Методическая разработка урока Распределение солнечного тепла и света на Земле (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Е.П.,

учитель географии

МБОУ гимназии №15 г. Костромы

Тема урока: Распределение солнечного тепла и света.


Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах неравномерного распределения тепла и света на поверхности Земли.

Задачи:

  • Обучающие: выяснить причины неравномерного распределение солнечного тепла и света на Земле; познакомиться со знаменательными датами Земли; выяснить значение слов «Тропик», «Полярный круг».



  • Развивающие: развивать умение учащихся анализировать и обобщать полученные знания, применять их, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в парах и индивидуально, прислушиваясь к мнению других ее членов, и др.)



  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимовыручки, воспитать чувство сопереживания, ответственности, формировать умение работать в классном коллективе, формирование коммуникационной культуры ученика



  • Выяснить причины вызывающие смену времен года

  • Развивать умения учащихся определять горные породы.

  • Продолжать развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навык сжатого изложения информации.

  • Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к географии.

  • Воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, воспитывать бережное отношение к природе и к её красоте минерального мира.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.
Методы обучения:
• по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), видеоиллюстративные, практические (выполнение заданий);
• по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Технологии: игровое обучение, информационно-коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Форма проведения: парная, индивидуальная, взаимопроверка.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.


Ход урока

Актуализация знаний:

Утро, рассвет, восход солнца все эти слова вызывают только положительные эмоции. На ум сразу приходят самые светлые и добрые воспоминания. Пожалуй, мало найдётся на свете людей, которых бы не радовало теплое утреннее солнышко. Ведь начало каждого дня это своего рода рождение новой жизни, как всегда восходит солнце, поднимается всё выше и выше, даря нам своё тепло и радость. (слова произносятся под небольшой видеофрагмент восхода Солнца)

Каждый ряд получает свое заданий: первый ряд читает стихотворение «Времена года» А.Кузнецовой, второй ряд рассматривает слайд с иллюстрациями Полярный день и Полярная ночь, третий ряд анализирует научные факты.

Задание у всех одинаковое: объясните, что происходит с солнечным светом и теплом на нашей планете? (тепло и свет неравномерно распределены по поверхности планеты) Молодцы, наша сегодняшняя тема урока «Распределение солнечного тепла и света». Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Почему свет и тепло неравномерно распределены по поверхности земли? Есть ли какая-то закономерность в этом распределении) Открываем тетради и записываем тему нашего сегодняшнего урока.

Повторение пройденного материала:

Для различных участков земли характерны различные климатические условия, т.е. различные типы климатов и погод. Давайте вспомним чем характеризуется климат. А чем погода и найдем их принципиальное отличие. На слайде перечислены характеристики климата и погоды, найдите соответствие и запишите свои ответы на листочках, не забудьте их подписать. А теперь поменяйтесь своими листочками с соседом по парте и зеленой ручкой сделайте взаимопроверку с помощью следующего слайда. Верните листочки хозяину, посмотрите на ошибки, которые вы допустили или нет, и передайте на первые парты, я их просмотрю и оценю.

Изучение нового материала.


Итак, Солнце - что это? (звезда, раскаленный газовый шар, которых во вселенной великое множество). Оно остается загадкой для нас, как и 1000 лет назад, хотя кое-что мы о нем знаем. Что? (находится в центре Солнечной системы, вокруг него вращаются планеты, в том числе и планета Земля.)

А теперь, т.к. мы жители Земли, что мы знаем о Земле? (она вращается вокруг своей собственной оси за 24 часа - сутки, вокруг Солнца за 365 дней - год)


Давайте попробуем её изобразить используя шаблоны на Ваших столах и нанесем известные нам условные линии и точки. (ось наклона, северный полюс, южный полюс, экватор) Одновременно рисуется и заполняется схема на доске с помощью ребят.

1. Итак, наша планета имея определенный наклон, вращается вокруг Солнца. Я предлагаю Вам очень внимательно сейчас посмотреть, как это происходит, обратите Ваше внимание на положение Земли.

Смотрим видеофрагмент о вращении Земли вокруг Солнца.

2. После просмотра видеофильма идет работа с географическим конструктором. Ребята попробуйте с помощью конструктора выстроить схему вращения Земли вокруг Солнца найдя 4 основных положения Земли.

Чем будут отличаться эти положения? (Смена времен года на Земле зависит от положения Земли вокруг Солнца)

3. Давайте эти положения Земли схематично зарисуем в нашей тетради.

4. Этим 4 положения ещё соответствуют четыре знаменательные даты. Давайте досмотрим наш видеофрагмент и подпишем название этих удивительных дней.

22 июня - День летнего Солнцестояния

22 декабря - День зимнего Солнцестояния

23 сентября

21 марта - День осеннего и весеннего Равноденствия

Используя описания этих дней попробуйте определить какому дню они соответствуют.

5. Ну что же мы выяснили, что смена времен года зависит от положения Земли вокруг Солнца, но что же конкретно происходит, что так меняет облик нашей Земли?

