Урок по географии по теме Планеты Солнечной системы (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Планеты Солнечной системы

Цели урока:

- Расширить представление детей о планетах Солнечной системы, о месте Земли в Солнечной системе.

- Развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.

- Развивать абстрактное мышление, выделять главное в тексте параграфа.

Задачи урока:

- Научить детей различать планеты Солнечной системы.

- Воспитывать бережное отношение к планете Земля, эстетические чувства и интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска «Smart», презентация «Планеты Солнечной системы».

Ход урока:


  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания:

А) работа по интерактивной доске «Smart» (слайды 2-5);

Б) тестирование (выполненное в Office Excel)

  1. Сообщение темы урока, цели и задачи. Презентация (слайды - 1-4). Сегодня тема нашего урока: «Планеты Солнечной системы». Наша Солнечная система расположена довольно близко к ядру галактики - Млечный Путь.

Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

С этой целью выполняется учащимися тест (устно). На каждой парте лежит лист с тестом. Учащиеся читают вопросы и дают ответы, которые проверяются. Презентация (слайд 5).

4. Далее рассказ учителя: Наша Солнечная система состоит из Солнца, девяти планет и шестидесяти одного спутника. В космической пустоте между планетами летают кометы и метеориты. Самое большое небесное тело в нашей системе - Солнце, это сердце всей Солнечной системы. Презентация (слайд - 6)

Все девять планет вращаются и вокруг Солнца, и вокруг себя, причем эти вращения происходят в строгом порядке.

Чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или ее можно назвать считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет:

Мечтая

Всегда

Замечала

Мария

Южного

Солнца

Улыбку

На

Пляже, что соответствует Меркурию, Венере, земле, Марсу, Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну и Плутону.

Планеты Солнечной системы очень разные: некоторые горячие, другие сплошь покрыты льдом. Некоторые планеты очень маленькие, как Плутон, другие - огромны. Есть планеты, которые состоят из одного газа. Есть планеты-одиночки, а есть планеты, вокруг которых вращаются спутники.

Отношения между планетами и их спутниками очень интересные. Планеты стараются притянуть спутники к себе, а спутники уравновешивают это притяжение. Если равновесие нарушится, то спутники, либо упадут на свои планеты, либо оторвутся от них и улетят.

Учащиеся записывают в тетрадь, что такое Солнечная система. Презентация (слайд - 7).

5. Рассказ учащихся о планетах земной группы. (Обучающимся на предыдущем уроке было дано опережающее задание: подготовить материал о планетах Солнечной системы). Презентация (слайды 8 - 15)

Тексты описания планет:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Поверхность Меркурия покрыта кратерами, большинство из которых возникло около 3,5 миллиардов лет назад, когда планета подвергалась массированным бомбардировкам метеоритов.

Венера, вторая по близости к Солнцу планета, почти такого же размера, как Земля. Орбита Венеры ближе к окружности, чем у любой другой планеты Солнечной Системы. Временами Венера подходит к Земле на расстояние, меньшее 40 млн. км. Венера вращается в обратном направлении - с востока на запад, а не с запада на восток, как Земля.

Земля, третья планета от Солнца, является крупнейшей из 4-х внутренних планет, имеющих схожую с земной внутреннюю структуру.

Марс - четвертая планета от Солнца, похожая на Землю, но меньше по величине и холоднее. На Марсе имеются глубокие каньоны, гигантские вулканы и обширные пустыни. Вокруг Красной планеты, как еще называют Марс, летают две небольшие луны: Фобос и Деймос.

6. Физкультминутка.

7. Рассказ учащихся о планетах-гигантах и маленьком Плутоне.

Презентация (слайды 15 - 25).

Тексты описания планет:

Юпитер - пятая планета от Солнца, самая большая планета Солнечной системы. Юпитер - не твердая планета. В отличие от четырех твердых планет, ближе других расположенных к Солнцу, Юпитер представляет собой газовый шар.

Сатурн, шестая от Солнца планета, имеет удивительную систему колец. Из-за быстрого вращения вокруг своей оси шар Сатурна как бы сплюснут у полюсов и раздут вдоль экватора. Скорость ветров на экваторе достигает 1800км/ч, что вчетверо больше скорости самых быстрых ветров на Юпитере. Ширина колец Сатурна 400000км., но в толщину они имеют всего несколько десятков метров. Внутренние части колец вращаются вокруг Сатурна быстрее, чем наружные.

Уран - седьмая от Солнца планета. Состав атмосферы: H2, He, CH4 (14%). Ось вращения Урана наклонена на угол 98o. Уран имеет 15 спутников.

Нептун - это предпоследняя планета в солнечной системе. Ее орбита пересекается с орбитой Плутона в некоторых местах. Нептун - в римской мифологии бог морей.

Плутон - девятая планета от Солнца. Она состоит в основном из камня и льда. Лед на поверхности Плутона состоит из замершего метана и азота с примесями углеводорода. У Плутона существует спутник или планета-близнец Харон. Слой атмосферы на Плутоне очень тонок.
Плутон - в греческой мифологии бог подземного мира.

8.Работа в тетрадях: перечертить схему Солнечной системы. Презентация (слайд 23)

9. Релаксация. Звучит музыка, показ картинок о Земле.

1). Послушайте стихи и по описанию узнайте, какая это планета.

(Юпитер) - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду только водород

И лютый холод круглый год?

(Марс) - таинственная планета,

Она по размерам чуть меньше Земли.

Из-за красно-кровавого цвета

Назвали планету в честь бога войны.

10. Закрепление изученного материала

Работа по интерактивной доске (слайды 6 - 7)

11. Выводы:

В солнечную систему входят планеты земной группы, планеты-гиганты и планеты-карлики.

На жизнь Земли Солнце и Луна оказывают огромное влияние.

12. Задание на дом.

§3, вопросы 1-9, стр.28-29. Составить кроссворд: «Планеты Солнечной системы».





© 2010-2022