Статья «Из опыта работы с одарёнными детьми»

«Системный подход – ключ в работе с одаренными детьми» - статья, которая является путеводителем в работе с одаренными детьми по учебному предмету география. На уроках в процессе обучения проявляются способности каждого ребёнка, и предмет география не является исключением. В статье описываются основные критерии для определения одаренности ребёнка. Кратко изложен материал из опыта работы (формы и методы работы с одаренными детьми). Рассматриваются возможные направления урочной и внеурочной работы ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Системный подход - ключ в работе с одаренными детьми».

Валькова Галина Николаевна,

МБОУ «Агинская СОШ №1», учитель географии,

[email protected]

Одаренным называют ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На уроках в процессе обучения проявляются способности каждого ребёнка, и предмет география не является исключением. Уже с первых уроков я провожу диагностику, анкетирование обучающихся на предмет их одаренности. Важно найти в каждом ребенке его сильную сторону и дать ему возможность проявить её, поверить в свои силы и почувствовать вкус успеха. Только тогда у учащихся появляются интерес и мотивация к познанию.

Основными критериями, которыми я пользуюсь для определения одаренности, являются:

  1. Оригинальность мышления (такие ребята выдвигают новые неожиданные идеи, имеют нестандартный подход к решению вопросов и задач);

  2. Любознательность (ребенок, который стремится к познанию, изучению и исследованию окружающего мира);

  3. Способность к прогнозированию (ребята с хорошо развитым воображением, интуицией, способные анализировать);

  4. Высокая концентрация внимания (такого ученика невозможно отвлечь от дела и он занимается им длительное время);

  5. Прекрасная память (ребенок хорошо запоминает цифры, факты и др.);

  6. Повышенный интерес к «трудным» задачам (таким ребятам скучны задания с единственно правильным ответом);

  7. Способность к оценке (это качество обеспечивает самоконтроль, уверенность ребенка в себе, в своих способностях и определяет этим его самостоятельность).

После того, как определена группа одаренных ребят по предмету, нахожу «точки роста» для каждого индивидуально. Учитывая особенности каждого обучающегося, предлагаю им попробовать свои силы в олимпиадном движении по географии (от школьного уровня до всероссийского) либо принять участие в учебно-исследовательской деятельности.

Высокие результаты участия обучающихся в олимпиадах и мероприятиях, связанных с представлением учебно-исследовательской деятельности, свидетельствуют о правильном выборе методов и способов работы с одаренными детьми.

Главное при подготовке к олимпиаде - заинтересованность ребят, поэтому необходимо включить элементы подготовки в уроки и во внеурочную работу. Как известно, победителем олимпиады по географии может стать только школьник, хорошо ориентированный в разных областях этой науки. Для того чтобы решить эту задачу, я не разбиваю учащихся по классам, а провожу работу с одной разновозрастной группой (желательно не более 10-12 человек). Такая совместная работа имеет ряд преимуществ:

  1. Развитие коммуникативных и организаторских навыков.

  2. Возрастание объема, сложности и глубины материала (отобранный учителем материал одновременно прорабатывается со всеми участниками).

  3. Экономия времени (немаловажный фактор в работе учителя).

Занятия с группой обучающихся провожу после уроков в определенный день. Главной задачей ставлю - воспитание лидерских качеств (с учетом типологии личности ребенка по классификации Роберта Рома). На занятиях отрабатываем материал олимпиадных заданий различного уровня (использую личный архив материалов). Для развития кругозора, мышления и памяти решаем олимпиадные задания прошлых лет. Применение мною информационных технологий, повышает познавательный интерес обучающихся, часто переходящий в учебно-исследовательскую деятельность по конкретным темам.

Учебно-исследовательскую работу учащихся организую на основе изучения краеведческого материала, воспитывая тем самым, патриотические, нравственно-эстетические чувства и формируя экологическую культуру школьников.

При организации учебно-исследовательской деятельности рекомендую учитывать следующие важные, на мой взгляд, моменты:

  1. Выбор формы проведения занятий (лучший вариант - кружковая или клубная работа).

  2. Выбор темы исследования (учитывать актуальность, новизну, практическую значимость данного исследования).

  3. Выбор методического обеспечения (помочь ученику не только четко понять и сформулировать цели и задачи работы, выбрать необходимую литературу, оборудование для исследования, но и вывести его на понимание конечного результата, выбрать вместе с ним методику проведения исследования).

  4. Учет возрастных особенностей (учащиеся 5-8 классов с большей охотой выполняют работы, связанные с историческим краеведением, этнографией, экологией, а старшеклассников интересуют работы, связанные с расчетами, опытами, лабораторными исследованиями).

Работая с одаренными детьми необходимо проводить рефлексию, совместно обсуждая и отмечая, что было удачно и над чем еще нужно поработать.

Закончить свою статью хочу цитатой из книги Эрики Ландау «Одаренность требует мужества»…



© 2010-2022