Образовательная программа творческого объединения Путешественник

Предлагаю программу творческого объединения.  Данная программа направлена на то, чтобы расширить знания о природе, истории и хозяйстве родного города и Ярославской области. Ребята уже знают из школьного курса, что происходило на территории нашего края миллионы лет назад, поэтому юным краеведам необходимы дополнительные знания о современном рельефе, природным ресурсам, экологическим проблемам и путям их решения. Актуальность данной программы заключается в том, что краеведческие знания о прошлом и...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Угличский муниципальный округ.

Управление образования. Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы.












Образовательная программа творческого

объединения «Путешественник».

Направление программы - туристическо - краеведческое

(рекомендуется для детей 10 - 15 лет, срок реализации - 2 года,

год разработки - 2005).











Программа составлена

Учителем географии

Высшей квалификационной категории

Ивановой Н.С.



Программа утверждена

с доработками методическим

советом ЦВР 1 октября 2005 года.

Директор ЦВР___________________

«_______»_________________200 г.





Г. Углич.2008 - 2009г.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на то, чтобы расширить знания о природе, истории и хозяйстве родного города и Ярославской области. Ребята уже знают из школьного курса, что происходило на территории нашего края миллионы лет назад, поэтому юным краеведам необходимы дополнительные знания о современном рельефе, природным ресурсам, экологическим проблемам и путям их решения.

Актуальность данной программы заключается в том, что краеведческие знания о прошлом и настоящем своего родного города и области расширят кругозор, помогут включиться в жизнь своей малой родины и сделают жизнь интересной, яркой и полезной.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она способствует овладению навыками самостоятельной и научно - исследовательской работы, осуществляет раннюю профориентацию. Она ориентирует детей на поиски оптимальных путей для развития каждого ребенка на основе знания его индивидуальных способностей и образовательных потребностей. Осуществляя личностно - ориентированный подход к каждому ребенку приходится решать задачи: развитие у ребят самостоятельности, творческого отношения к делу, привития привычки к обучению на протяжении всей жизни. Чем больше создано условий для развития ребенка, его индивидуальности, тем больше будет создано потенциальных возможностей для восхождения развивающих способностей.

Цель программы: расширение знаний обучающихся об их малой родине г. Угличе и Ярославской области.

Задачи курса:

Обучающие:

  • Развить знания о подготовке к походу, технике безопасности.

  • Научить детей правильно разводить костер, ставить палатку, пользоваться топором, пилой, готовить обед на костре.

Развивающие:


  • Формировать познавательный интерес к туристско-краеведческой работе.

  • Формировать познавательный интерес к истории своего города и области, исследовательской работе.

  • Развивать умения к самостоятельной работе с дополнительными источниками информации, картами, атласами, энциклопедиями и т.д.

  • Развивать интеллектуальные способности детей.

Воспитательные:

  • Научить коллективной работе

  • Научить быть внимательными друг к другу, взаимопомощи.

Отличительные особенности данной программы это её практическая направленность. Много времени уделяется не только теоретическим, но и практическим занятиям: умение оказать первую медицинскую помощь, разжигание костра, установка палатки, приготовление пищи на костре и т. д.

По способу разработки программа комбинаторная, по степени новизны - педагогическая инновация.

Программа предназначена для учащихся 5 - 8 классов.

Срок реализации - 2 года.

Наполняемость учебных групп:

1 год обучения - 11 человек.

2 год обучения - 9 человек.

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю по разработанному графику. Форма проведения занятий различная это: беседы, лекции, игры. Включены обязательные экскурсии: на Угличскую метеостанцию, завод Минводы, Угличский сыродельный завод, в музеи города, походы в лес.

Итогом работы является участие детей в «Робендзонаде», туристических слетах, краеведческих конференциях.

В результате первого года обучения обучающие будут знать:

  1. Условные топографические знаки.

  2. Как вычертить план местности.

  3. Способы ориентирования.

  4. Съемку местности.

  5. Природу, климат, воды, рельеф, полезные ископаемые Ярославской области.

  6. Архитектуру Города Углича.

  7. Некоторые предприятия города.

  8. Экологическое состояние города и области.

Будут уметь:

  1. Разжечь костер, поставить палатку.

  2. Правильно пользоваться топором и пилой в походе.

