- Преподавателю
- География
- Индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии. в 7 классе
Индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии. в 7 классе
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тяговская Т.П. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Тяговская Татьяна Павловна.
Учитель географии,
высшая категория.
МБОУ СОШ №5 г. Саяногорска.
Индивидуальный подход в работе с одаренными
учащимися на уроках географии.
В последнее время много внимания уделяется одаренным детям. Для них создаются классы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии и т. д. Но не каждому одаренному ученику приходится учиться в таком классе или школе, большинство из них учатся в коллективе обычных детей.
В основу индивидуального плана работы с такими детьми включаю увеличение объёма знаний, умений и навыков. Целью при построении плана является стремление не столько дать большой объём знаний, сколько развить вкус к исследовательской деятельности, склонность к выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически.
Укрепить в них уверенность в своих силах. План составлен с учетом тематического планирования работы с классом. В нем предусматривается широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать выбор, исходя из конкретных ситуаций, учитывая особенность ребенка ,уровень его знаний.
Использую систему заданий с повышенной сложностью, которые даю на уроке, так и для домашнего задания.
План включает в себя:
I . Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
1.Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке ,если бы она пересекалась экватором в северной части.
2.Где бы в таком случае в Африке был бы самый влажный климат( покажите синей штриховкой на схеме), а где - самый сухой( покажите красной штриховкой)?
3. Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где - холодные?
4.Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка?
II. Задания на группировку объектов.
1.Разделите на группы объекты, расположенные в Южной Америке. Дайте название каждой группе, в группе должно быть не менее двух объектов, групп должно быть как можно больше. В основу группировки положите зависимость этих объектов от климата:Гвианское плоскогорье, Оринокская низменность,р. Амазонка, льянос, пампа, кампос и т. д.
2.Проведите группировку растений и животных Северной Америки по их принадлежности к природным зонам: белый медведь, олень карибу, кактусы, магнолии, кайот, бизон и т. д.
III Задания на поиск причинно- следственных связей, в том числе и на составление причинно- следственных цепочек.
Пример. Составьте причинно- следственную цепочку из следующих утверждений.
-
Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.
-
Австралия почти по середине пересекает южный тропик.
-
В Австралии велика плошадь саванн, полупустынь и пустынь.
-
Австралия - достаточно жаркий и самый сухой материк.
5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.
Ответ: 2-4-3-5-1.
IV. Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам( работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).
V. Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту.
1. Для того чтобы совершить тансафриканское путешествие с запада на восток, вам придется пересечь Чад, Мали, Судан, Мавританию, Сомали, Эфиопию и Нигер. Напишите название этих стран в том порядке, в каком они действительно располагаются в Африке.
2. Начертите по памяти контур Южной Америки.
3.Напишите названия стран и их столицы.
VI.Задания на сопоставление , сравнение изученных объектов.
-
Приведите примеры рек мира, имеющих режим, сходный с режимом Нигера. Назовите причины сходства.
-
Где , в Австралии или Южной Америке, большую площадь занимают пустыни, где-меньшую и почему?
VII. Задания на прогнозирование географических ситуаций.
1.Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста(дамбы).
2.Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за смыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.
Помимо этого можно использовать знания учащихся при объяснении нового материала.. Учащиеся могут вести сбор материала различного характера ( краеведческого, экологического, топонимического), заниматься исследовательской работой по разным темам, выступать в роли консультантов, вести кружки и т. д.
При работе с одаренными учениками очень важным является умение учителя наладить доверительные отношения, так как многие одаренные дети не находят друзей среди сверстников и тянутся ко взрослым.
Индивидуальная работа с одаренными учащимися требует от педагога дополнительных затрат времени, сил, эмоций. Но зато приносит профессиональное удовлетворение.
Эта работа позволяет дать качественное обучение , всестороннее развитие их способностей.