Календарно-тематическое планирование 5 класс

Программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования РФ от 17.12.2010г. № 1897,  а также в соответствии с рекомендациями  авторской программы   по географии для 5 -9 классов общеобразовательных учреждений, автор-составитель: Е.М.Домогацких, М., «Русское слово», 2012.Рабочая программа по географии построена на основе:·         фундаментального ядра содержан...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»



Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»

объединения гуманитарного цикла

_____________Т.Р. Фарберова

_________________________________

_________________________________

Протокол №______________________

Протокол № _____________________

Приказ № __________________

« ___ » _______________________2014

« ____» ______________________2014

« _____» ________________2014



Рабочая программа

по учебному предмету

«География»

5 класс


2014-2015 учебный год


Составитель:



Ханжина Г.А.,

учитель географии




г. Нижневартовск

2014




Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета, курса

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  7. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  2. Приложение:

- практическая часть рабочей программы

- алгоритм работы с текстом

- отчет по экскурсии

- требования к проектной работе








  1. Пояснительная записка


Программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897, а также в соответствии с рекомендациями авторской программы по географии для 5 -9 классов общеобразовательных учреждений, автор-составитель: Е.М.Домогацких, М., «Русское слово», 2012.

Рабочая программа по географии построена на основе:

  • фундаментального ядра содержания общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образователь­ной программы основного общего образования, представлен­ных в Федеральном государственном образовательном стандар­те основного общего образования;

  • примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

  • программы развития и формирования универсальных учеб­ных действий;

Основные цели и задачи обучения географии:

  1. Ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  2. Формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  3. Формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  4. Сформировать знания о географических оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  5. Формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Программа данного курса подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени образования.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение географии в 5 классе в количестве 35 часов (35 часов из инвариантной части Учебного плана)


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Метапредметные умения:

  1. Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  2. Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  3. Выявлять причинно-следственные связи;

  4. Определять критерии для сравнения факторов, явлений;

  5. Выслушивать и объективно оценивать другого;

  6. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

  1. Осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации;

  2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  3. использование географических умений: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  4. использование карт как моделей: определять по карте местоположение географических объектов.

Личностные:

  1. Понимать смысл своей действительности;

  2. определять роль результатов выдающихся географических открытий;

  3. использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  4. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


  1. Содержание учебного предмета, курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Первый тематический раздел «Наука география» (2ч.) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела - «Земля и ее изображения» (6ч)- сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» (14ч.) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также в разделе рассматривается вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (10ч.) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» (3ч.) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Раздел, название темы, интегрированных курсов регионального, профориентационного и других направлений


Кол-во

часов

Дата


УИТМ

ИКТ

Основные виды учебной деятельности





5а 5б


1

2

3

4 5

6

7


8

9


Раздел 1. Наука география. (2ч.)

1

География как наука. Методы географических исследований.

1





Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

2

Источники географических знаний.

1





Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений

Раздел 2. Земля и её изображение (6ч.)

3

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена.

1





Формирование представлений о форме Земли

4

Форма, размеры и движения Земли.

1





Формирование представлений о форме и движениях Земли, а также об их географических следствиях

5

Глобус - модель Земли. Географическая карта и план местности.

1





Формирование представлений об изображениях земной поверхности

6

Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.

1





Формирование представлений об изображениях земной поверхности

7

Компас. Ориентирование на местности.

1





Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

8

Контроль знаний по теме «Земля и её изображение»

1





Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами


Раздел 3. История географических открытий (14ч.)

9

Путешествия первобытного человека.

1





Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

10

Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики»

1





Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности

11

Плавания финикийцев вокруг Африки.

1





Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морских народов

12

География древней Греции. Путешествие Пифея.

1





Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию

13

Географические открытия викингов.

1





Формирование представлений о возможности совершения европейцами путешествий в Азию

14

Путешествие Марко Поло.

1





Формирование представлений об открытии морского пути в Индию

15

Хождение за три моря.

1





Формирование представлений о путешествии Афанасия Никитина

16

Жизнь и деятельность Христофора Колумба.

