Знать: многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

Уметь: описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использо-вать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

2.

Вселенная

12

Вселенная, звезда, созвездие, астероид, комета, метеорит, метеор, Луна, галактика

Знать: представления о Вселенной у древних народов, строение Солнечной системы, звезды и их многообразие, созвездия.

Уметь: указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе.

Знать: представления о Вселенной у древних народов, модели Вселенной по Аристотелю, Птолемею, Н.Копернику, строение Солнечной системы, звезды и их многообразие, созвездия.

Уметь: указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; дать определение новым понятиям

Знать: представления о Вселенной у древних народов, модели Вселенной по Аристотелю, Птолемею, Н.Копернику, роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н.Коперника, строение Солнечной системы, звезды и их многообразие, созвездия, типы галактик.

Уметь: указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; дать определение новым понятиям

3.

Земля

18

Гипотеза, мантия, земная кора, минералы, землетрясение, гейзеры, архипелаг, материк, атмосфера, климат, погода, смерч, ураган, гидросфера

Знать: внутреннее строение Земли, полезные ископае-мые, природные явления: землетрясе-ние, извержения вулканов, названия материков, состав воздуха, типы облаков

Уметь: вести наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра, оценивать влияния погодных условий на самочувствие людей.

Знать: Гипотезы о возникновении Земли, внутреннее строение Земли, горные породы, минералы, полезные ископаемые, природные явления: землетрясение, извержения вулканов, гейзеры; названия, очертание материков, ост-рова, состав воздуха, типы облаков, строение гидросферы уникальность планеты Земля

Уметь: вести наблюдение за погодой, измерять температуру воздуха, дать определение новым понятиям

Знать: Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И.Кант,

Д. Джинс, О.Ю. Шмидт), внутрен-нее строение Земли, горные породы, минералы, полезные ископаемые, природные явления: землетрясение, извержения вулканов, гейзеры;

названия, очертание материков, ост-рова, состав воздуха, типы облаков, строение гидросферы уникальность планеты Земля, многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

Уметь: вести наблюдение за погодой, измерять температуру воздуха, направление скорости ветра, оценивать влияния погодных условий на самочувствие людей, дать определение новым понятиям.

4.

Жизнь на Земле

13

Трилобит, стегоцефал, динозавр,

органоиды, хлоропласт, бентос, планктон

Знать: строение живой клетки (главные части); царства живой приро-ды (перечислять); среды обитания орга-низмов

Уметь: узнавать наиболее распростра-ненные растения и животных своей местности; приспособлений животных к условиям среды обитания

Знать: строение живой клетки (главные части); царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организ-мов, важнейшие природ-ные зоны Земли (перечис-лять);

Уметь: узнавать наиболее распространенные расте-ния и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; приспособ-лений животных к условиям среды обитания, дать определение новым понятиям

Знать: эволюцию животного мира, строение живой клетки; царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать); природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

Уметь: узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособле-ний растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; дать определение новым понятиям

5.

Человек на Земле

14

Австралопитек, дриопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, озон, парниковый эффект, опустынивание, экология

Знать: древних предков человека, великих путешествен-ников, изменения в природе, вызванные деятельностью человека: кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, опустынива-ние, важнейшие экологические проб-лемы, взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Уметь: называть исторических предков человека,важнейшие экологические проб-лемы (перечислять и кратко характеризо-вать их)

Знать: древних предков человека, великих путешественников и их открытия, изменения в природе, вызванные деятельностью человека: кислотные дожди, озоно-вая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы, опустынивание и его причины, важнейшие экологические проблемы, взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Уметь: называть истории-ческих предков человека, называть изменения в природе, вызванные деятельностью человека,

(на уровне представле-ний), важнейшие экологические проблемы (перечислять), дать определение новым понятиям

Знать: научные представления о происхождении человека, древних предков человека, великих путешественников и их открытия, изменения в природе, вызванные деятельностью человека: кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы, опустынивание и его причины, методы борьбы с опустыниванием, важнейшие экологические проблемы, взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Уметь: называть исторических предков человека, выявлять роль Великих географических открытий, называть изменения в природе, вызванные деятельностью человека,

(на уровне представлений),

важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать их), дать определение новым понятиям

Содержание программы обучения:

Глава 1. Введение. Изучение природы (8часов)

Изучение природы человеком. Естественные науки. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Глава 2. Вселенная (12 часов)

Представление о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю, Птолемею. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

Глава 3. Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Внутренне строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической Земной коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Практические работы.

