Программа курса «География Свердловской области»

Разработка школьного курса поможет преподавателю расширить знания детей по географии Свердловской области. визнаНо программы состоит в последовательном и целена­правленном проведении в школьную географию региона идей гу­манизации, социологизации и экологизации, пронизывающих со­временную географическую науку, и идей личностно-ориентиро­ванного обучения. Все это существенно меняет образователь­ные цели, содержание и технологию обучения по предмету. Ключевой категорией содержания программы выступает по­нятие геокультурное пространство региона, которое включает два взаимосвязанных смыслообразующих приз...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа школьного курса «География Свердловской об­ласти» разработана на основе концепции регионализации обще­го образования Свердловской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и нацио­нально-регионального компонентов стандарта школьного геогра­фического образования, а также с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Новизна программы состоит в последовательном и целена­правленном проведении в школьную географию региона идей гу­манизации, социологизации и экологизации, пронизывающих со­временную географическую науку, и идей личностно-ориентиро­ванного обучения. Все это существенно меняет образователь­ные цели, содержание и технологию обучения по предмету.

Ключевой категорией содержания программы выступает по­нятие геокультурное пространство региона, которое включает два взаимосвязанных смыслообразующих признака:

- региональное географическое пространство как сово­купность отношений между географическими объектами, рас­положенными на конкретной территории и развивающимися во времени;

- культура, которая как социальный феномен развивает­ся в конкретном географическом пространстве, приобретает качественные особенности и, становясь сущностным элемен­том этого пространства, влияет на его развитие.

Понятие «геокультурное пространство региона» фиксирует пространственную взаимосвязь культуры с другими элементами географического пространства. В современных условиях эти взаимосвязи являются достаточно интенсивными, сложными и многоаспектными. Различные элементы культуры входят практически во все географические образования, превращая их в геокультурные: природно-территориальные комплексы включают антропогенные (культурные) ландшафты; территориальные хозяйст­венные комплексы полностью состоят из элементов материаль­ной культуры; территориальные общности людей выступают в ка­честве носителей социально-культурной деятельности.

Таким образом, понятие «геокультурное пространство» озна­чает, что культура (материальная, духовная, соционормативная) теснейшим образом связана с территорией, на которой она раз­вивается, с ландшафтом этой территории, ее природно-ресурсным потенциалом и представляет собой элемент географического про­странства. Геокультурное пространство - это форма существова­ния геокультурных пространственно-временных систем, разви­вающихся и функционирующих на конкретной территории.

Геокультурное пространство, как составная часть географи­ческого пространства, обладает рядом свойств:

1. Структурность, проявляющаяся как в компонентном ас­пекте (включает территорию с сформировавшимися на ней гео­культурными элементами), так и в территориальном аспекте (ка­ждое пространство сугубо индивидуально и неповторимо, то есть нигде на Земном шаре не существует двух одинаковых геокуль­турных пространств).

2. Системность. Геокультурное пространство есть резуль­тат устойчивых связей между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность, комплексность, ус­тойчивость и автономность.

З. Динамичность. Образующие геокультурное пространство элементы и связи между ними подвержены структурным и функ­циональным изменениям. Динамичность есть результат нераз­рывной связи пространства и времени.

Теоретическое представление о геокультурном пространст­ве, реализующее гуманистические и социокультурные идеи со­временной географической науки, послужило научной основой для разработки программного содержания регионального курса «География Свердловской области». Свердловская область в этой связи рассматривается как целостное региональное гео­культурное пространство и одновременно как часть общероссий­ского и глобального географического пространства.

Кроме идей современной географической науки программа ориентирована на идеи личностно-развивающего обучения, что усиливает гуманистическую и социокультурную линии в ее со­держании. Личностно-развивающее обучение предполагает соз­дание условий для самоопределения, саморазвития личности, для осмысленного учения и в конечном итоге способствует со­циализации личности школьника.

