- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии на тему: Ветер
Конспект урока по географии на тему: Ветер
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Афанасьева В.Л. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цели и задачи: сформировать у учащихся понятие «ветер». Выявить причины возникновения ветра, опираясь на знания, полученные при изучении темы «Атмосферное давление»; показать и объяснить причины образования бризов, муссонов, смерчей; раскрыть значение ветра в хозяйственной деятельности человека.
Средства обучения: географические карты полушарий, России; анемометр, схемы бриза, муссона и смерча, календари погоды.
Организация урока
1. Повторение изученного материала.
Предложить учащимся географический диктант. Выписать на доске ответы под номерами, ученики вместо ответа должны писать только цифру, под которой обозначено данное понятие.
Географический диктант.
-
Воздушная оболочка нашей планеты.
-
Разность между самой высокой и самой низкой температурой.
-
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней.
-
Давление воздуха, при условии, что t° воздуха = 0° на уровне моря на 45 параллели.
-
Самый нижний слой атмосферы, на дне которой мы живем.
-
Главный газ, из которого состоит атмосфера.
На доске выписаны ответы: А) Азот; Б) Атмосферное давление; В) Тропосфера; Г) Нормальное давление; Д) Амплитуда; Е) Атмосфера.
Ответы на географический диктант: Е); Д); Б); Г); В); А).
Проверить 2-3 задачи, составленные учениками дома.
Вопросы для фронтального опроса.
-
Каким образом давление воздуха влияет на погоду.
-
От чего зависит величина атмосферного давления.
-
Как температура воздуха влияет на атмосферное давление.
-
Когда впервые и с помощью какого прибора было измерено атмосферное давление?
-
Поясните принцип действия барометра. Справедлив ли он для разных барометров?
2. Изучение нового материала.
Учитель предлагает ученикам назвать тему урока, прочитав им загадку:
Слайд 1 Летит - фырчит,
Деревья качает,
Пыль поднимает,
С прохожих шапки снимает. Сл 2 (Ветер.)
Только после ответа учеников записать тему урока на доске «Ветер».
-
Что такое ветер?
-
Что нагревается быстрее и что остывает быстрее - вода или суша?
-
Каковы причины его образования?
-
Какие ветры вы знаете?
Рассказ учителя: «Это случилось во время Второй мировой войны. В одном городе, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из них правду, что враг будет разбит, что победа будет за советским народом. Враги долго искали источник распространения этих листовок. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолеты, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали падать на землю. Как потом выяснилось, распространял листовки по городу молодой партизан Саша, используя для этого заводскую трубу, высота которой была 30 метров».
Вопросы по тексту:
Какие законы использовал Саша для применения их на практике? Если ученики затруднятся ответить, то помочь им наводящими вопросами. • - Какова высота трубы?
-
Каково будет давление внизу у трубы или на высоте 30 м?
-
Куда пойдут потоки воздуха, вверх или вниз? (Зная, что более теплый воздух поднимается вверх из-за разницы в атмосферном давлении у поверхности земли и на высоте, Саша складывал листовки стопой в остывающей, но еще теплой топке, теплый воздух поднимал их вверх, и из трубы они разносились по воздуху, падая на улицы города.)
Слайд 3, 4,5,6 Продолжить объяснение нового материала ещё одним примером. Предположим, что в Москве в жаркий июльский день атмосферное давление 750 мм рт. ст., а в это же время к северо-западу от Москвы в районе С.-Петербурга - 765 мм рт. ст. Вопрос, где более прогрет воздух и почему они так думают. В Москве давление ниже, чем в С.-Петербурге, значит
теплый воздух как более легкий поднимается вверх, поэтому давление ниже, чем в С.-Петербурге.)
- Что же происходит с холодным воздухом? Воздух сжимается, становится более плотным и опускается к поверхности Земли и начинает перемещаться2耀 те места, где его давление меньше, т. е. из области повышенного давления в область пониженного давления. Такое перемещение воздуха в горизонтальном направлении называется ветром. Найти определение ветра в тексте учебника (с. 116, §39).