Землетрясения. Вулканы. Суша. Воды суши

Глава 4. Жизнь на Земле (13 часов)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно - воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы.

Определение (узнавание) наиболее распространенных животных с использованием различных источников информации.

Глава 5. Человек на Земле (14 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники - первооткрыватели далеких Земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов, защита планеты от всех видов загрязнений.

Требования к уровню подготовки обучающихся по природоведению

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать :

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ОТВЕТА УЧАЩИХСЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.

Отметка «5»

Ученик показывает знания теорий, понятий; логично излагает основные положения раскрывает сущность и взаимосвязь процессов и явлений; конкретизирует теоретические положения примерами. Ученик демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делать выводы.

Отметка «4»

Ставится, если ответ не полностью раскрыт, недостаточно широко иллюстрирует примерами, допускает неточности, негрубые ошибки.

Отметка»3»

Ставится, если имеются неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы.

Отметка «2»

Ставится, если допускаются грубые ошибки, или ответ полностью

отсутствует.

Отметка «1»

ставится, если ученик:

*Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

*Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические и учебные пособия:

  • таблицы;

  • фотографии и рисунки по темам;

  • коллекция минералов, горных пород, ископаемых;

  • гербарные материалы;

  • комнатные растения;

Оборудование и приборы:

  • микроскоп,

  • лупа,

  • часы,

  • линейка,

  • глобус,

  • географическая карта полушарий,

  • атлас,

  • физическая карта полушарий, России

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы (основной)

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5кл. Биология 6-11кл. Москва. Дрофа. 2007г.

  2. Плешаков А.А.. Природоведение 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174 с., ил.

  3. Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение» Москва. «Дрофа».2000г.

Список литературы (дополнительный)

  1. Альбом-задачник «Твои открытия» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин Москва «Дрофа» 2009г

  2. Природоведение 5 класс. Материалы к урокам. (стихи, викторины, кроссворды). Н.А.Касаткина Волгоград. Из-во «Учитель»

  3. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов - М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  4. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс - М.: Экзамен, 2008.

  5. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Образовательные диски

Мультимедийное приложение к урокам природоведения в 5классе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва «Дрофа»

Электронные ресурсы

  1. edu.ru/ Федеральные образовательные ресурсы для общего образования

  2. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  4. katalog.iot.ru/index.php Образовательные ресурсы сети Интернет - каталог

  5. window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  6. rusedu.ru/ Архив учебных программ и презентаций

  7. openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

  8. univertv.ru/ Школьные уроки в видеоформате

Приложение 1.

Методы и приемы, используемые в коррекционно-образовательном процессе

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.

2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня облученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются различных вариантах.

Бинарный урок. Вырабатываются убеждения о связности предметов, целостности мира, развивается сотрудничество педагогов.

Взаимоконтроль. Вырабатываются у учащихся умения и навыки речи, возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности у слабых учеников перед сильными, воспитание Я-концепции.

Урок-игра. Учит анализировать и оценивать сложные проблемы, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и мимика, обоюдное поведение, тон, интонация, структура отношений и т.д.

Заучивание материала наизусть в классе. Развивает память, воспитывает сотрудничество и осуществляется обмен опытом общеучебных умений.

Ищу ошибки. Формирование грамотности языка, актуализация правил грамотного письма, развитие мотивации запоминать правильность написания слов, правил, развитие внимательности при поиске ошибок.

