Статья Игровая технология во внеурочной деятельности по географии

Урочная и внеурочная деятельность по предмету - единое целое образовательного процесса современной школы. Их обязательное наличие в учебном плане образовательного учреждения - важнейшее требование ФГОС. Как сделать внеурочные занятия интересными для ребят, выбираемыми заказчиками услуги - детьми и их родителями, и главное, активно посещаемыми школьниками?. Эту проблему поможет решить выбранные вами педагогические технологии, в том числе и игровая. Младшие подростки 5-6 классов активны, любознате...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая технология - ведущая СОТ во внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Презентация программы.
Драгунова Н. Л., учитель географии,
МБОУ гимназия №11 г.о. Самара (Россия)

Содержание статьи.

1.СОТ во внеурочной деятельности по географии.

2. Психолого педагогическое обоснование выбора технологии.

3. Внеурочная деятельность по географии в МБОУ гимназия №11 г. о. Самара.
4.Игры во внеурочной деятельности.

«Игра - школа жизни и практика развития детей».
(С.Л. Рубинштейн).

1. СОТ во внеурочной деятельности по географии.

«Образовательные технологии - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
ЮНЕСКО.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Вышесказанное предполагает качественные изменения в современном образовательном и воспитательном процессах. И их реализация возможна при внедрении в эти процессы СОТ. С одной стороны, СОТ (современные образовательные технологии) - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения, широко применяемым во внеурочной деятельности по географии, относятся: игровые и коммуникативные технологии, проблемное обучение, технология критического мышления, технология проектной деятельности.
1). Проблемное обучение.
«Знания - дети удивления и любопытства». Луи де Бройль.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных и внеурочных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Умело заданный вопрос, загадка, прочитанное стихотворение, удачное сравнение или ассоциация, интересная игра и пр. - все это приемы данной технологии, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулирующей активную познавательную деятельность учащихся, состоящую в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, рефлексии, мотивации учащихся.
2). Технология проектной деятельности учащихся.
«Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь».

Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения. Опыт работы показывает, что знания, умения и навыки, полученные ребёнком в результате активной самостоятельной практической деятельности более прочны, чем пассивно полученные. Такие знания, опирающиеся на уже имеющийся жизненный опыт ученика и, приобретённые им в процессе поисковой, исследовательской или проектной деятельности, становятся его новым опытом, его собственностью. Это означает, что они значимы для ребёнка, могут быть востребованы и использованы в другой жизненной ситуации, иначе говоря, универсальны.

3). Информационно - коммуникативные (ИКТ) технологии.

Использование во внеурочной деятельности по географии данных технологий позволяет усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, приобщить школьника к достижениям информационного общества, развить коммуникативные способности. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
4). Игровая технология.

«Игра есть потребность детского организма, игра для детей - это учеба, труд и серьезная форма воспитания». Н.К. Крупская.

Игровая технология - важный элемент процесса обучения. Дети всегда предпочтут обычному уроку хорошую игру. Игра интереснее, она выступает средством побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровое обучение ненавязчиво. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причем происходит это непринужденно, как бы само собой, и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации. Игра большей частью добровольна и желанна. Важно то, что ребенок может сам выбирать степень и форму участия в игре. Игра универсальна и, следовательно, игровая деятельность в современной школе может использоваться в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более общей технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части;
- как технология внеурочной работы.
Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех ее формах - индивидуальной, групповой и массовой работы. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игра позволяет расти как ученикам, так и учителю.
2. Психолого - педагогическое обоснование выбора технологии.
«Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах».
В современной практике обучения географии и организации внеурочной деятельности по предмету большую популярность получили игровые технологии. Остановлюсь на наиболее важных психолого-педагогических возможностях игры, которые побудили меня выбрать игровую технологию ведущей СОТ во внеурочной деятельности по географии в 5-6 классах.
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что человеку по своей природе нравится играть, а также потому, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые - решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения. Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. У младших подростков, школьников 5-6 классов, познавательный интерес как внутренний побудитель их учения еще не достаточно силен, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции. Игровая деятельность для них остается ведущей и, правильно организованная педагогом, может стать таким внешним стимулятором познавательного интереса.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление, наблюдательность и др. В игре у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Все игры прямо или косвенно помогают достичь образовательных целей за счет интересной деятельности учащихся с учебным материалом и эмоционального восприятия материала, непосредственного, живого в нем участия. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин "эмоциональный ускоритель" обучения.
Уникальная особенность игры состоит также в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, "вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было". Игра способствует развитию фантазии, творческих способностей обучающихся, подготавливает их к принятию новых нестандартных решений, отучает ребят действовать по шаблону.
Одним из важнейших аспектов игровой технологии является создание психологического комфорта школьников во время урока (занятия), снятия их эмоционального напряжения. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность ребят заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Игра актуальна в настоящее время еще и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов. С.Т Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства.

