Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Слайд 1



Образование должно быть

наполнено новым качеством и содержанием.

(Из Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы)


Слайд 2

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ - знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой - только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Боксеру ставят удар, певцу - голос. Наша задача - развивать логическое мышление.

Слайд 3

Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:

Слайд 4

1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность

Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Например, Слайд 5

«Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу - подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное - аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие - воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить - пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?»-такие задания лучше всего решать в группе

2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения.

Слайд 6

Для этого я использую релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы.

3 направление: взаимообучение+ социализация.

Слайд 7

Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся.

Слайд 8

4 направление - работа с дискретным текстом - Слайд 9

в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например,

Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.

Слайд 10

В последние годы в практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы. Так, при изучении особенностей климата Северной Америки, учащиеся, используя прием моделирования, создают под руководством учителя новую для них карту, на которой отражена зависимость климата Северной Америки от климатообразующих факторов. На основе созданной, на контурной карте модели учащиеся могут объяснить особенности климата любой территории материка, раскрыть причинно-следственную связь между всеми элементами, характеризующими климат.

Слайд 11

Учащиеся с желанием выполняют творческие задания, большая половина их вместо стандартного выполнения предложенных заданий стараются выполнять задание необычно. Поэтому в основу подготовки учебного занятия были положены принципы занимательности и система творческих заданий, т.к. они способствуют развитию личности.

Слайд 12

Специфика современного понимания качества такова, что качество результатов образования (как одной из составляющих его качества) рассматривается как компетентность школьников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях.

Такая компетентность может быть сформирована только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.

В учебнике географии 9 класса представлены к каждому изучаемому разделу в задания в формате ПИЗА, поэтому нет необходимости составлять задания учителю. Задания даны по уровню сложности. Учащиеся могут выполнить данные задания либо на уроке, либо в качестве домашнего задания. Например,

Слайд 13, 14

В последние годы в задания ВОУД и ЕНТ включены вопросы на развитие логики и функциональной грамотности. Для решения этих проблем была разработана методика, нацеленная на расширение географического кругозора учащихся, на формирование особого географического мышления в рамках подготовки к ЕНТ. Так при подготовке учащихся к ЕНТ, использую задания на развитие логического мышления учащихся, ситуативные задания, например, разгадывание анаграмм, шагослов, ребусов, кроссвордов.

Так в игре «Белая ворона» необходимо из набора понятий, терминов, слов, которые относятся к одному признаку, найти исключение.

Слайд 15, 16

Уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Слайд 17

Естественно-научная функциональная грамотность -

«… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».

Слайд 18,19

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Слайд 20,21

Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

Слайд 22,23

Спасибо за внимание!

Слайд 24



© 2010-2022