Рабочая программа по географии 9 класс

Разработка предназначается учителям работающим по программе В. И. Сиротин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2004 и учебнику В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 9 класс




Пояснительная записка


Общая характеристика программы


Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность.

Рабочая программа ориентирована на Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2012., которая определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Также учтены рекомендации Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Общая характеристика учебного предмета

В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Требования к результатам обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 9 классе 70 часов (2 часа в неделю).

Содержание программы


География России


Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Районы России

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Планируемые результаты


Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по терри-тории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентирован-ных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классифи-кации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжитель-ности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


Изменения в программе


№ п/п

Разделы

Количество часов

До изменения

После изменения

1

Введение

0

1

2

Общая часть курса

28

35

3

Региональная часть курса

40

30

4

Повторение

0

2



Литература.


  1. В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008 (2011).

  2. В. И. Сиротин. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2004.

  3. География. 9 класс: атлас. - М.: Дрофа, 2009.

  4. Е. А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс. - М.: ВАКО, 2014.

  5. Е. С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. Сборник нормативных документов. География. - М.: Дрофа, 2006.

  7. Интернет-ресурсы.










Поурочное календарное планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение

Что изучают в курсе «География России. Население и хозяйство»

1

2

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

4

3

Географическое положение и границы России


4

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России


5

Государственная территория России.


6

Население России. Исторические особенности заселения и освоения территории России

5

7

Численность и естественный прирост населения. Практическая работа №1. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.


8

Национальный состав населения России. Практическая работа №2. определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением России.


9

Миграция населения


10

Городское и сельское население. Расселение населения. Практическая работа №3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства..


11

Хозяйство России.

География основных типов экономики на территории России.

26

12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.


13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.


14

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс


15

Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения.


16

География машиностроения. Практическая работа №4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


17

Военно-промышленный комплекс (ВПК)


18

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение и проблемы ТЭК.


19

Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа №5. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.


20

Угольная промышленность. Практическая работа №6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


21

Электроэнергетика.


22

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов.


23

Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.


24

Черная металлургия. Практическая работа №7. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.


25

Цветная металлургия. Практическая работа №8. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.


26

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.


27

Факторы размещения предприятий химической промышленности. Практическая работа №9. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.


28

Лесная промышленность.


29

Агропромышленный комплекс (АПК). Состав и значение АПК.


30

Земледелие и животноводство. Практическая работа №10. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


31

Пищевая и легкая промышленность.


32

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.


33

Железнодорожный и автомобильный транспорт.


34

Водный и другие виды транспорта.


35

Связь. Сфера обслуживания. Практическая работа №11. Составление карты хозяйственных связей местного предприятия.


36

Контрольное тестирование по теме.


37

Районирование России. Районирование России. Практическая работа №12. Моделирование новых вариантов нового районирования России.

30

38

Западный макрорегион - европейская Россия. Общая характеристика.


39

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.


40

Население и главные черты хозяйства Центральной России. Практическая работа №13. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.


41

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.


42

Географические особенности областей Центрального района. Практическая работа №14. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.


43

Волго-Вятский и Центрально - Черноземный районы.


44

Северо - Западный район. Практическая работа №15. Сравнение географического положения и планировок двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.


45

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Практическая работа №16. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района.


46

Население Европейского севера.


47

Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа №17. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


48

Европейский Юг - Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


49

Население Европейского Юга.


50

Хозяйство Европейского Юга. Практическая работа №18. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


51

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


52

Население Поволжья. Практическая работа №19. Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.


53

Хозяйство Поволжья. Практическая работа №20. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.


54

Хозяйство Поволжья. Практическая работа №21. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.


55

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


56

Население Урала.


57

Хозяйство Урала. Практическая работа №22. Определение тенденций развития Северного Урала.


58

Хозяйство Урала. Практическая работа №23. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и разработка путей решения экологических проблем.


59

Восточный макрорегион - Азиатская Россия.Общая характеристика.


60

Этапы проблемы и перспективы экономики.


61

Западная Сибирь. Практическая работа №24. Изучение и оценка природных условий Западной Сибири для жизни и быта человека.


62

Западная Сибирь. Практическая работа №25. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.


63

Восточная Сибирь. Практическая работа №26. Составление характеристики Норильского промышленного узла.


64

Восточная Сибирь. Практическая работа №27. Оценка особенностей природы региона с позиций условий жизни человека.


65

Дальний Восток. Практическая работа №28. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых центров Дальнего Востока.


66

Дальний Восток. Практическая работа №29. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. Составление прогноза развития транспорта этих территорий.


67

Итоговое тестирование.


68

Повторение



© 2010-2022