• Преподавателю
  • География
  • Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаТема: «Климат и человек»

Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека.

Задачи:

  • образовательные

-формирование представлений о климатических условиях с точки зрения комфортности климата для жизни и хозяйственной деятельности человека;

-определение особенностей климата регионов и способов адаптации человека к данным условиям;

  • развивающие

-развитие у учащихся умения работать с различной информацией и осуществлять логические операции при выполнении ситуационных задач, обобщать полученный материал;

-развитие внимания, пространственного воображения и способности делать выводы;

  • воспитательные

- определение значимости знаний о климате с точки зрения экологических проблем в результате естественных и антропогенных факторов;

- формирование умения высказывать своё мнение.

Планируемые результаты

  • личностные:

учащийсяосознает ценность комфортности климата, как одной из важнейших составных частей природных ресурсов, знает основные районы с благоприятными климатическими условиями, может оценить агроклиматические ресурсы своего региона; осознаёт влияние антропогенного воздействия на изменение климата;

  • метапредметные:

-учащийся совершенствует умения работать с разными источниками информации - текстом учебника, тематическими картами, картосхемами;

-учащийся умеет анализировать, обобщать и делать выводы;

  • предметные:

- учащийся имеет представление о климатических ресурсах, комфортности климата, коэффициенте увлажнения, агроклиматических ресурсах;

- оценивает климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни; определяет особенности климата региона и способы адаптации человека к ним; оценивает агроклиматические ресурсы.

Тип урока изучение нового материала

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Время

(в мин)


1

Мотивационно-организационный этап

Организационный момент:

-приветствие уч-ся,

-проверка отсутствующих,

-готовность учеников

Приветствует, проверяет кол-во присутствующих, оценивает готовность учеников к учебной деятельности и т.п.


Готовятся к учебной деятельности, дежурный выполняет необходимые функции

2 мин

2

1. ЭТАП

Актуализация знаний

Учитель читает, предлагает прослушать и сформулировать тему урока:

По данным экологов ущерб от климатических изменений: за 10 лет 710 тысяч жертв и 14 тысяч катастроф , в последние несколько лет ежегодно происходит около 500 подобных катаклизмов, тогда как в 1980-х эта цифра составляла только 120.

Российские экологи подтверждают общемировую тенденцию увеличения числа стихийных бедствий. Так, если в начале 1990-х годов в России ежегодно отмечалось 150-200 опасных явлений, то в последние несколько лет их число увеличилось до 250-300. «Климатические изменения проявляются в виде увеличения частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений (штормов, наводнений, засух, необычайных морозов и катастрофической жары). Погодные крайности уже сегодня ежегодно становятся причиной тысяч смертей и наносят ущерб в десятки миллиардов долларов», - рассказывают эксперты.

- о взаимоотношении кого, с чем говорится в данной справке?

- чем часто для человека оборачиваются погодные условия?

Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют тему урока:

«Климат и человек»

3мин

3

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Читает отрывок из стихотворения:

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.

Задаёт вопрос:«Почему такое возможно в нашей стране?»

Правильно - большие размеры страны. А как это влияет на климат?

Правильно, подтверждаю их слова

Морозы зимой, жара летом, сильные перепады температуры и увлажнения, неустойчивость погоды в весенний и осенний периоды существенно сказывается на образе жизни и здоровье населения страны. Человек в России должен иметь минимум три комплекта одежды - очень теплый для зимы, менее теплый, но предохраняющий от дождей для переходных периодов и легкий для лета. Он не может существовать без жилья с надежной системой отопления Это существенно определяет образ жизни и состояние здоровья, а также приводит к дополнительным затратам на поддержание жизни по сравнению с теми жителями, которые живут в более комфортных районов планеты. Следовательно, рост затрат на поддержание жизни негативно сказывается на качестве питания, отдыха, образования и т.п., А это создает новые особенности образа жизни и негативно сказывается на состоянии здоровья. Ведь очевидно, что в Восточной Сибири и на севере Дальнего Востока для поддержания жизни необходимы более значительные затраты, а значит для поддержания здоровья - более высокий уровень развития здравоохранения. Оценить уровень затрат можно на основании анализа степени удорожания непродовольственных товаров и услуг, формирующих прожиточный минимум населения.

ПРОБЛЕМА: - так где же разница между долгожданным дождем и ливнем с наводнением?, между радостным снегом и стихией снегопада? Между теплом и жарой, бодрым морозом и леденящей стужей?

Вспоминают и отвечают на вопрос, отмечая большую площадь и протяжённость страны

Различные климаты и погоды

2мин


3. ЭТАП целеполагания

Метод «Мозгового штурма»Чтобы ответить на эти вопросы нужно решить ряд задач. Давайте попробуем их сформулировать:

Страна большая, климат разный, а стихийные явления в разных климатах одинаковые? (нет) тогда какая задача №2

Но давайте откровенно, больше всего нас интересует то что происходит с климатом в нашей местности. И какой же будет 3-я задача?

