Проектная деятельность на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?

Философские споры о сущности бытия и его связи с сущностью обучения оставим философам. Обсудим конкретные вопросы педагогики: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. Этот путь так же универсален, как и дифференцирован, и в силу этого - часто неосознан. Многие освоили его небезызвестным «методом проб и ошибок», набив немало шишек и множество раз наступив на грабли. Мы все понимаем, в школе нужно учить детей другими способами, а что мы можем предложить?

Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? Вам лично было нужно когда-нибудь? На уроках географии изучаем законы географической зональности. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Сильно сомневаюсь. Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания. В требованиях к выпускникам средней школы перечислены не только знания, но и умения, которыми они должны овладеть. Выпускники должны уметь читать, писать, говорить (в том числе и на иностранных языках!), считать, анализировать информацию, представленную в форме таблиц или диаграмм, петь, рисовать, плавать и много еще чего… Из этого многообразия навыков трудно выбрать действительно важные. Что важнее - петь, писать или считать? Древние греки не противопоставляли эти умения, они говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

  • Метод проектов в представлении многих - сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

  • Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе

  • не было учителей, способных работать с проектами;

  • • не было разработанной методики проектной деятельности;

  • • чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

  • • «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

  • • отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

  • В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

  • В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект?

  • Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») - 1) технические документы - чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту - проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать - 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

  • Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

  • Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

  • Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением» .

  • Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками (или выпускниками) в условиях независимой экспертизы.

  • Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новой программе PISA.

  • Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированная Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD) , определяет уровень знаний, получаемых учащимися различных стран в средних школах, и степень их подготовленности к активному включению в жизнь общества. Эта программа является примером научно-педагогического исследования, основная задача которого - анализ реальных результатов и, по-возможности, извлечение из них точных выводов, помогающих скорректировать систему образования в соответствии с насущными потребностями. Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.

  • По итогам этих исследованиях выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации…

  • Результаты нашей молодежи в этом исследовании вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям» . Россия заняла 28 место (точнее, 27-29 место, так как нужно учитывать возможное высшее и низшее положение страны с вероятностью 95%) из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией. Победителями стали ученики из Финляндии, (вслед за ними, заметно обгоняя Россию - Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Корея, Великобритания, Япония, Швеция, Австрия, Бельгия, Исландия, Норвегия, Франция, США, Дания, Швейцария, Испания, Чешская Республика, Италия, Германия, Лихтенштейн, Венгрия, а уступают только - Люксембург, Мексика и Бразилия). В списке лидеров немало стран, активно использующих проекты в обучении.

  • Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

  • Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

  • «Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества» .

  • Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы», каждый ученик по окончании школы должен знать и владеть методами проектной деятельности.

Главная задача школьного образования - не только знакомство ученика с основами различных наук, но и воспитание человека-гражданина, который, овладев «знаниями-умениями-навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями. Какой тип человека современности и ближайшего будущего будет успешен и востребован, сможет активно участвовать в общественной и производственной жизни современного общества? Пожалуй, вот те качества и способности необходимые для этого: предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения как самостоятельно, также и в группе, умение творчески относится к выполнению поставленной задачи, желание постоянно учиться новому. Для воспитания этих качеств и развития необходимых способностей, для того чтобы не отставать от требований времени, современному учителю необходимо использовать разнообразный арсенал учебных приемов и технологий. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. По своей сути он является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний». Применение проектной деятельности, активных форм обучения на уроках географии с 6 по 11 классы и во внеклассной деятельности позволяет учителю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития учащихся, но и приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и других проблем современной жизни.

Характерной стороной современного урока географии является организация предметно-практической деятельности, в процессе которой формируются определенные программой по предмету обязательные умения. Метод проектов полностью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, главное из которых - осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. Достижение действительно творческого результата практически невозможно без грамотно организованного процесса обучения. Чтобы получить качественные проекты старшеклассников, необходимо начинать работу по проектной деятельности с начального курса обучения географии. В процессе работы над учебным проектом учащиеся создают новое знание, которого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания и общие учебные и предметные умения.

По типологии, предложенной Е.С. Полат, выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации и обязательным представлением. Он может быть представлен различными вариантами - от письменной работы, до публичного выступления перед аудиторией. В связи со своими возрастными особенностями шестиклассникам нравится быстро получать осязаемый результат своего труда. Им может стать информационный проект «Вверх по Волге по реке» или «Вниз по Волге по реке». Целью проекта может стать сбор информации о природных и антропогенных объектах на берегах Волги. Работу над такими учебными проектами учащиеся могут выполнять как по группам, так и индивидуально. Учащиеся старших классов могут выполнять более разнообразные и сложные проекты по формам представления результата - от лекций для младших школьников, до презентаций.

  • Учебный проект. 8-9 класс.

  • Тема «Волжские просторы».

  • Информационный проект.

  • Цель проекта: выявить возможности развития туристической деятельности в пригородной зоне города Балаково.

  • Задачи проекта:

  1. Сбор информации о природных, климатических, гидрологических особенностях долины реки Волги в окрестностях города Балаково.

  2. Анализ хозяйственной деятельности человека в Балаковском районе, выявление предприятий, загрязняющих окружающую среду и сбрасывающих отходы в Волгу.

  3. Рассмотрение наиболее приемлемых вариантов туристической деятельности в долине реки Волги и выявление объектов культурного и исторического значения в городе Балаково.

Ход работы над проектом.

Учащиеся выполняют работу по группам и ведут дневники, где фиксируют собранную информацию, указывают источник получения информации и использованную литературу.

Каждая творческая группа отрабатывает материал по двум направлениям: возможность развития туристической деятельности в данном районе и причины, препятствующие этому.

Для выполнения проекта можно использовать материалы краеведческого и исторического музеев города, а также привлекать к выполнению работы родителей, работающих на градообразующих предприятиях города.

Результаты работы представляются в виде творческого отчета групп или презентации, разработки туристических маршрутов или буклетов и т.д.

Данный вид работы позволяет оценивать промежуточный результат.

А также появляется прекрасная возможность изучать родной край в гораздо большем объеме, чем это предполагается в рамках общеобразовательной программы. Краеведческие учебные проекты позволяют не только получать больше знаний по географии родного края, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости и любви к «малой Родине».

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Такая работа, как правило, требует больше времени, но она может стать научным исследованием. Проект включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обязательное обсуждение полученных результатов.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Например, макет полярной станции, выставка гербария растительности района, выставка рисунков и т.д. К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести: проекты следствий хозяйственной деятельности человека, проекты создания новых объектов, проекты освоения территорий и др.

Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания и особенности изложения материала, будет включать вопросы аудитории и особенности обращения к ней.

При определении темы творческого проекта в наибольшей степени требуется учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Форма представления может быть различной, но очень важно не загружать учащихся лишней работой: громоздкими описаниями, ненужным, излишним оформлением.

Примером творческого проекта может стать концертная программа, посвященная Волге. В музыкальном и поэтическом творчестве различных авторов существенное место занимают произведения, посвященные Родному краю, в частности Волге, и учащиеся 5-6 классов с удовольствием примут участие в работе по подбору информации и подготовке концертной программы. Творческие проекты могут быть кратковременными, например, сочинение-миниатюра «Тайна древних камней».

По мнению многих специалистов, метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

Федорова И.Н. Учитель географии МАОУ «Гимназия №1»

© 2010-2022