КОНОП (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов). Развитие менеджерских умений, интереса к предмету, логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответа на поставленные вопросы, позволяет учителю активно контролировать знания.

Урок-мастерская. Развитие умения ставить проблемы, творчески искать ответ, креативно мыслить, воспитание уверенности в своих творческих способностей.

Определение понятий. Учит понимать каждое слово в предложении, осознавать необходимость более внимательного отношения к каждому слову, формирует умение сотрудничать в группе при выполнении учебного задания.

Проблемное изучение материала, «Мозговой штурм», работа в малых группах. Активизация мышления, формирование интереса к предмету

Самооценка. Выработка у учащихся объективной оценки своих достижений, формирование честности как составляющей законопослушания, ответственности.

Типы уроков:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ - урок закрепления изученного материала.

УПЗУ - урок применения знаний и умений.

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ - комбинированный урок.

УЛ - лекция

УЭ - экскурсия

Виды контроля:

  • фронтальный опрос.

  • индивидуальная работа по карточкам.

  • самостоятельная работа.

  • практическая работа.

  • биологический диктант.

  • тестовая работа.

  • работа в рабочей тетради

  • просмотр диска

  • презентация

Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование

Природоведение 5 класс

2 часа в неделю - 68 часов


По учебнику: Плешаков, А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174 с., ил.

Применение ППС:

  1. Презентации

  2. Электронные диски

I четверть

Тема раздела,

кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата

ППС

П - презентация

Д- диск

Введение

1 ч

1

Введение



Изучение природы


7 ч

2

Науки о природе



3

Семья биологических наук


Д

4

Методы изучения природы


Д

5

Оборудование для научных исследований.



6

Великие естествоиспытатели


П

7

Великие естествоиспытатели


П

8

Обобщение



Вселенная

12 ч

9

Как древние люди представляли себе Вселенную


П

10

Два великих грека


Д

11

От Коперника до наших дней


Д

12

Ученые, перевернувшие мир



13

Соседи Солнца


Д, П

14

Луна- естественный спутник Земли



15

Планеты гиганты и маленький Плутон


Д

16

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты


Д

17

Таинственные соседи Солнца


Д

II четверть

1

Мир звезд


Д

2

Созвездия.



3

Обобщающий урок по теме «Вселенная»



Земля


18







4

Как возникла Земля


Д, П

5

Что у Земли внутри


Д, П

6

Горные породы и минералы. Лаб. раб №1


Д, П

7

Вещества и явления в окружающем мире.



8

Многообразие явлений природы



9

Землетрясения.


Д, П

10

Вулканы


Д, П

11

Землетрясения. Вулканы. Практ. раб № 1



12

Суша. Практ. раб. № 2


Д

13

Характеристика материков


Д

14

Повторение



III четверть


1

Воздушная одежда Земли



2

Погода



3

Беспокойная атмосфера



4

Вода на Земле


П

5

Воды суши. Практ. раб. № 3


П

6

Неповторимая планета



7

Обобщающий урок по теме «Земля»



Жизнь на Земле


13 ч

8

Как развивалась жизнь на Земле



9

Динозавры


Д, П

10

Живые клетки. Лаб. раб №2



11

Большой мир маленьких клеток



12

Разнообразие живого



13

Животные. Практ. раб. № 4


П

14

Три среды обитания



15

Три среды обитания



16

Жизнь на разных материках



17

Растения и животные Земли


Д, П

18

Природные зоны Земли


П


IV четверть




Человек на Земле


14 ч














1

Жизнь в морях и океанах.



2

Обобщающий урок по теме «Земля»



3

Как человек появился на Земле



4

Жизнь наших далеких предков.



5

Как человек открывал Землю



6

Десять великих путешественников


П

7

Как человек изменил Землю



8

Три подарка человека самому себе и своей планете



9

Жизнь под угрозой



10

Не станет ли Земля пустыней



11

Здоровье человека и безопасность жизни



12

Ядовитые животные


П

13

Ядовитые растения


П

14

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»



15

Повторение




16



Всего 68 часов

(3 ч резерв)





© 2010-2022