АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕОГРАФИЯ

А.В.ШУМСКАЯ

Цель школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

В программе усилена практическая направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, четко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия обучающимися единства и общности многих явлений и понятий.


Цели программы

Цели:

  • всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,

  • расширение кругозор об окружающем мире.

  • воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;

  • развитие наблюдательности, памяти, воображения, речи, логического мышления, умения анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам;

Задачи программы

Образовательные

  • дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные

  • содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Коррекционно - развивающие

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Распределение учебного материала по годам обучения:

8 класс - «География материков и океанов» - 68 часов

Технологии обучения предмету:

  • проблемное обучение

  • дифференцированные задания

  • тестирование и программированные опросы

  • познавательные игры,

  • создание занимательных ситуаций

  • эвристические беседы

  • использование информационно-коммуникативных технологий по темам

  • самостоятельная работа

  • работа по простейшим алгоритмам

  • коллективный способ обучения

  • элементы технологии коммуникативного обучения

  • элементы технологии совместной продуктивной

  • деятельности

  • элементы технологии уровневой дифференциации

  • личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

  • элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр

  • практические методы учения:

  • упражнения

  • наблюдения

  • опыты

  • исследовательская деятельность

  • имитационные упражнения

  • объяснительно-иллюстративные

  • репродуктивные

  • методы проблемного обучения

  • частично-поисковые или эвристические методы

  • исследовательские методы

  • самостоятельная работа с литературой по предмету

  • ролевые игры

  • проведение предметных недель

  • уроки-экскурсии

  • коллективные творческие дела

  • акции по охране природы

Формы контроля:

Тестирование, промежуточные и итоговые контрольные работы в конце учебного года

Изучение курса «География материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот курс внесены изменения, деидеологизирована его тематика: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала учителю целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.


планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

8 класс «Б»

Планируемый уровень знаний:

- особенности географического положения, очертания берегов, хозяйственное значение и природные условия каждого из океанов (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский);

- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и его особенности размещения.

- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны и их хозяйственное значение;

- государства, их положение на материке, основное население и столицы;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и сто­лицы этих государств

Планируемый уровень умений:

  • показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

  • находить на политической карте изученные государства и сто­лицы, переносить названия на контурную карту.

Распределение НРК по темам:

8 класс

«Евразия» - 4 часа

ИТОГО: 4 часа

8 класс (68 часов)

Введение (1 час)

Что изучает география материков и океанов. Материки и ча­сти света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Мировой океан(5 часов)

(в том числе 1 час регионального компонента)

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судо­ходство.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Современное изучение Мирового океана.

Практические работы:

  • Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

  • Составление схемы хозяйственного использования океанов.

  • Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.

  • Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».

Региональный компонент. Северный Ледовитый океан. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Зна­чение для климата Курской области теплого течения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Сравнение размеров океанов (математика)

Практические работы:

  • Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Африка (12 часов)

Географическое положение, очертания берегов, острова и по­луострова.

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн.

Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов.

Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР - или другие по выбору учителя). Обобщающий урок.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Австралия (8 часов)

Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Мик­лухо-Маклая.

Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое).

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

Обобщающий урок.

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Антарктида (6 часов)

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

Обобщающий урок.

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса

  • Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

  • Зарисовка птиц и животных Антарктиды

  • Изготовление простейшего макета изучаемого материка

Америка (20 часов)

Открытие Америки. (1 час)

Северная Америка (8 часов)

Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Южная Америка (11 часов)

Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.

Реки и озера. Растительный мир тропических лесов.

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или дру­гие по выбору учителя), их столицы.

Обобщающий урок «Часть света - Америка».

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Евразия (14 часов)

(в том числе 6 часов регионального компонента)

Евразия - величайший материк земного шара. Географи­ческое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полу­острова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Ев­ропы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ис­копаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические про­блемы. Растительный и животный мир Евразии. Международ­ное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. На­роды Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.