Идеи личностно-развивающего обучения реализуются через следующие научно-педагогические принципы:

Принцип природосообразности осуществляется на осно­ве изучения естественной географической среды региона. Этот принцип ориентирует учащихся подросткового возраста на осознание красоты, ценности природы своего края, на по­нимание разносторонних связей человека с природой. В соот­ветствии с принципом природосообразности у подростка необ­ходимо культивировать определенные этические установки на отношение к окружающей природе, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Это способст­вует развитию ценностно-оценочного отношения ребенка к са­мому себе и к другим людям, к естественно-географической среде, освоению способов бесконфликтного поведения по от­ношению к ней.

Принцип социализации личности. Социализация - это про­цесс освоения и воспроизводства человеком социального опыта, норм, ценностей, ролей. В пределах региона человек вступает во взаимодействие со средой, которая представляет собой совокуп­ность природно-, экономико- и социально-географических условий его жизнедеятельности. Одновременно все эти условия образуют среду социализации жителей региона. Региональная география, география места проживания в качестве учебной дисциплины по­могает учащимся видеть окружающий мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного и профессионального пути. К числу социальных ролей, которые ученик осваивает, изу­чая географию своего региона, можно отнести следующие: я - жи­тель, я - работник, я - гражданин, я - исследователь. Мысленное или реальное проживание этих ролей способствует развитию у уча­щихся таких общественно значимых качеств, как социальная от­ветственность и социальная компетентность.

Принцип культуросообразности осуществляется через не­прерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, в том числе и через содержание регионального геокультурного пространства, включающего элементы материальной, духовной, поведенческой культуры и менталитет конкретного социума, ко­торый определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе.

Кроме перечисленных принципов при разработке содержа­ния программы использовались и такие принципы, как историче­ский, проблемный, типологический, экологический и другие.

Таким образом, принятая авторами ориентация на идеи личностно-ориентированного обучения усиливает образователь­ную ценность научного географического знания, позволяет соот­носить особенности геокультурного пространства Свердловской области с формами самоопределения и саморазвития личности.

Образовательная цель курса - сформировать у учащихся це­лостное представление о геокультурном пространстве Свердлов­ской области, закономерностях его существования и развития. Та­кое целостное представление во многом определяет реальное поведение человека в окружающей географической среде, в конкрет­ных ситуациях жизнедеятельности, развивает способность противо­стоять разрушительным, деструктивным процессам, поддерживать прогрессивные, созидательные тенденции, способствует развитию социальной компетентности молодых жителей региона.

Региональный курс «География Свердловской области» ор­ганически связан с содержанием федерального курса школьной географии, особенно с географией для 8-10 классов. Программа регионального курса составлена таким образом, что основные научно-теоретические положения, практико-ориентированные, развивающие компоненты, ценностные основания, а также требования федерального уровня к географической подготовке уча­щихся преемственно развиваются на региональном уровне. В результате курс «География Свердловской области» вносит су­щественный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования, которая заключается в формировании у подростков целостной географической картины мира как составной части ноосферы.

Цель курса определяет его общеобразовательные и пред­метные задачи.

Общеобразовательные задачи:

1. Обеспечить личностно-развивающий характер образова­ния, создать условия для ценностного социокультурного опреде­ления и саморазвития личности.

2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных, межличностных отношений, становлению ответст­венного поведения по отношению к природной, социокультурной среде, к другим народам, этносам и их ценностям.

3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, иссле­довательских способностей обучаемых, удовлетворять и разви­вать их образовательные потребности в познании и преобразо­вании геокультурного пространства региона.

4. Развивать гибкость мышления и поведения как условие непрерывного общего и профессионального образования и само­образования, объективно необходимых при развитии рыночной экономики и наукоемких производств.

Предметные задачи:

1. Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном регионе, субъекте Россий­ской Федерации и мирового (глобального) географического про­странства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

2. Развивать представление о регионе как о сложном гео­культурном пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение позна­ния человеком взаимосвязей природных, экономических, соци­альных, демографических, этнографических, культурологических, геоэкологических явлений в регионе.


© 2010-2022