Как климат влияет на жизнь людей?

Как климат влияет на хозяйственную деятельность?

1)Что называется стихийным бедствием и какие они бывают?

2)Какие стихийные бедствия происходят в разных климатических зонах

3) какие неблагоприятные климатические явления встречаются в нашей местности

3 мин


4.ЭТАП планирования


Для решения поставленных задач я предлагаю вам объединиться в группы, каждая группа выполняет свое задание. Представители групп выступают с выполненным заданием.

Объединяются в группы, определяют что нужно делать.

2 мин

3.

5 ЭТАП "Открытие" нового знания

Задание для 1 группы

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима - ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 - 200 дней на Северном Кавказе, 120 - 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.Интересна и оценка контрастности сезонов года: зима и лето могут либо не слишком значительно различаться (например, на Черноморском побережье Кавказа, где средние температуры июля и января различаются на 15 °С), либо быть резко различными (в Верхоянске амплитуда составляет 66 °С: зимой температура воздуха -48 °С, а летом +18 6С).

- Используя карту, определите:- какие территории имеют наиболее благоприятный, т. е. комфортный климат?- какие благоприятный?-какие крайне неблагоприятный?

Сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными. Сравнить с размещением населения по карте плотности населения.

Задание для 2 группы

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды.Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть.Народы Севера занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них - это чум.

Задание: Как климатические условия влияют на строительство домов в разных районах страны? Определите, для каких районов России используются следующие особенности в строительстве:

-Избы на высоком подклете из-за высокого уровня снежного покрова;-окна должны иметь тройное остекление; в домах должно быть мощное отопление; -механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха); -разбирается, имеет округлую, коническую форму;-дома строят деревянные или кирпичные; окна, в основном, обращены на юг; -обязательно наличие большого количества окон и террас (веранд), неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание; - затраты на отопление домов будут во много раз выше; -изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло; -на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади; -число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи.

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаДом в Архангельской области.

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаДом в Тверской области.

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаДом в Краснодарском крае.

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаЧум

Задание для 3 группы

Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы- свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к . существуют теплолюбивые и морозоустойчивые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.

Но важны не только температуры почвы и приземного слоя, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от количества атмосферных осадков, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха.

Задание: какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в Воронежской, Вологодской областях, в Краснодарском крае, на Черноморском побережье Кавказа и в нашей местности: Рис, лен, овес, плантации чая, виноградники, картофель, овощи, подсолнечник, бахчевые (фото культур)

Задание для 4 группы

Климатотерапия - использование климатических и погодных условий. Виды климатотерапии: аэротерапия (лечение свежим воздухом), гелиотерапия (лечение солнцем).

Задание: определить, какие территории благоприятны для отдыха и оздоровления. Где у нас в стране находятся самые известные курорты?

Задание для 5 группы

Неблагоприятные климатические явления - это явления которые наносят ущерб хозяйству, ведут к материальным затратам и приводят к человеческим жертвам - катастрофы

Какие три важнейшие климатических показателя вы знаете (t, осадки, ветер), какие стихии связаны с этими показателями? Какие опасные явления случаются на нашей территории?

Задание: составьте кластер, а также определите районы природных катаклизм в нашей стране.

Задание для 6 группы

Использовать метод «Фишбоун».

По предложенному материалу составить схему и ответить на проблемный вопрос: Нужно или нет учитывать особенности климата при градостроительстве?

На территории Сибири и Севера России построено много городов, связанных с добычей полезных ископаемых.(найти на физической карте России и на карте «население» в атласе: Сургут и Нижневартовск - добыча нефти, Норильск-добыча цветных металлов: медь и никелевые руды, Новокузнецк-добыча каменного угля). Как влияет продолжительная и суровая зима на освоение этих территорий?

Многие северные территории не имеют железных и автомобильных дорог. Для перевозки грузов можно использовать Северный Морской путь, но большинство морей 8 - 10 месяцев скованы льдом.

На севере западной Сибири и Дальнего Востока, на большей части Восточной Сибири распространена многолетняя мерзлота. Мерзлотные процессы очень осложняют строительство и эксплуатацию зданий, дорог, мостов, тоннелей. Приходится сохранять мерзлые грунты в природном состоянии. С этой целью сооружения устанавливают на опоры, прокладывают охлаждающие трубы, погружают сваи в пробуренные скважины.

