Авторская рабочая программа по географии 6 класс

Рабочая программа по географии 6 класс. Классическая линия учебников.  Сведения об учебной программе:   данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.   Сведения об используемом пособии: 1.       Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010-2014гг. 2.       Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. – ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура рабочей программы

по географии в 6 классе.



  1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы по географии.

  2. Пояснительная записка:

  • Общая характеристика предмета география.

  • Цели и задачи образования.

  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.

  • Сведения об используемом учебном пособии.

  • Место и роль учебного предмета география.(количество часов в неделю и год, условия компенсации потери учебного времени и др)

  1. Содержание учебного предмета география:

  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

  • Указания планируемых результатов на базовом уровне.

  • Система оценки планируемых результатов.

  • Структура изучаемого предмета география.

  • Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса.

  1. Цели изучения предмета география (курса).

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся ( «Знать/понимать», «Уметь»)

  3. Календарно-тематическое планирование.

  • № раздела и темы урока.

  • Название раздела, темы урока по географии в 6 "А", 6 "Б" классах.

  • Домашнее задание.

  • Количество часов.

  • Вид учебной деятельности.

  • Дата проведения урока.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Печатные пособия.

  • Экранно-звуковые пособия.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Натуральные объекты.

  • Демонстрационные пособия.



Нормативно-правовые документы,

обеспечивающие реализацию рабочей программы

по географии.


  • ФЗ «Об образовании»;

  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);

  • примерные (типовые) учебные программы, рекомендованные (допущенные) Минобрнауки России;

  • федеральный базисный учебный план;

  • Примерный учебный план Ростовской области;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

  • Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • Положение о рабочих программах ,учебных курсов и дисциплин муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 первомайского района города Ростова-на-Дону ( утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 13.01.2012г. №8);

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону (утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 15.01.2010г. №5);

  • Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 31.03.2011г. №76);

  • годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №18 на 2014-2015 учебный год утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 26.08.2014г. №221);

  • примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.






Пояснительная записка.


Общая характеристика предмета география:

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы - первый по географии. Поэтому в "Требованиях к под­готовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при­меры, определять, описывать и реже - объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требо­вания, если учащиеся подготовлены к этому.

Цели и задачи образования:

главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Сведения об учебной программе:

данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.

Сведения об используемом пособии:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2010-2014гг.

  2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2014г.

  3. Контурная карта. Физическая география, начальный курс. 6 класс. - М.: Дрофа, 2014г.

  4. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.: ВАКО,-2014г.

Место и роль предмета в базисном учебном плане:

предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 36 учебных часов для обязательного изучения географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 36 часов. Количество часов: всего 6а класс- 36 часов, 6б класс - 34 часа; в неделю 1 час. Плановых контрольных уроков 4, практических работ 6.





















Содержание учебного предмета география.

ВВЕДЕНИЕ

География - наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Раздел I. Земля-планета Солнечной системы.

Земля - планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна - спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Раздел I I. Источники географических знаний.

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. Географические модули: план и карта.

План местности. Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Географическая карта. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Раздел III. Природа Земли и человек.

Тема 1. Земная кора и литосфера.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора - внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 2. Гидросфера

Вода на Земле - как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода - раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан - основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части - полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их - проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Тема 3. Атмосфера

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 4. Биосфера

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Тема 5. Земля - планета людей

Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизи­тельно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Населённые пункты. Государства на карте мира.

Человек и природа. Человек как часть природы; его хозяйственная де­ятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Раздел IV.Обобщение географических знаний.

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболоч­ки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную де­ятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на приро­ду, ее использование, изменение.











Указания планируемых результатов на базовом уровне.

1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река - рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и от­крытий.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

- географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

- особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).










































Система оценки планируемых результатов.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» - ответ полный, правильные, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельной, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»- ответ не дан.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка за умение работать с картой

и другими источниками географических знаний.


Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1»- отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка «1»- отсутствие умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Структура изучаемого предмета география (36 часов)

раздела


Наименование разделов

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы


Введение.

2


1

1.

Земля- планета Солнечной системы.

1



2.

Источники географических знаний.

6

1

1

3.

Природа Земли и человек.

24

3

4

4.

Обобщение географических знаний.

3 (1)



ИТОГО

36 (34)

4

6

* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды - это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя.






















Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 - го класса:

Тема "План и карта"

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Части света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема "Литосфера"

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема "Гидросфера"

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема "Человечество на Земле"

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.









Цели изучения предмета география.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой - внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Программа реализует межпредметные связи с курсами природоведения, окружающим миром, экологией.


Специфика предмета:

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.










Требования к уровню подготовки обучающихся.

  • освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
























Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Практические работы

Контрольные работы


Дата проведения урока

класс

6б класс



ВВЕДЕНИЕ



1

1

Что изучает география?

§1



2

2

Развитие географических знаний о Земле.

§2

Пр.раб.№1 Определение по контурной карте маршрутов великих путешественников и первооткрывателей.




Раздел 1. Земля-планета Солнечной системы.



3

1

Земля-планета Солнечной системы.

§3





Раздел 2. Источники географических знаний.





Тема 1. Географические модули: план и карта.



4

1

План местности. Условные знаки. Масштаб.

§4, 5



5

2

Ориентирование на местности и по плану. Компас. Азимут.

§6



6

3

Изображение неровностей земной поверхности. Составление плана местности. Изображение высот и глубин на географических картах.

§7, §8

§14



7

4

Глобус.Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.

§9, §10

§11



8

5

Географические координаты (широта, долгота)

§12, 13

Пр.раб.№2 Определение по картам географических координат. Обозначение на контурной карте местоположения своего населённого пункта по географическим координатам.


9

6

Контрольная работа №1 "План и карта"


К.р.№1 "План и карта"



Раздел 3. Природа Земли и человек.





Тема 1. Земная кора и литосфера.



10

1

Строение Земли. Свойства земной коры и породы, слагающие земную кору.

§16, §17



11

2

Движение земной коры, вулканы и горячие источники.

§18, §19



12

3

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

§20



13

4

Равнины суши. Рельеф дна морского океана.

§21, §22

Пр.раб. №3 Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.


14

5

Контрольная работа №2 "Литосфера"


К.р. №2 "Литосфера"



Тема 2. Гидросфера.



15

1

Что такое гидросфера. Мировой океан и его части.

§23, §24



16

2

Свойства и движения вод Мирового океана.

§25, §26, §27



17

3

Воды суши. Подземные воды.

§29



18

4

Реки.

§30

Пр.раб.№4 Определение географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер течения, использование человеком.


19

5

Озёра.

§31



20

6

Ледники и искусственные водоёмы.

§32, §33



21

7

Контрольная работа №3 "Гидросфера"


К.р.№3 "Гидросфера"



Тема 3. Атмосфера.



22

1

Атмосфера. Строение атмосферы. Атмосферное давление.

§35, §38



23

2

Температура воздуха. Ветер.

§36 , §37

§39



24

3

Водяной пар и облака.

§40



25

4

Атмосферные осадки.

§41



26

5

Погода и климат.

§42, §43

Пр.раб. №5 Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построения графика (по материалам календаря погоды).


27

6

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

§44, §45



28

7

Контрольная работа № 4 "Атмосфера"


К.р. №4 "Атмосфера"



Тема 4. Биосфера.



29

1

Распределение организмов. Природные зоны Земли.

§46, §47



30

2

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва - как особое природное образование, типы почв.

§48, §49



31

3

Природный комплекс, воздействие человека на природный комплекс. Географическая оболочка Земли.

§50





Тема 5. Земля - планета людей.



32

1

Численность населения Земли. Расовый состав.

§51, §52



33

2

Населённые пункты. Государства на карте мира. Человек и окружающая среда.

§53, 54, §55

Пр.раб.№6 Определение положения государств на материке; нанесение на контурную карту государств, названных в теме, их столиц и определение географических координат.


34

1

Обобщение географических знаний.



35

2

Обобщение географических знаний.



36

3

Обобщение географических знаний.



Итого: 6а класс- 36 часов, 6б класс - 34 часа.

Материально-техническое обеспечение.

Портреты

Набор «Путешественники»

Таблицы

Строение атмосферы.

Классификация горных пород.

Карты мира

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Гербарий

Гербарий растений природных зон России

Транспаранты

Горы и равнины

Образование подземных вод

Понятие о природном комплексе

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

План и карта

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

Компас ученический

Модели

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)

Коллекция горных пород и минералов

Коллекция полезных ископаемых различных типов

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов


© 2010-2022