  3. Приготовить пищу на костре.

  4. Работать с компасом.

  5. Вычерчивать план местности.

  6. Ориентироваться.

  7. Распознавать следы зверей.

  8. Определять лекарственные растения.

  9. Оказывать первую медицинскую помощь.

Получат развитие личностных качеств:

  1. Внимательность.

  2. Наблюдательность.

  3. Трудолюбие.

  4. Милосердие.

  5. Упорство.

В результате второго года обучения учащиеся будут знать:

  1. ЭГП города Углича.

  2. Пригороды города.

  3. Планировку и композицию города.

  4. Индустрию города.

  5. Социальную инфраструктуру города.

  6. Происхождение названий улиц.

  7. Будущее города.

Будут уметь:

  1. Создавать фотоальбом

  2. Создавать словарь городских названий.

  3. Создавать туристические маршруты по городу.

  4. Создавать проекты города будущего.

Получат развитие личностных качеств:


  1. Ответственность

  2. Самовыражение.

  3. Вариативность

  4. Перцепцию

  5. Коммуникативность.

Рабочая программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа и 2 года на 144 часа.

Программа предполагает блочный принцип построения.

1 год обучения.

Первая часть - введение (ознакомление с интересами детей)

Вторая часть - подготовка к походу.

Третья часть - знания топографии

Четвертая часть - краеведческий материал

Пятая часть - основы гигиены и оказание медицинской помощи.

Шестая часть - лекарственные растения края.

Седьмая часть - обобщение знаний, поход.

2 год обучения.

Основы градоведения.

Учебно-тематический план 1 го года обучения.


Тема занятия

Форма проведения

Практические занятия

Кол - во часов (теоретич)

Кол-во часов (практич)

1

1.1

1.2

Введение.

Организационное занятие. Знакомство с интересами детей.

Туристические путешествия. История развития туризма. Где я побывал?

Беседа

Беседа, игра.


Демонстрация своих находок и фотографий

1

1,5


1,5

Всего часов

2,5

1,5


4 ч

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

Подготовка к походу.

Техника безопасности.

Снаряжение для похода.

Должности в походе.

Питание в походе.

Составление меню.

Приготовление пищи на костре.

Разжигание костра.

Охрана природы в походе.

Как поставить палатку.

Наблюдение за природой в походе.

Лекция

Беседа

Беседа

Беседа

Игра

Поход

Поход

Беседа

Поход

Лекция

Демонстрация снаряжения

Приготовление макарон «По-флотски»

Практикум

Практикум

2

1,5

2

2

2

2

3

1,5

1,5

4

1

2

1,5

Всего часов

16

10


26 ч

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Топография

Топографические условные знаки.

Компас. Работа с компасом на местности.

Способы ориентирования.

Ориентирование на местности.

Вычерчивание плана местности.

Маршрутная съемка.

Глазомерная съемка.

Определение высоты на глаз.

Определение следов зверей.

Практикум

Практикум

Лекция

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Изучение знаков

Работа с компасом

Ориентирование на местности.

Чертеж плана спортивной площадки.

Определение следов по картинкам.

1

3

2

2

3

2

2

3

1

1

Всего часов

4

16


20ч

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

4.17

Краеведение

Изучение родного края, его природных особенностей.

Геологическое прошлое.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климатические особенности.

Природные катаклизмы.

Экскурсия на метеостанцию.

Водоемы области и города.

Р.Волга. Определение скорости течения и t воды.

Древние речки и пруды Углича.

Экологическое состояние водоемов.

Древний Углич.

Архитектура города.

Улицы города, происхождение названий.

Население города.

Промышленность города.

Экологическое состояние города.

Известные люди города.

Развитие туризма в Угличе.


Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Экскурсия

Лекция

Практикум

Лекция

Лекция

Беседа

Беседа

Экскурсия

Лекция

Лекция

Беседа

Беседа

Лекция


Демонстрация окаменелостей и полезных ископаемых

Экскурсия

Экскурсия на р. Волгу.

Экскурсия по городу.

Презентация.

Оформление фотогазеты.

Экскурсия.

Экскурсия на Завод Минводы и Биофабрику.

2

1

3

3

2

2

2

2

2

2

3

2

2

5

2

3

4


1


5

4


2

2

5

Всего часов

42

19


61 ч

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Основы гигиены. Первая доврачебная помощь.

