Рабочая программа по географии 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учитель Беляева Е.М.Программа разработана на основе ФЗ №273 «Закона об образовании» Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263. Авторской программы: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКСАЙСКИЙ РАЙОН, Х. ОСТРОВСКОГО

_________________________________________________________________________________________

(территориальный , административный округ (город, район, поселок)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



УТВЕРЖДАЮ___________________

Приказ № ____ от_____ ____________ 2014 г

Директор МБОУ Островской сош

Шаповалов А.М.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу _____________________________________________

Класс_________________________

Количество часов ______________

Учитель Беляева Е.М.

Программа разработана на основе

  1. ФЗ №273 «Закона об образовании»

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  3. Авторской программы: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.


Пояснительная записка.


Данная рабочая программа составлена на основании:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  • Авторская программа: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмет 35 часов (1 час в неделю).

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),

организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.



Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Критерии оценки презентации

Критерии

Баллы

Оценка
группы

Оценка класса

Оценка
учителя

СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ





Титульный слайд с заголовком

3




Минимальное количество - 10 слайдов

3




Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

3




Библиография

3




СОДЕРЖАНИЕ





Сформулированы цель, гипотеза

3




Понятны задачи и ход исследования

3




Использование эффектов анимации

3




Вставка графиков и таблиц

3




Правильность изложения текста

3




Результаты и выводы соответствуют цели

3




ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ





Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

3




Слайды представлены в логической последовательности

3




Красивое оформление презентации

3




Единый стиль

3




ОРГАНИЗАЦИЯ





Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.

3




Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

3




СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

3




Общее количество баллов




Принципы подведения итогов:

  1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

  2. Итоговый балл классифицируется следующим образом: 25 - 34 баллов - оценка «3»

35 - 44 баллов - оценка «4»

45 - 51 баллов - оценка «5»







Экономическая и социальная география мира

10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Введение ( 1 ч)

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Раздел . «Общая характеристика мира» ( 34 ч )

Тема 1. « Современная политическая карта мира» (6 ч)

Современная политическая карта мира, как предмет изучения политической географии. Многообразие стран мира и их типы. Россия на политической карте мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений политическая карта мира.

Государственный строй стран мира, формы правления и административно-территориального устройства.

Геополитическое положение стран и регионов мира как историческая категория. Концепция геополитики.

Практическая работа:

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Тема 2. «География мировых природных ресурсов» (7 ч)

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической среде.

Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Понятие ресурсообеспеченности и классификации природных ресурсов. Минеральные ресурсы: территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы: мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути её решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы: два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы: всемирное природное и культурное наследие.

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.

Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда».

Практическая работа:

1. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природоиспользования с целью выявления районов острых геоэкологических проблем.

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, Диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Тема 3. «География населения мира» (6 ч)

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Демография, «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения, демографическая политика. Концепция демографического перехода.

Состав и структура населения. Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы митра и языковые семьи. Религиозный состав населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

Географические особенности размещения населения. Основные направления и типы миграций в мире. Внешние, внутренние и трудовые миграции.

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровни и темпы урбанизации. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Практические работы:

1.0ценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

2. Анализ карт населения.

Тема 4. «Научно - техническая революция и мировое хозяйство» (6 ч)

Научно - техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Отрасли международной специализации России. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития.

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Россия в мировом хозяйстве. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения.

Факторы размещения: старые и новые.

Практическая работа:

  1. Анализ экономических карт. Выявление неравномерностей хозяйственного освоения разных территорий.

  2. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства» (9 ч)

География промышленности. Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства: соотношение старых, новых и новейших отраслей.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики.

Горнодобывающая промышленность, её значение и структура; главные страны и районы.

Металлургическая промышленность: типы ориентации.

Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной структуре.

Химическая промышленность. Ее главные регионы.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса.

Легкая промышленность, сдвиги в ее географии. Влияние промышленности на состояние окружающей среды.

География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство и животноводство: основные черты их размещения.

География транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда.

География мировых валютно-финансовых отношений. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Мировая торговля и туризм. Главные районы международного туризма

Подготовка реферата « Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях».

Общие умения и навыки

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, Диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований





Тематическое планирование курса

Наименование раздела

Всего часов

В том числе часов на:

Уроки

Контрольные работы

Практические работы

проекты

1

Введение

1

1




2

Тема 1. « Современная политическая карта мира»

6

4

1

1


3

Тема 2. «География мировых природных ресурсов»

7

5

1

1


4

Тема 3. «География населения мира»

6

4

1


1

5

Тема 4. «Научно - техническая революция и мировое хозяйство»

6

3

1

1

1

6

Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства»

9

5

2

1

1

Тематическое планирование курса

Наименование раздела

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

Кол-во часов

1

Введение

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Использовать традиционные и новые методы географической науки. Определять роль географии в современном обществе.

1

2

Тема 1. « Современная политическая карта мира»

Современная политическая карта мира, как предмет изучения политической географии. Многообразие стран мира и их типы.

характеризовать экономико-географическое, геополитическое и политико-географическое положение стран и регионов мира;

6

3

Тема 2. «География мировых природных ресурсов»

Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование

определять страны - экспортёры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районы международного туризма и отдыха;

7

4

Тема 3. «География населения мира»

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Демография, «демографический взрыв».

Анализировать динамику численности населения мира. Определять особенности воспроизводства населения в различных регионах мира.

6

5

Тема 4. «Научно - техническая революция и мировое хозяйство»

Научно - техническая революция. Понятиеоб НТР. Характерные черты НТР. Современный этап и перспективы НТР.

Дать определение НТР, выяснить черты НТР и переспективы развития.

6

6

Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства»

География промышленности. Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства: соотношение старых, новых и новейших отраслей.

Читать и анализировать тематические географические карты. Установливать связи между трудовыми ресурсами и отраслями экономики.

9



Календарно - тематическое планирование по географии.

10 класс (35 часов, 1 час в неделю)



Тема урока

Дата

основные элементы содержания

Формы

контроля

Виды деятельности учащихся

Требования к результатам

Практические работы

Дом зад

Введение ( 1 ч)


1

1

География как наука.

Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Фронтальный опрос

Использовать традиционные и новые методы географической науки. Определять роль географии в современном обществе.

Знать традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь использовать традиционные и новые методы географической науки.

См. конспект

Раздел . «Общая характеристика мира»

( 34 ч )

Тема 1. « Современная политическая карта мира» (6 ч)


2

1

Современная политическая карта мира,

Многообразие стран мира и их типы. Россия на политической карте мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Работа

с политической картой в парах

Читать и анализировать политическую карту мира. Определять типы стран

Знать современную политическую карту мира.

Уметь характеризовать экономико-географическое, геополитическое и политико-географическое положение стран и регионов мира;

*1 задание 1,2 с 22. Дополнительный текст 1 - 4 с 20 .

3

2

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений политическая карта мира.

Индивидуальный опрос

Проанализировать влияние международных отношений на изменение политической карты мира.

знать международные интеграции.

Уметь определять этапы формирования политической карты мира.

*2 зад. 3 с 23

4

3

Государственный строй стран мира.

формы правления и административно-территориального устройства.

Работа с картой, форзацем учебника.

Характеризовать государственный строй и административно - территориальное устройство стран мира.

знать формы правления и административно - территориальное устройство

*3 зад 4 с 23 блок 5-9 с 21

5

4

Геополитическое положение стран.

Геополитическое положение стран. И регионов мира как историческая категория. Концепция геополитик

Работа с картой

Характеризовать ЭГП, геополитическое положение стран мира.

знать геополитическое положение стран.

уметь характеризовать ЭГП, геополитическое положение стран мира.

*4 блок самоконтроля с 23 - 24

6

5

Практическая работа:

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Отчет о проделанной работе

Характеризовать политическое окружение России

знать особенности ГПП России.