1





Формирование представлений об открытии Америки

17

Первое кругосветное плавание.

1





Формирование представлений о возможности совершения кругосветного путешествия

18

Поиски неизвестной Южной Земли.

1





Формирование представлений об открытии Австралии

19

Русские путешественники и исследователи на северо-востоке Азии

1





Формирование представлений об открытии Антарктиды

20

Русские кругосветные экспедиции.

1





Формирование представлений о русских путешественниках-первооткрывателях

21

Открытие Антарктиды.

1





Формирование представлений о русских путешественниках-первооткрывателях, совершивших кругосветное путешествие

22

Контроль знаний по теме «История географических открытий»

1





Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Раздел 4. Путешествие по планете Земля. (10ч.)

23

Мировой океан.

1





Формирование представлений о природе Мирового океана

24

Части Мирового океана.

1





Формирование представлений о частях Мирового океана

25

Характеристика океанов

1





Формирование представлений о природе океанов

26

Моря и их виды.

1





Формирование представлений о морях и их видах

27

Движения воды в океане.

1





Формирование представлений о движениях воды в океанах

28

Течения.

1





Формирование представлений о течениях

29

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1





Формирование представлений о взаимодействие океана с атмосферой и сушей

30

Значение Мирового Океана для природы и человека.

1





Формирование представлений о значении Мирового Океана для природы и человека.

31

Особенности природы и населения материков Земли.

1





Формирование представлений о Особенности природы и населения материков Земли.

32

Контроль знаний по теме «Путешествие по планете Земля»

1





Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Раздел 5. Природа Земли (3ч.)


33

Что такое природа.

1





Формирование представлений о природе Земли

34

Природные объекты.

1





Формирование представлений об оболочках Земли

35

Географическая оболочка Земли и её части.

1





Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами


  1. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя:

1. Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для

5 класса общеобразовательных учреждений.

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких,

Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,

А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.

5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

Литература для обучающихся:

Учебник:Е.М. Домогацкий, Э.Л. Веденский « География. Введение в географию» 5 класс - М.»Русское слово», 2012

А.А. Плешаков и Н. И. Сонин Рабочая тетрадь по географии, 5 класс.

Мультимедийное приложение к учебнику «Природоведение», 5 класс.

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

1.

Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса географии: тесты, карточки и тд.

2.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник.

  1. Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.

  2. Интерактивная модель Солнечной системы.

3.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

Видеофильмы

2

Фрагментарный видеофильм «Христофор Колумб»

3

Фрагментарный видеофильм «Фернан Магеллан»

4

Фрагментарный видеофильм «Геродот»

5

Фрагментарный видеофильм «Эратосфен»

6

Фрагментарный видеофильм «Джеймс Кук»

7

Фрагментарный видеофильм «Открытие Антарктиды»

Гербарии

1

Гербарий культурных растений.

2

Гербарий деревьев и кустарников.

Коллекции

1.

Коллекция горных пород.

2.

Коллекция полезных ископаемых

Мультимедиа

1.

Мультимедийный компьютер. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

2.

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

3.

МФУ

4.

Гигрометр психический.

5.

Мультимедиа проектор

6.

Интерактивная доска

7.

Модель теллурия


8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать (понимать)

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • приводить примеры географических объектов;

  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).


Приложение № 1

Практическая часть рабочей программы

пп

Название работы

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Развитие речи






2

Контрольные работы:






- стартовая контрольная работа

1




1

- тематические контрольные работы

1


1

1

3

- контрольная работа в рамках промежуточного контроля


1



1

- контрольная работа в рамках итоговой аттестации




1

1

3

Зачет






4

Учебные экскурсии




1

1

5

Проектные работы


1


1

2




















Приложение № 2

Алгоритм работы с текстом

I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.

V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.

VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое - это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";

Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило - основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение - 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? Как? Какова главная идея? Основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.










Приложение № 3

Отчет по экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:_____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы



2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)

Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Ф. И./________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка: _________(______________) / Ф. И.О./________________/









Приложение № 4

Требования к проектной работе

Проектная деятельность - это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех - четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.




























© 2010-2022