Личная гигиена туриста.

Профилактика заболеваний в походе.

Походная медицинская аптечка.

Оказание первой медицинской помощи.

Приемы транспортировки пострадавшего.

Лекция

Лекция

Практикум

Лекция, практикум

Лекция практикум.


Демонстрация медицинских препаратов.

Как забинтовать: руку, палец, голову и т. д.

3

4

1.5

1.5


2

4

1.5

Всего часов

10

7,


17,5

6

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Изучение лекарственных растений.

Растения леса.

Растения луга.

Растения болота.

Какие из лекарственных растений можно вырастить самим.

Приготовление отваров, настоев.

Экскурсия

Экскурсия

Беседа

Беседа

Лекция.

1.5

1.5

1.5

2

2

1.5

1.5

1.5


Всего часов

8,5

4,5


13 ч

7

7.1

Обобщение знаний по курсу.

Летний поход

2,5

Всего за курс часов

144



Учебно-тематический план 2 го года обучения.

п./п.

Наименование разделов и тем

Форма проведения

Практические работы

Количеств часов

теоретич

Колич. Часов практич.

Тема 1 . ОРИЕНТАЦИЯ В ГОРОДЕ.


1.1

Экономико-географическое положение города Углича.

Лекция

2

1.2

Город - центр своего окружения.

Лекция

2

1.3

Пригороды.

С. Золоторучье.

С. Чурьяково.

Грехов ручей.

Дивная гора.

Улейма.

Архангельское.

Заозерье.

Беседа

Экскурсии

Фотографирование, создание фото - альбома

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

4


Всего часов:

20

12


32

Тема 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОРОДА.


2.1.

Планировка и композиция города.

Беседа

2

2.2.

Знакомство с микрорайонами

Мирный

Солнечный

Зеленая роща

Беседа

Экскурсии

2

2

2

2

2

2

2.3.

Выпускаем план своей улицы.

Познакомить детей с планировкой города.

2

2

2.4.

Композиция города - город с высоты птичьего полета.

Лекция

4


14

8

Всего часов:

22

Тема 3. КАК УСТРОЕН ГОРОД.


3.1.

Город - рабочий: индустриальная зона.

Старые предприятия города.

Современные предприятия города

Лекция

Экскурсии

6

4

6

3.2.

Транспортная зона и различные виды городского транспорта.

Лекция

4

3.3.

Город - продавцов и услуг. Социальная инфраструктура.

Лекция

Экскурсии

6

4

3.4.

Затерянный мир: коммунально-складские территории.

Беседа

2

3.5.

Культурная функция города: город-учитель, город-музей.

Беседа

4

3.6.

Экскурсии в музеи города.

6

3.7.

Практикум. Отчет по результатам экскурсии.

2

Учить работать с понятием «функциональные зоны города». Усвоить представления о функциях города. Понять, что каждая функция формирует свой собственный город. Мир вокзалов, заводов, музеев.

Лекция

2


30

16

Всего часов:

46

Тема 4. ОБРАЗ ГОРОДА.


4.1.

Художественный образ города.

Беседа

2

4.2.

Открывая красоту, ищем видовые точки и панорамы новых и старых районов города.

Создаем фото галерею.

2

4

4.3.

Литературный образ города.

Лекция

2

4.4.

Экскурсия в художественную галерею.

2


6

6

Всего часов:

12

Тема 5. НАЗВАНИЯ В ГОРОДЕ


5.1.

Адрес, как простейшая система координат.

Беседа

2

5.2.

Энциклопедия о названии улиц и площадей.

Беседа

2

5.3.

Происхождение названий.

Беседа

2

5.4.

Реконструкция городских названий «старый город».

Создаем словарь городских названий.

2



8

Всего часов:

120

Тема 6. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. ИСТОРИЯ ГОРОДА.


6.1.

Прошлое нашего города.

Беседа

2

6.2.

Историческая энциклопедия. (Фотографии, заметки о памятных местах).

Лекция

2

6.3.

Создаем туристические маршруты по городу.

2

2

6.4.

Юный картограф.

Создаем туристическую карту.

2

6.5.

Исторические места г. Углича. Кремль.