уметь характеризовать ГПП России

*1 - 4

7

6

Урок - зачет по теме «« Современная политическая карта мира»

Применять на прктике полученные знания


Тема 2. «География мировых природных ресурсов» (7 ч)


8

1

Взаимодействие человечества и природы.

изменение окружающей среды в прошлом и настоящем

Фронтальный опрос

Анализировать взаимодействие общества и природы

знать изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.

уметь анализировать взаимодействие общества и природы

*1 задание 1с 50

9

2

Основные виды природных ресурсов

их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Минеральные ресурсы: территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы: мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути её решения. Гидроэнергетический потенциал.

Работа со статистическими материалами.

Оценивать природные ресурсы, их территориальное сочетание, основные типы природопользования

Знать понятие ресурсообеспеченности и классификации природных ресурсов.

Уметь оценивать природные ресурсы, их территориальное сочетание, основные типы природопользования

*2 с 28-36 зад 2-6 с 50-51

10

3

Биологические ресурсы мира.

два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы: всемирное природное и культурное наследие

Работа со статистическими материалами

Оценивать конкретную ресурсную обстановку и предлагать действия по отношению к себе и к окружающей среде.

Знать биологические ресурсы мира.

Уметь оценивать конкретную ресурсную обстановку и предлагать действия по отношению к себе и к окружающей среде.

*2 с 36 - 41зад 7-10 с 51-52

11

4

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1.Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.

Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических проблем.

Отчет о проделанной работе

Оценивать природные ресурсы, их территориальное сочетание, основные типы природопользования

знать обеспеченность природными ресурсами.

уметь оценивать обеспеченность природными ресурсами

*1,2

12

5

Загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы.

Пути решения экологических проблем. Экологическая политика.

Составлять прогнозы возможных последствий изменений окружающей среды под влиянием природных, антропогенных и техногенных факторов.

знать причины и пути решения экологических проблем. Уметь составлять прогнозы возможных последствий изменений окружающей среды

*3 задание 9-10 с 52

13

6

Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда».

Мониторинг окружающей среды.

Составлять прогнозы возможных последствий изменений окружающей средыпод влянием пиродных, антропогенных и техногенных факторов.

знать мониторинг окружающей среды.

Уметь составлять прогнозы возможных последствий изменений окружающей среды

*4 блок самоконтроля с 52

14

7

Контрольная работа по теме «География мировых природных ресурсов»

Применять на практике полученные знания


Тема 3. «География населения мира» (6 ч)


15

1

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.

Типы воспроизводства населения. Демография, «демографический взрыв». Управление воспроизводством населения, демографическая политика. Концепция демографического перехода.

Работа со статистическими материалами

Анализировать динамику численности населения мира. Определять особенности воспроизводства населения в различных регионах мира.

знать типы воспроизводства населения.

Уметь анализировать динамику численности населения мира.

*1задание 1 -4 с 85

16

2

Состав и структура населения.

Половой и возрастной состав населения, трудовые ресурсы. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи.

Фронтальный опрос.

Анализировать половозрастные пирамиды. составлять классификационные таблицы языковых семей, народов.

знать состав и структуру населения мира. Уметь анализировать половозрастные пирамиды.

*2 задание 5 - 8 с 86

17

3

Религиозный состав населения.

География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

доклад

составлять классификационные таблицы религий мира.

Знать религиозный состав населения мира.

Уметь составлять классификационные таблицы религий мира.

*2 реферат «Мировая религия» (по выбору)

18

4

Географические особенности размещения населения.

Основные направления и типы миграций в мире. Внешние, внутренние и трудовые миграции.

Отчет о проделанной работе

Анализировать по карте особенности размещения населения.

Знать особенности размещения населения мира.

Уметь определять основные направления миграции населения и их основные причины.

Практические работы:

1.0ценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

2. Анализ карт населения.

