Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 8 класс

Цель урока: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России, на примере Урала. Задачи урока: 1.Обучающие: -Расширить и углубить знания об особенностях географического положения, происхождении, строении и орографии Урала. - Познакомиться с уникальными минеральными ресурсами, их происхождением и размещением по территории Урала. 2. Развивающие: - Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими исто...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

Тема урока: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

ФИО: Черкова Ирина Владимировна.

Место работы: ст. Гиагинская, Республика Адыгея,МБОУ СОШ № 4.

Должность: учитель.

Предмет: география.

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Урал. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. № 1.

Базовый учебник: 8 класс, География. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Москва «Русское слово», 2011 г.

Цель урока: Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы крупных природных регионов России, на примере Урала.

Задачи урока:

1.Обучающие:

-Расширить и углубить знания об особенностях географического положения, происхождении, строении и орографии Урала.

- Познакомиться с уникальными минеральными ресурсами, их происхождением и размещением по территории Урала.

2. Развивающие:

- Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками информации.

- Формирование навыков использования электронных информационных ресурсов.

3. Воспитательные:

- Познакомить учащихся с наиболее интересными объектами Урала.

- Продолжить формирование бережного отношения к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: Исследовательский, частично поисковый.

Формы работы:

-Практическая работа с использованием контурной карты по определению и обозначению частей Урала и их наибольших вершин.

- Исследовательская деятельность по выявлению этапов развития рельефа Урала; определение размещения полезных ископаемых.

- Творческие задания: сообщения о самоцветах Урала; о чудесах России на Урале.

- Заполнение полевого дневника.

-Работа с ЭОР.

- Работа с заданиями в тетрадях на печатной основе.

Необходимое оборудование и УМК:

- Компьютер.

- Интерактивные карты:1. Тектоническая и минеральные ресурсы Росси.

2.Геологическая карта России. 3. Урал. Физическая карта. 4.Физическая карта России.

- ЭОР: ФЦИОР.

-Большая энциклопедия природы. Т. 13. Горы и вулканы. М. «Мир книги», 2003 г.

-Большая энциклопедия природы. Т. 12. Камни и минералы. М. «Мир книги», 2002 г.

- Афонькин С. Ю. Минералы и драгоценные камни. Изд. «БКК». СПб. 2009 г.

- П.П.Бажов. Сказы. М. 1991 г.

-Учебник, атлас, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе.

-Геохронологическая таблица.

Термины и понятия:

-Складчато-глыбовые горы; омоложенные горы; минералы; самоцветы; поделочные камни; карстовые пещеры.

Географические объекты:

Предуралье, Зауралье, Главный или Водораздельный хребет.

Деление Урала: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Кунгурская пещера, Столбы выветривания.

Имена: Павел Петрович Бажов; Александр Ферсман.

Структура и ход урока

№ п/п

Этапы урока

УМК

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.

Организационный


Приветствует детей, выясняет отсутствующих, проверяет готовность уч-ся к уроку.

Проверяют готовность к уроку, отвечают, кто отсутствует.

2 мин.

2.

Введение


Объявляет тему урока, цель, задачи.

Принимают информацию к сведению, делают записи в тетрадь.

3 мин.

3.

Проверка знаний учащихся.

Интерактивная карта: Физическая карта России.

Проверяет у учащихся знания номенклатуры: «Горы России».

Называют горные системы и вершины России.

5 мин.

4.

Изучение нового материала

Интерактивные карты: 1. Тектоническая и минеральные ресурсы. 2. Геологическая карта России. 3. Урал. Физическая карта. 4. Физическая карта России.

Атласы, контурные карты, учебники, геохронологическая таблица.

Вступительное слово учителя о происхождении названия Уральских гор.

Читает стихотворение (см. приложение).

Производит деление учащихся на 3 группы и объясняет правила работы, раздает задания. (см. приложение).

Слушает выступления учащихся, сопровождая демонстрацией интерактивных карт.

Контролирует выполнения заданий на контурных картах и заполнения полевых дневников.

Получают задания (см. приложение), работают в группах, используя УМК.

Выступление учеников от каждой группы.

Выполняют задания на контурных картах, заполняют полевые дневники.

20 мин.

5.

Творческие задания.

Дополнительная литература, материалы интернета.

Прослушивает творческие задания о камнях - самоцветах; о П. П. Бажове и его произведениях; о А. Ферсмане; о столбах выветривания.

Выступление учащихся с творческими заданиями в форме сообщений и презентаций.

4 мин.

6.

Закрепление.

ЭОР - практикум; выполнение тесовых заданий.

Рабочие тетради на печатной основе.

Проводит инструктаж по выполнению практических заданий.

Выполняют задания.

4 мин.

7.

Подведение итогов урока.

Отмечает активных учеников, объявляет оценки, объясняет домашнее задание.

Подают дневники для выставления оценок.

2 мин.



Полевой дневник



Группа № 1 Состав группы:…………………………………………………

…………………………………………………………………………

……………………………………………………………..

……………………………………………………………..

……………………………………………………………..

Используемые пособия: учебник с 208; атлас - физическая карта России.

п/п

Объект исследования.

Результат исследования.

Уральские горы. Географическое положение.

1.

Между какими параллелями и меридианами расположены горы?

2.

Протяженность с севера на юг в километрах и градусах.

3.

Какие части света разделяют?

4.

Водоразделом, каких рек являются?

5.

Географические объекты, расположенные рядом.



Полевой дневник

Группа № 2 Состав группы: ……………………………………………………….

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………..

Используемые пособия: учебник - пар. 37; с. 208-210; рис. 165; атлас: физическая карта России; тектоника и минеральные ресурсы.

п./п.

Объект исследования.

Результат исследования.

Урал. Рельеф и геологическое строение.

1.

Перечислите основные особенности рельефа Урала.

2.

На какие части делят Урал? Какова максимальная высота каждой части?

3.

Проследите этапы развития рельефа Урала.




Полевой дневник

Группа № 3 Состав группы: ………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………….............................

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………..

Используемые пособия: учебник пар. 37; с. 210-212; атлас - физическая карта Урала; геологическая карта.

п./п.

Объект исследования.

Результат исследования.

Урал. Полезные ископаемые.

1.

Какие полезные ископаемые есть на Урале?


2

Объясните термины: самоцветы, минералы, поделочные камни.

3.

Как размещены полезные ископаемые по территории Урала?





Урал - опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец…

А. Твардовский

Каменный пояс

На запад отсюда - равнина,

К востоку - другая: Сибирь;

Меж ними отроги раскинул

Гранитный Урал - богатырь.

И первым, кто с волжских ли плесов,

С Поморья ли шел на восход,

Все время громады утесов

Казались подобьем ворот.

Точеная глыба сорвется,

И долго грохочет потом.

Торопятся землепроходцы:

А что там за этим хребтом?

И вдруг постигали в волненье,

Что горный Урал неспроста

Под тучи вознес, как ступени,

Крутые уступы хребта.

Вознес, чтобы с верхнего камня

Взглянуть им, как смотрит орел,

В просторы лесного Прикамья

И в степь, где играет Тобол.

Взглянуть и связать воедино

И в мыслях и в сердце своем

И ту, и другую равнину,

Как поясом этим хребтом.

Г. Карпов, А. Соловьев.

© 2010-2022