Беседа

Экскурсия

2

2


8

6

Всего часов:

134

Тема 7. ПРИРОДА В ГОРОДЕ.


7.1.

Городской ландшафт: рельеф, почвы, воды.

Лекция

2

7.2.

Город для отдыха и развлечений, зеленые зоны отдыха «Памятники природы в городе».

Мои любимые места. Описание.

2

7.3.

Человек и город: загрязнение и заболеваемость. Городские отходы: проблемы и решения.

Лекция

2


4

2

Всего часов:

140

Тема 8. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО


8.1.

Городское планирование.

Лекция

1

8.2.

Новая жизнь старых городов: уроки реконструкции.

Реконструкция города, проект изменений, которые необходимы для жизни в городе.

1




8.4.

Экскурсия на строящиеся предприятия города.

2

Всего часов:

144



Содержание программы 1 года обучения.

1. Введение

1.1 Демонстрация фотографий различных походных маршрутов. Рассмотрение карты мира - куда можно отправиться путешествовать.

Рассказы детей о своих путешествиях, показ фотографий и находок в походах.

2. Подготовка к походу или путешествию.

  1. Ознакомление с правилами техники безопасности в походе.

  2. Демонстрация походного снаряжения: рюкзаки и их размеры, виды; пенки, палатки, спальники, таган, котлы и т. д.

  3. Распределение должностей в походе: повар, костровой, врач, инструктор, редактор и т. д.

  4. Питание в походе. Калорийность пищи и её разнообразие.

  5. Как правильно составить меню для похода: завтрак, обед, ужин, перекус.

  6. Как правильно приготовить пищу на костре. Поход, приготовление макарон «по-флотски».

  7. Как правильно разжечь костер, причиняя минимальный вред природе.

  8. Изучение правил поведения в походе, экологическая направленность.

  9. Умение наблюдать в походе за природой, за лесными жителями.

3. Топография.

3.1 Знакомство с условными знаками и их вычерчивание. Решение топографических задач.

3.2 Умение работать с компасом на местности. Определение сторон горизонта.

3.3 как можно ориентироваться на местности: по солнцу, по звездам, дереву, муравейнику, звукам, компасу.

3.4 Азимут и его определение.

3.5 Вычерчивание плана местности в масштабе.

3.6 Проведение маршрутной съемки и вычерчивание маршрута в масштабе.

3.7 Проведение глазомерной съемки на местности.

3.8 Определение высоты деревьев, зданий, крутых берегов на глаз.

3.9. По картинкам определять следы лесных зверей? Зайца, медведя, лисицы, птиц.

4. Краеведение.

4.1 Знакомство с картами Ярославской области и картой города Углича.

4.2 Демонстрация аммонитов и белемнитов, окаменелостей с отпечатками. Знакомство с геологическим прошлым нашей области.

4.3 Знакомство с рельефом области, определение максимальных и минимальных высот по карте.

4.4 Знакомство с климатическими особенностями Ярославской области. Демонстрация диаграмм осадков, графиков температур и графиков розы ветров.

4.5 Рассказ о природных катаклизмах в области.

4.6 Экскурсия на Угличскую метеостанцию.

4.7 Знакомство с водоемами области, Проведение викторины.

4.8 Изучение реки Волги. Экскурсия с целью определения скорости течения реки, температуры воды, высоты берегов,

4.9 Знакомство с малыми водоемами города (речки, ручьи, пруды). Показ детской презентации.

4.10 Рассказ об экологическом состоянии водоемов по данным СЭС.

4.11 Знакомство с древним Угличем.

4.12 Древний город. Кремль, церкви и старые здания города.

4.13 Путешествие по улицам города. Знакомство с происхождением их названий.

4.14 Демонстрация детской презентации по демографической проблеме города.

4.15 Рассказ о предприятиях города: Бывший часовой завод, Сыродельный завод. Птицефабрика, Хлебозавод.

4.16 Рассказ об экологическом состоянии города.

4.17 Знакомство с известными людьми города.

4.18 Экскурсии в туристические агентства города: «Путник», «Велес».

5. Основы гигиены.

5.1 Как и почему турист в походе должен соблюдать правила личной гигиены.

5.2 Как предостеречь себя и других от различных заболеваний в походе.


  1. Состав медицинской аптечки.

  2. Правила оказаний первой медицинской помощи при: ушибах, ожогах, переломах.

