- Преподавателю
- География
- Программа курса «География Свердловской области»
Программа курса «География Свердловской области»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щепкова С. . |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа школьного курса «География Свердловской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Свердловской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а также с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведении в школьную географию региона идей гуманизации, социологизации и экологизации, пронизывающих современную географическую науку, и идей личностно-ориентированного обучения. Все это существенно меняет образовательные цели, содержание и технологию обучения по предмету.
Ключевой категорией содержания программы выступает понятие геокультурное пространство региона, которое включает два взаимосвязанных смыслообразующих признака:
- региональное географическое пространство как совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени;
- культура, которая как социальный феномен развивается в конкретном географическом пространстве, приобретает качественные особенности и, становясь сущностным элементом этого пространства, влияет на его развитие.
Понятие «геокультурное пространство региона» фиксирует пространственную взаимосвязь культуры с другими элементами географического пространства. В современных условиях эти взаимосвязи являются достаточно интенсивными, сложными и многоаспектными. Различные элементы культуры входят практически во все географические образования, превращая их в геокультурные: природно-территориальные комплексы включают антропогенные (культурные) ландшафты; территориальные хозяйственные комплексы полностью состоят из элементов материальной культуры; территориальные общности людей выступают в качестве носителей социально-культурной деятельности.
Таким образом, понятие «геокультурное пространство» означает, что культура (материальная, духовная, соционормативная) теснейшим образом связана с территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории, ее природно-ресурсным потенциалом и представляет собой элемент географического пространства. Геокультурное пространство - это форма существования геокультурных пространственно-временных систем, развивающихся и функционирующих на конкретной территории.
Геокультурное пространство, как составная часть географического пространства, обладает рядом свойств:
1. Структурность, проявляющаяся как в компонентном аспекте (включает территорию с сформировавшимися на ней геокультурными элементами), так и в территориальном аспекте (каждое пространство сугубо индивидуально и неповторимо, то есть нигде на Земном шаре не существует двух одинаковых геокультурных пространств).
2. Системность. Геокультурное пространство есть результат устойчивых связей между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность, комплексность, устойчивость и автономность.
З. Динамичность. Образующие геокультурное пространство элементы и связи между ними подвержены структурным и функциональным изменениям. Динамичность есть результат неразрывной связи пространства и времени.
Теоретическое представление о геокультурном пространстве, реализующее гуманистические и социокультурные идеи современной географической науки, послужило научной основой для разработки программного содержания регионального курса «География Свердловской области». Свердловская область в этой связи рассматривается как целостное региональное геокультурное пространство и одновременно как часть общероссийского и глобального географического пространства.
Кроме идей современной географической науки программа ориентирована на идеи личностно-развивающего обучения, что усиливает гуманистическую и социокультурную линии в ее содержании. Личностно-развивающее обучение предполагает создание условий для самоопределения, саморазвития личности, для осмысленного учения и в конечном итоге способствует социализации личности школьника.
Идеи личностно-развивающего обучения реализуются через следующие научно-педагогические принципы:
Принцип природосообразности осуществляется на основе изучения естественной географической среды региона. Этот принцип ориентирует учащихся подросткового возраста на осознание красоты, ценности природы своего края, на понимание разносторонних связей человека с природой. В соответствии с принципом природосообразности у подростка необходимо культивировать определенные этические установки на отношение к окружающей природе, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Это способствует развитию ценностно-оценочного отношения ребенка к самому себе и к другим людям, к естественно-географической среде, освоению способов бесконфликтного поведения по отношению к ней.
Принцип социализации личности. Социализация - это процесс освоения и воспроизводства человеком социального опыта, норм, ценностей, ролей. В пределах региона человек вступает во взаимодействие со средой, которая представляет собой совокупность природно-, экономико- и социально-географических условий его жизнедеятельности. Одновременно все эти условия образуют среду социализации жителей региона. Региональная география, география места проживания в качестве учебной дисциплины помогает учащимся видеть окружающий мир таким, каков он есть, сделать правильный выбор жизненного и профессионального пути. К числу социальных ролей, которые ученик осваивает, изучая географию своего региона, можно отнести следующие: я - житель, я - работник, я - гражданин, я - исследователь. Мысленное или реальное проживание этих ролей способствует развитию у учащихся таких общественно значимых качеств, как социальная ответственность и социальная компетентность.
Принцип культуросообразности осуществляется через непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, в том числе и через содержание регионального геокультурного пространства, включающего элементы материальной, духовной, поведенческой культуры и менталитет конкретного социума, который определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе.
Кроме перечисленных принципов при разработке содержания программы использовались и такие принципы, как исторический, проблемный, типологический, экологический и другие.
Таким образом, принятая авторами ориентация на идеи личностно-ориентированного обучения усиливает образовательную ценность научного географического знания, позволяет соотносить особенности геокультурного пространства Свердловской области с формами самоопределения и саморазвития личности.
Образовательная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Свердловской области, закономерностях его существования и развития. Такое целостное представление во многом определяет реальное поведение человека в окружающей географической среде, в конкретных ситуациях жизнедеятельности, развивает способность противостоять разрушительным, деструктивным процессам, поддерживать прогрессивные, созидательные тенденции, способствует развитию социальной компетентности молодых жителей региона.
Региональный курс «География Свердловской области» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии, особенно с географией для 8-10 классов. Программа регионального курса составлена таким образом, что основные научно-теоретические положения, практико-ориентированные, развивающие компоненты, ценностные основания, а также требования федерального уровня к географической подготовке учащихся преемственно развиваются на региональном уровне. В результате курс «География Свердловской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования, которая заключается в формировании у подростков целостной географической картины мира как составной части ноосферы.
Цель курса определяет его общеобразовательные и предметные задачи.
Общеобразовательные задачи:
1. Обеспечить личностно-развивающий характер образования, создать условия для ценностного социокультурного определения и саморазвития личности.
2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных, межличностных отношений, становлению ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде, к другим народам, этносам и их ценностям.
3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, удовлетворять и развивать их образовательные потребности в познании и преобразовании геокультурного пространства региона.
4. Развивать гибкость мышления и поведения как условие непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно необходимых при развитии рыночной экономики и наукоемких производств.
Предметные задачи:
1. Сформировать системное представление о Свердловской области как географически целостном регионе, субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнографических, культурологических, геоэкологических явлений в регионе.