• Преподавателю
  • География
  • МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивация обучения на уроках и во внеурочной деятельности через развитие творческих способностей обучающихся в изучении географии


Акопян М.В., МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва»,

Макаренко А.А., МБОУ СОШ №48



Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом, такой как география. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На наш взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. В ходе работы над проблемой были выявлены следующие противоречия: с одной стороны, отсутствие интереса к географии, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету; а с другой стороны, традиционной системой построения образовательного процесса, которая, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал. Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как следствие, качество образования. Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности. Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, а также общественно - научные практики.

Задачей учителя в рамках стандартов ФГОС является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующие методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим требованиям:

- пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

-стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;

- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;

  • развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;

  • формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.

Работая по проблеме повышения мотивации на уроках географии, ставили задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, "мозговой штурм", постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

Одним из способов формирования мотивации учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии. Проблемная ситуация - позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Так, практические работы, в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации, где требуются практические усилия. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). Художественные - неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия. А поставленные проблемные ситуации решаю несколькими способами:

1. Первый способ решения: сюда отношу случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта.

2. Второй способ решения: к нему отношу такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.

3. Третий способ решения: заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.

Нестандартные уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Например, дидактические игры: "Найди половинку", "Составь слово", "Справочное бюро", "Третий лишний", "Заочное путешествие", "Географические диктанты", "Заморочки из бочки", "Туристическое агентство "По странам и континентам", "Угадай" и т.д.

Игры не только позволяют повысить мотивацию учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат - все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов - с использованием PowerPoint.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как - формируют стойкий интерес к предмету: формируют практические умения и навыки; помогают разнообразить деятельность обучающихся; яркие впечатления надолго остаются в памяти.

География - это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Воронежская область является одним из уникальных регионов России, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных, природных объектов памятников, предоставляющих огромный интерес:1335-единиц включены в культурное наследие Воронежской области, в том числе 721 - памятник археологии. В списках особо охраняемых природных территорий воронежской области находится 97 памятников природы и 3 Государственных природных заповедника: Воронежский Государственный биосферный заповедник; Хоперский государственный заповедник, Музей - заповедник Дивногорский . Территория памятников природы расположена на площади 4,4 тысячи гектаров. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, а также развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

- познавательные навыки и способность к самообразованию;

- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

- целеустремленность и настойчивость;

- способность взять на себя инициативу и ответственность;

- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

- коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации. Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные. Для определения результативности опыта были выделены критерии: успеваемость и качество знаний обучающихся; отношение учащихся к изучению географии; уровень мотивации учения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом "Генжер", 2004. - 80с.

  2. Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 141с.

  3. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).

  4. Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 6).

  5. Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 96с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 7).

  6. Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу "География России". 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с. ("География в школе. Библиотека журнала". Вып. 8).



© 2010-2022