Географическое краеведение Новгородской области

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности для 7-8 классов общеобразовательных учреждений

«Географическое краеведение Новгородской области»


Пояснительная записка.


Программа внеурочной деятельности «Географическое краеведение Новгородской области» составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования обучающихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Курс «Географическое краеведение Новгородской области», рекомендованный для изучения в 7-8 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география - одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности обучающегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов.

Краеведение - междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих занятиях то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие обучающихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения - всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

  • изучить особенности природы Новгородской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;

  • выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;

  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

  • оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Новгородской области;

  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

  • развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Новгородской области;

  • развивать и стимулировать познавательные интересы обучающихся к краеведению и географии;

  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.


Общая характеристика учебного предмета.


Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география - одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение - междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Новгородской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми обучающимися.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 7-8 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Новгородской области:

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Новгородской области). Представление о Новгородской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Новгородской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Новгородской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; - умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Новгородской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

- использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Новгородской области» в 7-8-х классах являются следующие умения:

- понимать роль различных источников краеведческой информации;

- знать особенности природы, населения, хозяйства Новгородской области:

- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Новгородской области;

- определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

- приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Новгородской области;

- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Новгородской области;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение объектов в Новгородской области;

- работать со статистическими данными;

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Новгородской области.

Содержание учебного предмета. 7 класс

1. Введение в краеведение (6 часов).

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия.

Тема 3. Топонимы Новгородской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.

Тема 5. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Новгородской области, гербы городов Новгородской области, флаги.

Тема 6. Обобщающее занятие по разделу «Введение в краеведение».

2. Знакомство с Новгородской областью (2 часа).

Тема 7. Новгородская область. Географическое положение Новгородской области, общие сведения о Новгородской области, формирование территории области.

Тема 8. История изучения Новгородской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Новгородской края.

3. Геологическая история и строение территории Новгородской области (5 часов).

Тема 9. Геологическая история Земли. Как формировалась Земля, древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна мезозоя и кайнозоя.

Тема 10. Геологическая история Новгородской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Тема 11. Геологическое строение Новгородской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема 12. Полезные ископаемые Новгородской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Новгородской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

Тема 13. Обобщающее занятие по разделу «Геологическая история и строение территории Новгородской области».

4. Рельеф Новгородской области (6 часов).

Тема 14. Общие особенности рельефа Новгородской области. Формирование рельефа, рельеф Новгородской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Тема 18. Характеристика рельефа г. Старая Русса и Старорусского района.

Тема 19. Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Новгородской области».

5. Климат Новгородской области (7 часов).

Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 21. От чего зависит климат Новгородской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Тема 22. Климат Новгородской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Новгородской области.

Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Тема 25. Климат г. Старая Русса и Старорусского района.

Тема 26. Обобщающее занятие по разделу «Климат Новгородской области».

6. Внутренние воды Новгородской области (8 часов).

Тема 27. Реки Новгородской области. Основные сведения о реках Новгородской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Тема 28. Полисть и Порусья.

Тема 29. Озёра и болота Новгородской области. Происхождение озер, озера Новгородской области, болота. Озеро Ильмень.

Тема 30. Подземные воды Новгородской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Новгородской области, ограниченность ресурсов подземных вод. Старорусские минеральные воды, курорт «Старая Русса».

Тема 31. Значение и охрана внутренних вод Новгородской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 32. Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Новгородской области».

7. Почвы Новгородской области (6 часов).

Тема 33. Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.

Тема 34. Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва - живая и неживая. Почвы Новгородской области.

Тема 35. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв, охрана почв

8 класс


1. Флора и фауна Новгородской области (7 часов).

Тема 1. Географическая зональность.

Тема 2. Растительный покров Новгородской области. Растительность Новгородской области, леса.

Тема 3. Животный мир Новгородской области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 4. Природные комплексы Новгородской области.

Тема 5. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Тема 6. Растительность и животный мир Старорусского района.

Тема 7. Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир Новгородской области».

2. Население Новгородской области (5 часов)

Тема 8. Население Новгородской области. Численность населения Новгородской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Тема 9. Заселение территории Новгородской области. История заселения Новгородской области, этнический состав современного населения.

Тема 10. Населённые пункты Новгородской области. Городское и сельское население Новгородской области.

Тема 11. Население г. Старая Русса и Старорусского района.

Тема 12. Обобщающее занятие по теме «Население области».

3. Экономика Новгородской области (7 часов).

Тема 13. Экономика Новгородской области. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.

Тема 14. Промышленность. Машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Новгородской области.

Тема 15. Сельское хозяйство. Растениеводство и животноводство Новгородской области.

Тема 16. Транспорт, связь, строительство. Транспорт, связь, строительство и другие отрасли хозяйства Новгородской области.

Тема 17. Образование и культура. Наука, образование, культура в Новгородской области.

Тема 18. Хозяйство Старой Русса и Старорусского района

Тема 19. Обобщающее занятие по теме «Хозяйство Новгородской области».

4. Экологические проблемы Новгородской области (4 часа)

Тема 20. Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки, антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы.

Тема 21. Экологические проблемы Новгородской области. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Новгородской области.

Тема 22. Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Новгородской области, создание охраняемых территорий, заповедники и заказники Новгородской области

Тема 23. Обобщающее занятие «Экологические проблемы Новгородской области».

5. Достопримечательности Новгородской области

Тема 24. Достопримечательности Новгородской области. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Новгородской области.

Тема 25. Памятники природы Новгородской области.

Тема 26. Города Новгородской области. Великий Новгород. Достопримечательности Великого Новгорода.

Тема 27. Боровичи.

Тема 28. Валдай. Валдайский заповедник. Достопримечательности Валдая.

Тема 29. Др. города Новгородской области.

Тема 30-34. Старая Русса. Характеристика Старой Руссы Достопримечательности Старой Руссы

Тема 35. Повторение по курсу краеведение за 7-8 классы.

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения географии Новгородской области ученик должен знать:

- основные особенности топонимов Новгородской области, что такое геральдика и генеалогия;

- особенности географического положения области, историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;

- геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь;

- виды внутренних вод области, крупнейшие реки, озера;

- особенности климата Новгородской области;

- главные виды почв, встречающихся в области;

- особенности фауны и флоры;

- особенности современного населения области и его формирования;

- главные черты экономики Новгородской области;

- экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;

- крупные города и основные достопримечательности области.

Уметь:

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением области, особенностями ее хозяйства.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами.


© 2010-2022