причины

пути решения

проблема

фактыУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

На верхней косточке записывается формулировка причины, на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

Работа строится в два этапа:

-Работа в группе

-Выступление групп и составление карты или схемы на интерактивной доске доски ( см. приложение- скриншоты)

10+6 мин


6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Так давайте же сделаем вывод о том какова комфортность и безопасность нашего климата.

А оказывает ли человек влияние на климат? Приведите примеры.

Ученики перечисляют и делают вывод о комфортности и безопасности нашего климата, о влияние человека на климат.

3мин


7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Подводит итоги и выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока

2мин


ДЗ

§22 №11, подготовка к КР (повт §§ 18-21 )




Приложения

Вид явления

Особенности проявления

Районы проявления

Засуха

Длительная сухая погода с высокой температурой воздуха и отсутствие осадков

Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины

Суховей

Горячий сухой ветер

Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины

Пыльная буря

Сильный и продолжительный ветер выдувающий верхний слой почвы

Юг Русской равнины и Урала, Алтай (степи)

Заморозки

Понижение температуры воздуха ниже 0° с поздней весной и ранней осенью

Повсеместно

Град

Осадки в виде льда, обычно круглой формы

Повсеместно, но обычно на Северном Кавказе

Гололед

Корка льда на поверхности земли, зданий, проводах при температуре ниже 0°

Повсеместно

Сильные морозы

Очень низкая температура, ниже -25°С при малом количестве снега

Центр и север Русской равнины, Сибирь

Туман

Скопление мелких капель в нижнем слое тропосферы

Повсеместно

Ураган

Ветер огромной скорости разрушительной силы (более 30 м/сек)

Русская равнина, Камчатка, Сахалин, Курилы

Климат влияет и на здоровье человека. Еще в «Афоризмах» древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) отмечал, что некоторые человеческие организмы лучше чувствуют себя летом, а некоторые - зимой. И даже на протяжении года (при смене времен года), человеческий организм может вести себя различно. В зависимости от того, к какому времени года расположен человеческий организм, и болезни будут протекать легче или тяжелее.

Болеть одной и той же болезнью в разных странах, в различные времена года человек может по-разному. Суровый и холодный климат оказывает неблагоприятное влияние на человека. Мягкий и теплый климат, например, в горах или на морском побережье может улучшить общую сопротивляемость организма. Такой климат может очень благоприятно воздействовать на организм человека, перенесшего тяжелые заболевания и операции, а также ускорять восстановление его сил и возвращение здоровья.

«О профилактике метеопатий»

Для сезонной профилактики метеопатий прежде всего следует преодолеть весеннюю усталость. Для этого надо выполнить некоторые самые обычные рекомендации, которые, тем не менее, помогут вам избежать или, по крайней мере уменьшить весеннюю усталость: * Всегда выкраивайте время для отдыха и не доводите себя до переутомления. * Обязательно высыпайтесь и устраняйте бессонницу всеми доступными способами. * Постарайтесь все-таки один час быть на свежем воздухе в местах, удаленных от общественного транспорта. * Как можно больше ходите пешком.подберите для себя приемлемый вид спорта, лучше всего плавание, или хотя бы приучите себя к утренней гимнастике. Это отличная тренировка сердечно-сосудистой системы.













Задание для 1 группы

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима - ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 - 200 дней на Северном Кавказе, 120 - 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.Интересна и оценка контрастности сезонов года: зима и лето могут либо не слишком значительно различаться (например, на Черноморском побережье Кавказа, где средние температуры июля и января различаются на 15 °С), либо быть резко различными (в Верхоянске амплитуда составляет 66 °С: зимой температура воздуха -48 °С, а летом +18 6С).

- Используя карту, определите: - какие территории имеют наиболее благоприятный, т. е. комфортный климат? - какие благоприятный? -какие крайне неблагоприятный?

Сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными. Сравнить с размещением населения по карте плотности населения.





















Задание для 2 группы

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды.Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Народы Севера занимаются оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них - это чум.

Задание: Как климатические условия влияют на строительство домов в разных районах страны? Определите, для каких районов России используются следующие особенности в строительстве:

-Избы на высоком подклете из-за высокого уровня снежного покрова; -окна должны иметь тройное остекление; -в домах должно быть мощное отопление; -механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха); -разбирается, имеет округлую, коническую форму; -дома строят деревянные или кирпичные; -окна, в основном, обращены на юг; -обязательно наличие большого количества окон и террас (веранд), неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание; -затраты на отопление домов будут во много раз выше; -изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло; -на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади; -число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи.

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода Дом в Архангельской области Дом в Нижегородской области

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подходаУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода Дом в Краснодарском краеЧум

Задание для 3 группы

Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы- свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к . существуют теплолюбивые и морозоустойчивые , влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.

Но важны не только температуры почвы и приземного слоя, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от количества атмосферных осадков, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха.

