- Преподавателю
- География
- Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 8 класс
Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Черкова И.В. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План - конспект урока
Тема урока: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
ФИО: Черкова Ирина Владимировна.
Место работы: ст. Гиагинская, Республика Адыгея,МБОУ СОШ № 4.
Должность: учитель.
Предмет: география.
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. № 1.
Базовый учебник: 8 класс, География. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва «Русское слово», 2011 г.
Цель урока: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России, на примере Урала.
Задачи урока:
1.Обучающие:
-Расширить и углубить знания об особенностях географического положения, происхождении, строении и орографии Урала.
- Познакомиться с уникальными минеральными ресурсами, их происхождением и размещением по территории Урала.
2. Развивающие:
- Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками информации.
- Формирование навыков использования электронных информационных ресурсов.
3. Воспитательные:
- Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала.
- Продолжить формирование бережного отношения к природе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: Исследовательский, частично поисковый.
Формы работы:
-Практическая работа с использованием контурной карты по определению и обозначению частей Урала и их наибольших вершин.
- Исследовательская деятельность по выявлению этапов развития рельефа Урала; определение размещения полезных ископаемых.
- Творческие задания: сообщения о самоцветах Урала; о чудесах России на Урале.
- Заполнение полевого дневника.
-Работа с ЭОР.
- Работа с заданиями в тетрадях на печатной основе.
Необходимое оборудование и УМК:
- Компьютер.
- Интерактивные карты:1. Тектоническая и минеральные ресурсы Росси.
2.Геологическая карта России. 3. Урал. Физическая карта. 4.Физическая карта России.
- ЭОР: ФЦИОР.
-Большая энциклопедия природы. Т. 13. Горы и вулканы. М. «Мир книги», 2003 г.
-Большая энциклопедия природы. Т. 12. Камни и минералы. М. «Мир книги», 2002 г.
- Афонькин С. Ю. Минералы и драгоценные камни. Изд. «БКК». СПб. 2009 г.
- П.П.Бажов. Сказы. М. 1991 г.
-Учебник, атлас, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе.
-Геохронологическая таблица.
Термины и понятия:
-Складчато-глыбовые горы; омоложенные горы; минералы; самоцветы; поделочные камни; карстовые пещеры.
Географические объекты:
Предуралье, Зауралье, Главный или Водораздельный хребет.
Деление Урала: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Кунгурская пещера, Столбы выветривания.
Имена: Павел Петрович Бажов; Александр Ферсман.
Структура и ход урока
№ п/п
Этапы урока
УМК
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1.
Организационный
Приветствует детей, выясняет отсутствующих, проверяет готовность уч-ся к уроку.
Проверяют готовность к уроку, отвечают, кто отсутствует.
2 мин.
2.
Введение
Объявляет тему урока, цель, задачи.
Принимают информацию к сведению, делают записи в тетрадь.
3 мин.
3.
Проверка знаний учащихся.
Интерактивная карта: Физическая карта России.
Проверяет у учащихся знания номенклатуры: «Горы России».
Называют горные системы и вершины России.
5 мин.
4.
Изучение нового материала
Интерактивные карты: 1. Тектоническая и минеральные ресурсы. 2. Геологическая карта России. 3. Урал. Физическая карта. 4. Физическая карта России.
Атласы, контурные карты, учебники, геохронологическая таблица.
Вступительное слово учителя о происхождении названия Уральских гор.
Читает стихотворение (см. приложение).
Производит деление учащихся на 3 группы и объясняет правила работы, раздает задания. (см. приложение).
Слушает выступления учащихся, сопровождая демонстрацией интерактивных карт.
Контролирует выполнения заданий на контурных картах и заполнения полевых дневников.
Получают задания (см. приложение), работают в группах, используя УМК.
Выступление учеников от каждой группы.
Выполняют задания на контурных картах, заполняют полевые дневники.
20 мин.
5.
Творческие задания.
Дополнительная литература, материалы интернета.
Прослушивает творческие задания о камнях - самоцветах; о П. П. Бажове и его произведениях; о А. Ферсмане; о столбах выветривания.
Выступление учащихся с творческими заданиями в форме сообщений и презентаций.
4 мин.
6.
Закрепление.
ЭОР - практикум; выполнение тесовых заданий.
Рабочие тетради на печатной основе.
Проводит инструктаж по выполнению практических заданий.
Выполняют задания.
4 мин.
7.
Подведение итогов урока.
Отмечает активных учеников, объявляет оценки, объясняет домашнее задание.
Подают дневники для выставления оценок.
2 мин.
Полевой дневник
Группа № 1 Состав группы:…………………………………………………
…………………………………………………………………………
……………………………………………………………..
……………………………………………………………..
……………………………………………………………..
Используемые пособия: учебник с 208; атлас - физическая карта России.
№
п/п
Объект исследования.
Результат исследования.
Уральские горы. Географическое положение.
1.
Между какими параллелями и меридианами расположены горы?
2.
Протяженность с севера на юг в километрах и градусах.
3.
Какие части света разделяют?
4.
Водоразделом, каких рек являются?
5.
Географические объекты, расположенные рядом.
Полевой дневник
Группа № 2 Состав группы: ……………………………………………………….
……………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………..
Используемые пособия: учебник - пар. 37; с. 208-210; рис. 165; атлас: физическая карта России; тектоника и минеральные ресурсы.
№
п./п.
Объект исследования.
Результат исследования.
Урал. Рельеф и геологическое строение.
1.
Перечислите основные особенности рельефа Урала.
2.
На какие части делят Урал? Какова максимальная высота каждой части?
3.
Проследите этапы развития рельефа Урала.
Полевой дневник
Группа № 3 Состав группы: ………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………..
……………………………………………………….............................
………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………..
Используемые пособия: учебник пар. 37; с. 210-212; атлас - физическая карта Урала; геологическая карта.
№
п./п.
Объект исследования.
Результат исследования.
Урал. Полезные ископаемые.
1.
Какие полезные ископаемые есть на Урале?
2
Объясните термины: самоцветы, минералы, поделочные камни.
3.
Как размещены полезные ископаемые по территории Урала?
Урал - опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник нашей прежней славы,
И славы нынешней творец…
А. Твардовский
Каменный пояс
На запад отсюда - равнина,
К востоку - другая: Сибирь;
Меж ними отроги раскинул
Гранитный Урал - богатырь.
И первым, кто с волжских ли плесов,
С Поморья ли шел на восход,
Все время громады утесов
Казались подобьем ворот.
Точеная глыба сорвется,
И долго грохочет потом.
Торопятся землепроходцы:
А что там за этим хребтом?
И вдруг постигали в волненье,
Что горный Урал неспроста
Под тучи вознес, как ступени,
Крутые уступы хребта.
Вознес, чтобы с верхнего камня
Взглянуть им, как смотрит орел,
В просторы лесного Прикамья
И в степь, где играет Тобол.
Взглянуть и связать воедино
И в мыслях и в сердце своем
И ту, и другую равнину,
Как поясом этим хребтом.
Г. Карпов, А. Соловьев.