  3. Как правильно транспортировать пострадавшего в больницу.

6.Изучение лекарственных растений.

6.1 Изучить растения леса. Проведение экскурсии в лес.


  1. Изучить растения луга. Проведение экскурсии на луг

  2. Изучить растения болота.

  3. Рассказ о том, какие лекарственные растения можно вырастить самим: мяту, мелису, зверобой.

  4. Как правильно приготовить отвар и настой из лекарственных растений. Применение отваров и настоев.

7.Обобщение знаний по всему курсу.

7.1 Отправляемся в летний поход.

Содержание программы 2 года обучения.


  1. Ориентация в городе.

    1. Определение ЭГП города Углича.

    2. Углич - капелька России. Роль города в жизни угличан и в жизни страны.

    3. Знакомство с пригородами Углича.

2.Моделирование города.

2.1 Знакомство с планировкой города.

2.2. Знакомство с микрорайонами города.

2.3 Вычерчиваем план местности своей улицы.

2.4 Город с высоты птичьего полета. Смотрим на город с колокольни Корсунской церкви и слушаем колокольный звон.

3.Как устроен город Углич.

3.1 Знакомство со старыми и современными предприятиями города.

предприятиями города.

3.2 Рассматриваем виды транспорта в городе.

3.3 Рассматриваем инфраструктуру города. Развитие туризма в городе.

3.4 Периферия города, частный сектор (неухоженность, проблемы).

3.5 Знакомимся с системой образования.

3.6 Экскурсии в музеи города.

3.7 Узнаем функции города.

4. Образ города Углича.

4.1 Знакомимся с природой города, Открываем для себя красивые уголки русской природы

4.2 Создаем фото галерею.

4.3 Экскурсия в художественную галерею

5. Названия в городе.

5.1 Определяем географические координаты города.

5.2 Сопоставляем старые и новые названия улиц и площадей.

5.3 Рассматриваем карту города.

6. Культурное наследие. История города.

6.1 Рассматриваем историческое прошлое нашего города.

6.2. Фотографируем старинные здания и церкви.

6.3. Создаем исторические маршруты по городу.

6.4 Создаем туристическую карту города.

7. Природа в городе.

7.1 Знакомимся с городским ландшафтом.

7.2 Знакомимся с зелеными зонами и памятниками природы города.

7.3 Знакомимся с экологическими проблемами города и находим пути решения их Читаем газетные вырезки по данной проблеме.

8. Градостроительство.

8.1 Знакомимся с будущим города.

8.2Современный проект по благоустройству и реконструкции города.

8.3. Экскурсия на современные предприятия города.

Список литературы для педагога:

  1. Администрация Угличского муниципального округа. Ярл. обл. Деловой Углич. (ж.2000).

  2. Бруновт Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя / Е.П. Бруновт. - 3 - е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.

  3. В.А. Щенев. Уроки и экскурсии по географии Ярославской области. Методические рекомендации. - Ярославль. 1999.

  4. География Ярославской области: учеб пособ для старшеклассников /авт сост. Л. И. Малыгина, Е.С. Червякова - Ярославль: ИРО, 2008.

  5. Кириков Б.М. Углич. Ленинград «Художник», 1984.

  6. Новиков С.Е. Углич. Памятники архитектуры и искусства. Изд. Советская Россия. 1987.

  7. Сборник. Природа и хозяйство Ярославской области. Яросл. книжн изд 1959. ЯГПИ им. К.Д. Ушинского.

  8. Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения. - 6 изд. - М.: Воениздат, 1984.

Список литературы для обучающего:

  1. Ковалев И.А., Пурищев И.Б. Углич.Путеводитель по городу и окрестностям. Изд. З. Ярославль, Верх. - Волж. Кн.Изд. 1978.

  2. Новиков С.Е. Углич. Памятники архитектуры и искусства. Изд. Советская Россия. 1987.

  3. Попов А.П. Лесные целебные растения. - 2 - е изд. - М.: Экология, 1992.

  4. Родной край: Рассказы о природе Ярославской обл./ В.И. Баранов, Ю.А. Белоусов. - Ярославль: Верхн - Волж. Кн. Изд. 1989.

  5. Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения. - 6 изд. - М.: Воениздат, 1984.









© 2010-2022