3. Внеурочная деятельность по географии в МБОУ гимназия №11 г. о. Самара.
«География - это интересно и полезно!».
Учебная и внеурочная деятельность - составные части географического образования. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга.
В современном географическом образовании возрастает роль внеурочной работы, так как за пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки.
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся, развития их интересов, формирования универсальных учебных действий.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности с учащимися по предмету в гимназии является усиление их интереса к географической науке, особенно сейчас:

  • когда учащимся 5-го класса важно иметь мотивацию к обучению нового для них предмета - географии и стремиться развивать свои творческие и интеллектуальные возможности;

  • когда мотивация изучения предмета в целом снижается из-за не востребованности в старшей и высшей школе.

Заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить их мотивацию к обучению можно только через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа всегда была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.
Внеурочная деятельность по географии в МБОУ гимназия №11 г. о. Самара ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, получаемые на уроках географии, на развитие способностей и познавательного интереса к предмету, приобщение обучающихся к исследовательской работе. Она представлена курсом «Занимательная география» в 5-6 классах гимназии. Ее цель - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, всестороннее развитие личности обучающихся, что обеспечивается привлечением средств занимательности, нетрадиционных форм обучения и игровых технологий.
4. Игры во внеурочной деятельности. Презентация курса.
Игра, как часть, как элемент урока или внеурочного занятия - явление, хорошо изученное в современной педагогике, и активно используется учителями на практике.
Обобщив собственный многолетний опыт и опыт творчески работающих учителей географии по использованию игры, как средства обучения и воспитания, автор разработала Программу внеурочного курса «Занимательная география» в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В соавторстве с учителем географии МБОУ СОШ № 6 г. о. Самара Богдановой Галиной Ивановной было издано методическое пособие «Методические разработки занятий внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов по программе «Занимательная география». Новшество данной работы заключается в том, что эта книга включает в себя программу внеурочной деятельности по географии и разработки занятий, где игра не часть, не отдельный их элемент, она органически «вплетена» в каждый этап или красной нитью проходит через все занятие.
Курс «Занимательная география» является:
- по направлениям внеурочной деятельности - обще интеллектуальным или научно-познавательным;
- по виду внеурочной деятельности - игровым;
- по форме внеурочной деятельности - кружковым.
При планировании и организации курса учитывались принципы:
1. Принцип добровольности. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, заинтересовать ребят и их родителей новым школьным предметом. В гимназии было проведено анкетирование и выявлены запросы родителей и обучающихся по вопросу их выбора направлений внеурочной деятельности. В 2012-2013 учебном году, в соответствии с результатами этого анкетирования, внеурочные занятия по географии посещал 31 пятиклассник. На занятия приходят все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
2. Принцип преемственности. Курс способствует расширению географического кругозора и углублению знаний обучающихся в области школьной географии, совершенствованию обще учебных и специальных для географии умений.
3. Принцип разнообразия форм организации внеурочных занятий.
Школьникам в возрасте 11-12 лет трудно длительное время находиться без действия и слушать только учителя. Утомительны для них и однообразные формы деятельности. При организации изучения географии у педагога есть возможность разнообразить как формы деятельности ребенка, так и формы самих занятий. Вот неполный перечень увлекательных по формам организации занятий курса «Занимательная география»: игра, сказка, исследование, моделирование, тренинг, путешествие, практикум, интеллектуальный марафон, вернисаж и др. Игровая форма занятий создаётся педагогом при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
4. Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21. 09. 2012 «О проведении в 2012-13 учебном году эксперимента по внедрению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Самарской области» МБОУ гимназия №11 являлась экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС в 5-х классах основной школы. По ряду предметов, в том числе и географии, реализация ФГОС в гимназии осуществлялась в соответствии с УМК Образовательной системой «Школа 2100», основными технологиями которой являются: технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, проблемный диалог, принцип минимакса, технология критического мышления, ИКТ технологии, технология портфолио, игровые технологии. Эти же технологии лежат в основе и внеурочной деятельности по предмету.

5.Принцип системности. В гимназии создана система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности - учащимися, педагогами и родителями, урочной и внеурочной деятельностью, что повышает эффективность педагогического процесса. Внеурочная деятельность по географии - это часть единой воспитательной и образовательной системы гимназии.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения (Е.Н. Степанов).
7. Другие принципы - принцип взаимоуважения, принцип практической значимости, принцип научности, принцип вариативности.
Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н.В. Болотникова - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М: НИИ школьных технологий, 2006.
5.Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991.
6. Активизация познавательной деятельности на уроках географии. Уроки в игровой форме geoteacher.at.ua/publ/aktivizacija_poznavatelnoj_dejatelnosti_na_urokakh_geografii_uroki_v_igrovoj_forme/1-1-0-41
7. Использование игровых ситуаций на уроках географии lyceum37.seun.ru




© 2010-2022