*3 задание 9,10 с 86

19

5

Формы расселения населения.

городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровни и темпы урбанизации. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Саомстоятельная работа

Анализировать демографическую ситуацию в мире, отдельном регионе.

Знать формы расселения населения мира.

Уметь анализировать демографическую ситуацию в мире, отдельном регионе

*4 задание 13-14с.87

20

6

Контрольная работа по теме «География населения мира»

Применение полученных знаний на практике


Тема 4. «Научно - техническая революция и мировое хозяйство» (6 ч)


21

1

Научно - техническая революция.

Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Современный этап и перспективы НТР.

Индивидуальный опрос

Дать определение НТР, выяснить черты НТР и перспективы развития.

Знать понятие об НТР. Уметь определять черты НТР и перспективы развития.

*1 задание 1-3 с 118

22

2

Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Отрасли международной специализации России. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития.

Индивидуальный опрос

Определить понятие «мировое хозяйство», МГРТ.

Знать понятие о международном географическом разделении труда.

Уметь работать со статистической информацией; представлять информацию в разной форме: графики, диаграммы и др.; оценивать проблемы создания международных отраслевых и региональных союзов;

*2 задание 4-6 с 118

23

3

Практическая работа:

Анализ экономических карт.

Выявление неравномерностей хозяйственного освоения разных территорий.

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Отчет о работе

Читать и анализировать тематические карты. Выявлять неравномерность хозяйственного освоения разных территорий.

знать причины неравномерного хозяйственного освоения территорий. Уметь читать и анализировать тематические карты

*2

24

4

Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

Россия в мировом хозяйстве. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения.

Определять страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

Знать отраслевую и территориальную структуру хозяйства. Уметь определять страны - экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

Подготовка реферата « Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях».

*3 задание4 с 118блок самоконтроля с 119

25

5

Факторы размещения: старые и новые.

Новые факторы, старые факторы размещения.

Самостоятельная работа по теме

Определять факторы , обуславливающие международную специализацию регионов мира.

Знать новые факторы, старые факторы размещения. Уметь определять факторы , обуславливающие международную специализацию регионов мира.

*4 блок самокнтроля с 119-118

26

6

Контрольная работа по теме «Научно - техническая революция и мировое хозяйство»

Применять на практике полученные знания


Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства» ( 9 ч)


27

1

География промышленности.

Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства: соотношение старых, новых и новейших отраслей. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики.

Работа со статистическими материалами

Читать и анализировать тематические географические карты. Установливать связи между трудовыми ресурсами и отраслями экономики.

Знать соотношение старых и новых отраслей промышленности в мировом хозяйстве.

уметь читать и анализировать тематические географические карты

*1 с 123 - 131 задание 1-5 с 170

28

29

2

3

Горнодобывающая Металлургическая промышленность, машиностроение

значение и структура; главные страны и районы.

типы ориентации. Сдвиги в отраслевой и территориальной структуре.

Работа со статистическими материалами

Составлять картосхему промышленности ..

Знать значение и структура, главные страны и районы отраслей промышленности.

Уметь формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития мира

*1 с 131 - 137 задание 6 - 9 с 171

30

4

Химическая, Лесная и деревообрабатывающая, Легкая промышленность.

главные регионы, сдвиги в ее географии. Влияние промышленности на состояние окружающей среды.

Работа со статистическими материалами

Выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в мировом хозяйстве..

Знать значение и структура, главные страны и районы отраслей промышленности. Уметь определять по картам основные центра лесозаготовок.

*1 с 138 - 140задание 1011 с 172

31

5

География сельского хозяйства и рыболовства..

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство и животноводство: основные черты их размещения

Работа с картой, статистическими материалами

Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельхозугодий мира во времени.

Знать особенности с/х мира. Уметь определять по картам основные районы выращивания зерновых и технических культур.

*2 зад. 12 - 13с 172

32

6

География транспорта.

Основные международные магистрали и транспортные узлы. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда.