Региональный компонент. Евразия - величайший материк земного шара. Географическое по­ложение. Курская область - часть Евразии. Очертания берегов Евразии. Рельеф. Климат. Разнообразие природных условий Евразии. При­родные зоны Курской области. Реки и озера Евразии. Реки и озера Курской области. Растительный и животный мир Евразии. Растения и животные Курской области. Население Евразии. Население Курской области.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; куль­турные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

Распад СССР, бывшие союзные республики - государства Ближнего Зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговая контрольная работа: «Материки и государства»

8 класс «Б»- конец года

1.Подчеркни название материков:

Африка Новая Земля

Антарктида Северная Америка

Камчатка Южная Америка

Индия Монголия

Евразия Австралия

2.Распредели океаны по величине, начиная с самого большого:

Индийский океан

Атлантический океан

Северный Ледовитый океан

Тихий океан

3.Соедини государства с их столицами:

Египет Вашингтон

Австралийский Союз Канберра

Куба Бразилия

США Каир

Бразилия Гавана

4. Заполните таблицу:

Полезные ископаемые Европы

Полезные ископаемые

Азии

Растения и животные Европы

Растения и животные

Азии

Реки и озера

Европы

Реки и озера Азии










Планирование коррекционной работы

по географии в 8 классе «Б»

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Африка

12

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Австралия

8

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

3

Антарктида

6

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция внимания (объем и переключение).

4

Америка

20

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

5

Евразия

14

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря









Учебно-тематическое планирование уроков географии 8 класс «Б»

(68 часов)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

Примечания

I.

Введение

1

  • Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

  • Составление схемы хозяйственного использования океанов.

  • Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.

  • Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».

II.

Мировой океан

5

III.

Африка

12

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

IV.

Австралия

8

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

V.

Антарктида

6

  • Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса

  • Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

  • Зарисовка птиц и животных Антарктиды

  • Изготовление простейшего макета изучаемого материка

VI.

Северная Америка

8

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

VII.

Южная Америка

11

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

VIII.

Евразия

14

  • Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

Итоговая контрольная работа: «Материки и государства»

IX.

Повторение курса

3

Итого часов:

68















Календарно - тематическое планирование уроков географии

8 класс «Б»

Тема урока

Количество часов

Дата

Введение - 1 час

1

Что изучает география материков

1


Мировой океан - 5 часов

2

Атлантический океан

1


3

Северный Ледовитый океан

1


4

Тихий океан

1


5

Индийский океан

1


6

Современное изучение Мирового океана

1


Африка - 12 часов

7

Географическое положение

1


8

Разнообразие рельефа,

1


9

Климат, реки, озера

1


10

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов

1


11

Животный мир тропических лесов

1


12

Растительный мир саванн

1


13

Животный мир саванн

1


14

Растительный и животный мир пустынь

1


15

Население. Государства Египет, Эфиопия

1


16

Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго)

1


17

Нигерия, Южно - Африканская республика (ЮАР)

1


18

Обобщающий урок

1


Австралия - 8 часов

19

Географическое положение

1


20

Разнообразие рельефа

1


21

Климат, реки, озера

1


22

Растительный мир

1


23

Животный мир

1


24

Население

1


25

Австралийский Союз

1


26

Океания, Остров Новая Гвинея

1


Антарктида - 6 часов

27

Географическое положение Антарктиды

1


28

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1


29

Разнообразие рельефа, климат

1


30

Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы

1


31

Современные исследования Антарктиды

1


32

Обобщающий урок

1


Америка - 20 часов

33

Открытие Америки

1


Северная Америка - 8 часов

34

Географическое положение

1


35

Разнообразие рельефа, климат

1


36

Реки и озера

1


37

Растительный и животный мир

1


38

Население и государства

1


39

Соединенные Штаты Америки

1


40

Канада

1


41

Мексика. Куба

1


Южная Америка - 11 часов

42

Географическое положение

1


43

Разнообразие рельефа, климат

1


44

Реки и озера

1


45

Растительный мир тропических лесов

1


46

Животный мир тропических лесов

1


47

Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов

1


48

Животный мир саванн, степей, пустынь и гор

1


49

Население. Государства: Бразилия

1


50

Аргентина

1


51

Перу

1


52

Обобщающий урок. Часть света - Америка

1


Евразия - 14 часов

53

Общая характеристика материка. Географическое положение

1


54

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова

1


55

Очертания берегов морей Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова

1


56

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1


57

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1


58

Климат Евразии

1


59

Реки и озера Европы

1


60

Реки и озера Азии

1


61

Растительный и животный мир Европы

1


62

Растительный и животный мир Азии

1


63

Население Евразии

1


64

Культура и быт народов Европы

1


65

Культура и быт народов Азии

1


66

Обобщающий урок

1



Учебно-методическое обеспечение учебного курса:


Учебно-дидактический материал для учащихся

Географический атлас «Мир и человек»: М.: Главное управление геодезии и картографии, 1989

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2004

Атлас 8 класс

Методические пособия для учителя

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Крылова О.В. Методическое пособие по географии материков и океанов. 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

Лазаревич К.С. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

Новенко Д.В. Тематическое и поурочное планирование. География 7 класс. М.: «Просвещение», 1997

17



© 2010-2022