Задание:определитекакие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в Воронежской, Вологодской областях, в Краснодарском крае, на Черноморском побережье Кавказа и в нашей местности: Рис, лен, овес, плантации чая, виноградники, картофель, овощи, подсолнечник, бахчевые (фото культур)





Задание для 4 группы

Климатотерапия - использование климатических и погодных условий. Виды климатотерапии: аэротерапия (лечение свежим воздухом), гелиотерапия (лечение солнцем).

Задание:определить, какие территории благоприятны для отдыха и оздоровления. Где у нас в стране находятся самые известные курорты?

Задание для 5 группы

Неблагоприятные климатические явления - это явления которые наносят ущерб хозяйству, ведут к материальным затратам и приводят к человеческим жертвам - катастрофы

Какие три важнейшие климатических показателя вы знаете (t, осадки, ветер), какие стихии связаны с этими показателями? Какие опасные явления случаются на нашей территории?

Задание:составьте кластер, а также определите районы, где возможны природные катаклизмы в нашей стране.

Неблагоприятные климатические явления



Районы проявления

Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины

Степи и полупустыни юго-восток Русской равнины

Юг Русской равнины и Урала, Алтай (степи)

Повсеместно

Повсеместно, но обычно на Северном Кавказе

Повсеместно

Северный Кавказ, Дальний Восток

Повсеместно

Русская равнина, Камчатка, Сахалин, Курилы

Задание для 6 группы

Использовать метод «Фишбоун».

По предложенному материалу составить схему и ответить на проблемный вопрос: Нужно или нет учитывать особенности климата при градостроительстве?

На территории Сибири и Севера России построено много городов, связанных с добычей полезных ископаемых.(найти на физической карте России и на карте «население» в атласе: Сургут и Нижневартовск - добыча нефти, Норильск-добыча цветных металлов: медь и никелевые руды, Новокузнецк-добыча каменного угля).Как влияет продолжительная и суровая зима на освоение этих территорий?

Многие северные территории не имеют железных и автомобильных дорог. Для перевозки грузов можно использовать Северный Морской путь, но большинство морей 8 - 10 месяцев скованы льдом.

На севере западной Сибири и Дальнего Востока, на большей части Восточной Сибири распространена многолетняя мерзлота. Мерзлотные процессы очень осложняют строительство и эксплуатацию зданий, дорог, мостов, тоннелей. Приходится сохранять мерзлые грунты в природном состоянии. С этой целью сооружения устанавливают на опоры, прокладывают охлаждающие трубы, погружают сваи в пробуренные скважины.

причины

пути решения

проблема

фактыУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

На верхней косточке записывается формулировка причины, на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.



1 группа (работа у интерактивной доски)

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

2 группа (работа у интерактивной доски)

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

3 группа (работа у интерактивной доски)

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

4 группа (работа у интерактивной доски)

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

5 группа (работа у интерактивной доски)

Урок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода



Программа модернизации Российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные, экономические и политические процессы общественной жизни.

Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия.

Быстрее и качественнее эти компетенции формируются при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

Интерактивные методы построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.

Основная проблема интерактивного обучения:

  • Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека - «творца».

  • Изменение позиции учителя - учителя выступает не как источник знаний и информации, А «педагог-консультант».

ВЫВОД: создание интерактивной среды обучения и воспитания.

И как результат, можно отметить повышение интереса к предмету и рост качества знаний, участие учащихся в олимпиадах, конкурсах.

4. В процессе преподавания географии я активно использую различные интерактивные методы и приемы. Это предполагает:

• Включить каждого ученика в решение творческих задач в процессе обучения.

• Более продуктивное, мотивированное овладение средствами и методами обучения.

Используемые на уроке технологии интерактивного обучения:

Метод ФИШБОУН. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации материала.

проблема

пути решения

факты

причиныУрок географии 8 кл. по теме «Климат и человек» с использованием системно-деятельностного подхода

На верхней косточке записывается формулировка причины, на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует.

Метод «КЛАСТЕР».Представлен несколькими видами: классический - используют для закрепления учебного материала, бумажный и с нумерацией слов. Наиболее распространен в работе бумажный кластер. Обучающиеся получают задание, перед ними находятся карточки со словами, нужно выбрать из них только те, что относятся к изучаемой теме и разложить (наклеить) вокруг ключевого слова.

Метод «ПАУКА». Иллюстрирует метод, в котором учащиеся пытаются получить знания из нескольких идей. Этим он похож на паука, плетущего паутину из материала, который сам же производит.

Метод «Мозгового штурма» (англ. - метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать возможно большее количество вариантов решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Учебное взаимодействие, построенное на основе использования методов интерактивного обучения, способствует развитию навыков совместной работы, что обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.

© 2010-2022