Работа с картой

Сравнивать виды транспорта по разным показателям. Анализировать преимущества и недостатки одного вида транспорта над другим

Знать основные международные магистрали и транспортные узлы. Уметь анализировать преимущества и недостатки одного вида транспорта над другим

*3 задание 14 - 16 с 172

33

7

География мировых валютно-финансовых отношений.

Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социальноэкономических проблем России. Мировая торговля и туризм-. Главные районы международного туризма

Работа с картой, статистическими материалами.

Анализировать по статистическим материалам валютно - финансовые отношения в мире.

Знать место России в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Уметь анализировать по статистическим материалам валютно - финансовые отношения в мире

*4 задание 17 блок самоконтроля с 172 - 174

34

8

Контрольная работа по теме «География отраслей мирового хозяйства»

Применение на практике полученных знаний

35

9

Итоговая контрольная работа по разделу «Общая характеристика мира»

Применение на практике полученных знаний








Литература/материально - техническое обеспечение

Программа

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X - XI классы), рекомендованная письмом МЩиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  • Авторская программа: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.

Основная литература

Базовый учебник

  1. «Экономическая и социальная география мира» -В.П. Максаковкий- М; Просвещение, 2010 г

Методические пособия для ученика

«Экономическая и социальная география мира» -В.П. Максаковкий- М; Просвещение, 2010 г

География 10 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; 2012.

Контурная карта по географии для 10 класса.- М.: Дрофа, 2012.

«Экономическая и социальная география. Мир. Россия.» - В.А Копылов, М;, 2001г.

«Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗЫ. География - И.И. Баринова, В.А Горбанев, Москва; Дрофа, 1999 г

Тематический словарь-справочник по географии для школьников и поступающих в ВУЗы» - К. С Лазаревич, Ю.Н. Лазарева, М; Московский лицей, 1995 г

Инструмент по отслеживанию результатов работы

Крылова О.В. - Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы - М.: Новый учебник, 2008.

Единый государственный экзамен 2013. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект - Центр, 2012

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - ЕГЭ: 9 кл.: Типовые тестовые задания - М.: Экзамен, 2006.

Учебно-методические пособия для учителя

Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии: 10 класс» М.: «ВАКО». 2011 г.

Ануфриева О.И «Поурочные планы по географии 10 класс» (2 ч) В: «Учитель»2003 г

Зинченко Н.Н «Активные формы обучения географии» В: «Учитель» 2012 г

Экономическая и социальная география мира» - Ю.Н. Гладкий, С.Б Лавров - М; Просвещение, 2004 г

«Новые контрольные и проверочные работы по географии 10-11 класс» - Ю.Н Симагин, В.Б Пятунин, М;, Дрофа, 2002 г

«Экономическая и социальная география. Мир. Россия.» - В.А Копылов, М;, 2001г

КИМ «География. 10 - 11 кл» - Яковлева Н.В. - В; «Учитель», 2011 г

«Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗЫ. География - И.И. Баринова, В.А Горбанев, Москва; дрофа, 1999

Электронные издания

Презентации к урокам

Карты

Юго - Восточная Азия (физическая)

Юго - Восточная Азия (экономическая)

Европа (политическая)

Карта народов Европы

Месторождения мира

Природные зоны Европы

Политическая карта мира

Южная Америка (экономическая)

Средняя Азия ( экономическая)

Юго - Западная Азия (экономическая)

Северная Америка(экономическая)

Машиностроение мира

Черная и цветная металлургия мира

Африка (экономическая)

Евразия (политическая)

Растительность мира

Южная Америка (политическая)

Народы мира

Интернет-ресурсы

geo1september.ru/

rgo.ru/

gks .ru/

cia.gov/librari/publications/the-world-factbook/index.htlm/

mineral.ru/

sci.aha.ru/

vokrugsveta.ru/

nauka.ru/

Техническое обеспечение

ПК, экран, проектор



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)


В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




© 2010-2022