Давайте посмотрим на слайд и попробуем объяснить это. (Солнечные лучи расходящиеся в стороны абсолютно одинаковы, но падают на Землю под разными углами, одни - падают под наклоном, а другие - отвесно. В этом случае говорят о том, что Солнце находится в зените.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Знаю, что многие из Вас увлекаются таким видом спорта как футбол, даже девочки. Одна их российских футбольных команд города Санкт-Петербурга носит название «Зенит», я предлагаю вам небольшую футбольную разминку:

Футболисты потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись,

Ручками похлопали, ножками подергали,

Вправо, влево наклонились

И на место возвратились.

Так почему же питерская футбольная команда взяла именно такое название «Зенит», если затрудняетесь, то в помощь с. 130, рисунок 85. - название рисунка. (всегда находящиеся на высоте) Давайте попробуем составить определение:

ЗЕНИТ - это самое высокое положение Солнца над горизонтом (записать в тетрадь)

7. Вернемся к рисунку. Посмотрите внимательно, по обе стороны от экватора есть ещё две необычные линии параллельные экватору и отмеченные 22 июня и 22 декабря, что это за линии, на которых Солнце раз в год находится в зените? ( рисунок 84, стр.129) (северный тропик и южный тропик). Наносим эти условные линии на нашу схему, дополняя её.

Давайте сформулируем определение, что такое тропик?

(ТРОПИК - это параллель(23,5 с. и ю.ш.), над которой Солнце бывает в зените один раз в год.)

Заштриховать на схеме на доске расстояние между тропиками красным цветом.

8. Давайте вспомним как называются крайние точки Земли. (северный и южный полюс).Посмотрите как освещены полюса в течение года, по очереди. (22 июня круглые сутки светло. А 22 декабря - круглые сутки темно) У нас остались ещё две интересные параллели по обе стороны от экватора, недалеко от полюсов. (северный и южный полярный круги). С помощью текста учебника с .130 со 2 абзаца, составьте определение термина ПОЛЯРНЫЙ КРУГ - это …(параллель (66,5 с. и ю.ш.), на которой Солнце не скрывается за горизонтом.) Чем ближе к полюсам от полярных кругов, тем больше продолжительность полярного дня или полярной ночи - может длиться от 1 дня до полугода.

Заштриховать на схеме на доске расстояние от полюсов до полярных кругов.

9. Посмотрите на схему, что у нас получилось? (земля разделилась на полоски) Эти полосы называются пояса освещенности.

Что будет границей между поясами освещенности? (полюса, полярные круги и тропики)

Средний самый жаркий, т.к. получает больше всего тепла - тропический, крайние самые холодные - полярные, посередине - умеренные.

Подведение итогов урока.

На каждую парту выдается набор разрезанных карточек и файл, на карточках написаны слова, из которых нужно составить вывод урока. помещая карточки в файл слева направо. Если все выполнено правильно, то на другой стороне файла складывается цельное изображение какого-либо времени года.

Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного сегодня на уроке. И нам остается только подвести итог:

Сегодня на уроке мне …

До начала урока я думал(а), что..., а теперь знаю …

Меня особенно удивило …

Было бы хорошо, если бы...

Домашнее задание.

П.31, до с.131, выучить определения - на «3»;

Приготовить научную гипотезу: «Что произойдет с нашей планетой, если она будет вращаться вокруг Солнца в два раза быстрее» - на «4» или «5»


Оценки за работу на уроке с комментарием.































ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА




«Распределение солнечного света и тепла на Земле»





1. Степанова Елена Павловна

2. МБОУ гимназия 15 города Костромы

3. Учитель географии

4. География: начальный курс

5. 6 класс

6. Тема курса: «Атмосфера», номер урока по календарно-тематическому планированию - 32, в теме «Атмосфера» - 7.

7. Базовый учебник: География: начальный курс. 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова - М.: Дрофа, 2013.



Приложение к плану-конспекту урока

«Распределение солнечного тепла и света на Земле»



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.



2.

3.

4.

5.

6.

«Движение Земли».



«Восход Солнца»

«Солнце в зените»

«Полярный день и полярная ночь в Мурманске.

«Земля и Солнце»

«Падения лучей Солнца»:

Географическая обучающая модель

иллюстрация

иллюстрация

иллюстрация

изображение

изображение

fcior.edu.ru/card/22586/dvizhenie-zemli.html либо

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86e89d71-2634-48c6-a126-9b022ba91b13/block_2_1.swf

picstopin.com/120/sunrise-dual-monitor-wallpapers-download-/http:%7C%7Cwww*wallpaperpicture*net%7Cimages%7Csunrise-dual-monitor*jpg/

900igr.net/datai/astronomija/Solntse-3/0007-011-A-v-zenite-Solntse-byvaet-tolko-v-predelakh-tropicheskogo-teplovogo.jpg

mplmurmansk.ru/node/1737

2.bp.blogspot.com/-t6ie-jeTDWM/UEUmJfp-6vI/AAAAAAAAGJI/g5ZLDRcML0s/s640/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F+%D0%B8+%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5.jpg

dekan.ponim.ru/pars_docs/refs/840/839090/839090_html_m2f3c5803.png



© 2010-2022