Слайд 7. Выяснить причины образования ветра и обязательно записать в тетрадь эти причины.
-
Главная причина образования ветра - разница в атмосферном давлении;
-
Разный характер подстилающей поверхности (суша и вода, которые нагреваются и остывают по-разному, т. е. отмечается разница температур);
-
Разная высота над уровнем моря;
-
Разная широта и разный угол падения солнечных лучей, т. е. существует разница температур.
Что такое бриз? Сл 8 9,10,
образование бриза (дневного и ночного) можно провести по схеме учебника (с.116,§39). Что такое муссоны?. Слайд 11, 12, Выявить общие черты сходства и различия у бризов и муссонов (ветер, меняющий направление; бриз - в течение суток, муссон - в течение года начертить схему ветров:
Ветер
Бриз Муссон
Дневной Ночной Зимний Летний
се-
Муссоны - от арабского слова «маусим», что означает зон. Устойчивые ветры над определенными территориями Земли, меняющие свое направление два раза в год: летом дуют с океана на сушу, а зимой - с суши на океан. Летом суша прогреется быстрее и над ней формируется область низкого атмосферного давления. Зимой суша остывает быстрее и соответственно над ней образуется область высокого атмосферного давления. Муссон летом несет дождливую погоду, а зимой устанавливается сухая малооблачная погода.
Учащиеся делают вывод о том, что воздушные массы атмосферы (тропосферы) находятся в постоянном движении.
Воздушная масса - большая масса воздуха, находящаяся в нижних слоях атмосферы - тропосфере. По занимаемой площади воздушные массы можно сравнить с материками или океанами.
Слайд 13 14,15 16 17, 18 Рассмотреть силу ветра, причину силы ветра (разница в атмосферном давлении), приборы с помощью которых определяется сила ветра и его направление (флюгер, анемометр). Обратить внимание учащихся на форзац учебника -на шкалу (таблицу) Бофорта по определению силы ветра. (Ф. Бофорт, адмирал Английского Королевского флота в 1805 г., предложил систему оценки силы ветра.)
Сила ветра - количественная характеристика ветра, оценивается по 12-балльной шкале, измеряется в м/с (в авиации скорость ветра измеряется в км/ч, в морском флоте - в узлах, или морских милях). Штиль - отсутствие ветра и ветровые волны не образуются; шторм - скорость ветра от 15 до 30 м/с; ураган (тропические циклоны - тайфуны) - скорость ветра более 30 м/с. Скорость ветра с высотой возрастает, например, в стратосфере скорость возрастает до 80-100 м/с.
Слайд 20-27 О том, как используется ветер человеком, ученики должны рассказать сами (парусные корабли, ветряные мельницы, ветровые электростанции).
3. Закрепление полученных знаний.
-
Какие необходимы условия для образования ветра?
-
Как определить силу ветра?
Как определить направление ветра?
- От чего зависят скорость и направление ветра?
- Для чего человеку необходимы знания о ветрах?
Слайд 28-38 самостоятельная работа 1) Построение розы ветров использовать календарь погоды (для примера использовать розу ветров учебника на с. 118, рис.75).
2) Между пунктами А и Б дует ветер. Определите его
направление. В какой из точек (1, 2, 3) будет наиболее
сильный ветер и наименее сильный.
-
А - 770 мм рт. ст.; Б - 755 мм рт. ст.
-
А - 769 мм рт. ст.; Б - 740 мм рт. ст.
-
А - 743 мм рт. ст.; Б - 752 мм рт. ст.
3) Заполните таблицу, указав стрелкой направление
ветра:
В
с
3
ю
ев
сз
юв
юз
Слайд 34 4, Домашнее задание.
§ 39, выполнить задание к тексту учебника на с. 117 и задание 4 на с. 120
-