- Преподавателю
- География
- Конспект урока Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия
Конспект урока Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Байдилдаева Д.Н. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Байдилдаева Динара Нурпеисова, КГУ "СШ имени Безродных", учитель географии.
География 7 класс
Тема урока: Географическое положение. История исследования изучения материка Евразия.
Цели и задачи урока:
Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмотреть особенности физико-географического положения материка.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать интерес к предмету.
Способствовать развитию духовно-нравственных качеств у учащихся.
Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Актуализация и мотивация знаний.
Сегодня, мы отправимся в путешествие на материк Евразия. Константин Паустовский утверждал, что познания и странствия неотделимы друг от друга. Поэтому во время путешествия нам с вами необходимо будет познакомиться с историей открытия и исследования материка и дать описание географическому положению материка Евразии.
3. Новая тема.
План изучения нового материала:
Географическое положение материка Евразия
Природные особенности
История заселения и исследование Евразии
Ученые исследователи
Вот мы и подошли к открытию и исследованию последнего материка - Евразия. С сегодняшнего урока вы начнете открывать для себя этот материк. Узнаете о его природе, своеобразии органического мира, о странах и народах, населяющих Евразию.
Тема нашего урока «История исследования Евразии».
Ваша основная задача на уроке - отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.
Итак, пришло время открыть для себя Евразию.
Географическое положение материка Евразия
«Самый - самый…» (показ презентации слайд 12-26)
Самый высокий горный пик в мире - Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.
Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря, - Мертвое море на северо - западе Аравийского полуострова, его уровень - 403м.
Самый большой полуостров земного шара - Аравийский, его площадь - более 3 млн.км².
Полюс холода в северном полушарии - поселок Оймякон в северо - восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.
Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.
Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго - восточном склоне Гималаев (12000мм).
В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.
Самое большое озеро на земном шаре - Каспийское море - расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²
Самое глубокое озеро на земном шаре - Байкал- расположено в азиатской части Евразии ,его глубина 1620м.
Работа с контурной картой .
Практическая работа пo описанию ФГП Евразии
А сейчас давайте составим описания ФГП материка.
План описания ФГП материка
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах.
Определите какие океаны омывают материк?
Один ученик работает у доски, а остальные выполняют практическую работу в контурных картах. Учитель оказывает помощь.
Задания:
Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, синим - линию экватора.
Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.
Подпишите названия крайних точек и их координаты.
Подпишите названия океанов омывающие материк.
История заселения и исследование Евразии.
(сообщение учащегося)
В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия. Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.
Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом. Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚. Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее. Финикийцы, избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб», а восточные «асу». Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».
В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами юго-западной Азии по суше, и по воде. В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство. Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели - аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».
Ученые исследователи
Н.П. Пржевальский (рассказ учащегося)
Открытия , сделанные экспедицией под руководством Н.М. Пржевальского, прославили на весь мир русскую географическую науку. Ученый за 15 лет пребывания в Центральной Азии прошел около 33 тыс. км. В результате четырех экспедиций Н.П. Пржевальский изучил несколько горных хребтов в Тибете и пустыни Гоби, исследовал верховья великих китайских рек Хуанхэ и Янцзы и описал природные условия «блуждающего» озера Лобнор, которое перемещается вместе с песками. Н.П.Пржевальский во время путешествия наносил на карту маршрут пройденного пути, определял его координаты и высоты, проводил метеорологические наблюдения, собирал коллекции горных пород и растений.
Н.П.Пржевальский умер в начале своего пятого путешествия в Центральную Азию. Перед смертью он завещал похоронить себя на берегу Иссык - Куля в Тянь - Шаньских горах.
П.П. Семенов - Тян - Шанский (рассказ учащегося)
Большой вклад в изучение природы Центральной Азии внес русский ученый П.П. Семенов. Этот ученый, дважды совершив экспедиции в Тянь - Шаньские горы, определил границы горной системы, открыл пик Хан - Тенгри, считавшийся длительное время самой высокой точкой этих гор. П.П. Семенов впервые описал высотные пояса Тянь - Шаня и установил, что их снеговая линия находится немного выше, чем в Альпах. Ученым доказана бессточность озера Иссык - Куль, а также его тектоническое происхождение. За большие научные заслуги к фамилии ученого добавлено название горной системы. А горный хребет, высокий пик в Центральной Азии названы его фамилией. Например, в Центральном Тянь - Шане есть ледник Семенова.
Ш. Уалиханов (рассказ учащегося)
В 1856 - 1859 годы по поручению Российского Географического общества казахский ученый - просветитель Ш. Уалиханов совершил путешествие во внутренние районы Центральной Азии. Сначала ученый прошел части горной системы Тянь - Шань в Казахстане и Средней Азии, побывал на побережье Иссык - Куля и отправился далее в Кашгарию. Шокан прошел тайком под видом торговца шесть городов Кашгарии и вернулся, собрав множество старинных книг, этнографических ценных изделий, образцов горных пород. Казахский исследователь описал места своего пребывания, начертил карты пройденного им маршрута.
Работа с учебником.
Заполните таблицу, используя текст учебника:
Исследователь
Исследуемая территория
Н. М.Пржевальский
Истоки рек Хуанхэ и Янцзы, пустыни горные хребты, установил местоположение блуждающего озера Лобнор, описал новые виды животных, в том числе дикая лошадь Пржевальского
Петр Петрович Семенов - Тянь-Шаньский
Горы Тянь-Шань, исследовал озеро Иссык-Куль, доказал, что оно бессточное
Ш.Уалиханов
Внутренние районы Центральной Азии, часть горной системы Тянь - Шаня в Казахстане и Средней Азии, побережье Иссык - Куля.
4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы)
1.Какова площадь материка Евразия? (53,3 млн.км²)
2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия? (пустыня Тар)
3.Сколько океанов омывает Евразию? (4)
4.На каком полуострове расположено Мертвое море?
(на северо - западе Аравийского полуострова)
5.Самое большое озеро на материке? (Каспийское море)
6.В каких горах расположен пик Хан - Тенгри? (в Тянь - Шанских)
5.Кроссворд.
Вопросы для кроссворда
1.Крайняя точка на западе материка Евразия. /Дежнева
2. Где выпадает наибольшее годовое количество осадков земном шаре? /Черапунджи
3.«Блуждающее озеро» природные условия, которого описал Н.М.Пржевальский. /Лобнор
4.Самое низкое место земного шара. /Мертвое
5.Крайняя точка материка на востоке /Рока
6.Самое глубокое озеро на земном шаре? /Байкал
7.Казахский ученый - просветитель совершивший путешествие во внутренние районы Центральной Азии? /Уалиханов
8.Крайняя точка на севере Евразии /м. Челюскин
9.В каких горах расположена самая высокая точка в мире? /Гималаи
10.Где зарегистрирована самая низкая температура на материке Евразия? /Оймякон
11.Как фамилия ученого, который 15 лет занимался исследованием Центральной Азии?
/Пржевальский
6. Итоги урока: оценивание
Оценки
7. Домашнее задание: §14 (читать, пересказывать), ответить письменно на вопросы 1, 2, 3.
4