- Преподавателю
- География
- Урок - путешествие на тему Небо и небесная сфера
Урок - путешествие на тему Небо и небесная сфера
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фисенко С.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок - путешествие.
Тема: « Небо и небесная сфера. Небесные светила. Видимые движения светил. Понятие созвездие. Значение звёздного неба в истории человечества».
Цель: сформировать понятие « точки и линии небесной сферы», « небесные светила», « созвездие», объяснить причины видимых движений небесных тел и изменение вида звёздного неба, научить различать небесные тела; формировать практические навыки умение наблюдать за звёздным небом, развивать наблюдательность ; воспитывать эстетическое восприятие неба, прививать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, предварительным заданием.
Оборудование: звёздное небо, учебник, тетради, видеоматериалы с интернет- ресурсов.
Ожидаемые результаты: ученики открывают для себя новые понятия , усовершенствуют свою природно - научную лексику, научаться применять новые знания на практике.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
II.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Звёздное небо! Наверное , нет человека , которого не впечетляла бы его утончённое совершенство, его красота и таинственность. Не зря давние греки дали всему звёздной Вселенной название космос , что означает - украшение. А в нём столько странного! Изучение нового раздела , что имеет название « Вселенная» поможет нам объяснить некоторые чудеса. С использованием ИКТ. Просмотр видео.
III.Актуализация опорных знаний и умений.
Приём « Разорванные пословицы.
По звёздам светит в небе
Не одна звезда корабли ходят
Когда входит солнце то полная , то на ущербе
Жизнь как луна тускнеют звёзды
IV.Изучение нового материала
-
Видимые движения светил. Рассказ учителя.
В своё время М. Коперник высказался с восхищением : « …что может быть прекраснее небосвода , который вмещает в себя всё прекрасное ?». Размышляя над строением звёздной Вселенной , философ Аристотель утверждал: « Вселенная - совершенна , а поэтому сферическая , потому что сфера - единственная совершенная фигура». Согласно его расчётам ,радиус Вселенной , то есть расстояние до сферы звёзд , должна быть в 9 раз больше , чем расстояние от Земли до Солнца, а Земля , по его представлению , занимает центральное положение в Вселенной , однако « все тяжёлые предметы направляются к центру Земли , поскольку любое тело направляется к центру Вселенной , то Земля должна находиться неподвижно в этом центре». Правда , другой известный грецкий философ Демокрит , а ближайший к нашему времени Г.Галилей доказывали противоположное: « Вселенная - безграничная , звёзды находятся на разных расстояниях от Земли, но эта разница на взгляд не воспринимается , поэтому и кажется что звёзды располагаются на внутренней поверхности некоторой сферы». Это , оказалось действительно так! Сегодня мы знаем , что нет сферы над нашими головами , знаем, что звёзды очень далеко от нас , и понятие небесной сферы осталось , потому , что оказалось очень удобным при изучении видимых движений светил и определении их взаимного расположения на небе.
-
Небесная сфера
Для изучения звёздного неба и удобства ориентирования человека создали небесную сферу - модель звезеного неба. Её можна представить в виде огромного глобуса , похожого на глобус Земли , но расматривается она изнутри. Центр небесной сферы совпадает с глазом каждого отельного наблюдателя.
-
Приём « Словарная работа»
Небесная сфера - это представленная сфера довольного радиуса , в центре которой находится наблюдатель и на котором спроектировано все светила так , как он видит их определённый момент времени с определённой точки пространства.
Как и на земном глобусе , на небесной сфере можно нарисовать воображаемые линии и определённые точки , что даёт возможность ввести систему небесных координат. Прежде всего на небесной сфере выделяют полюса мира на небесный экватор. В отличии от географических полюсов , что реально существуют , небесные полюса - это не точки. Вселенная безгранична , поэтому небесный полюс - это направление. Кроме видимого суточного движения в следствии вращения Земли вокруг оси , в котором берут участия все светила , существует собственно перемещение по небесной сфере объектов Солнечной системы с разными периодами. В результате этого перемещения их по разному видно на небосводе в разные календарные даты и они периодически появляются в разных участках звёздного поднебесья. За год Земля совершает один оборот по орбите вокруг Солнца , поэтому для наблюдения Солнца собственное годовое движение на тле созвездий.
-
Викторина « Звёздное небо».
Учитель вешает на доску нарисованное небо с планетами, перед этим изготавливает звёзды с вопросами. Дети по очереди вытягивают звёзды , отвечают на вопросы , а потом вешают звёзды на небо.
- Что такое небесная сфера?
- Что выделяют на небесной сфере?
- За какое количество времени Земля совершает одно вращение по орбите вокруг Солнца ?
- Что доказал Галилей?
- Почему продолжает своё существование понятие « небесная сфера»?
Приём « Стихотворные рядки»
Откуда у нас на небе
Рыбы, близнецы, ведмеди?
Лебедь расправляет перья
Это всё звёздные ( Созвездья).
-
Созвездия . Рассказ учителя.
Вы, наверное , смотрели на облака на небе и видели в них какие та предметы, фигуры животных. Так древние астрономы с большим воображением соединяли звёзды линиями и получали определённые фигуры. Самой древней считают карту с 800 звёзд, составленную китайским учёным Ши Шеном в 4 в.н.э.
-
Приём « Словарная работа»
Созвездие - это участок звёздного неба с определённым размещением на ней ярких звёзд , выделена для удобства ориентирования на небесной сфере и определения звёзд.
-
Физкультминутка
Мы весёлые мартышки , мы играем громко слишком
Все ногами топаем и руками хлопаем
Надуваем щёчки , скачем на носочках
Дружно прыгнем к потолку
Пальчик поднесём к виску
И друг , другу даже язычки покажем,
Как скажу я слово три , все с гримасами замри.
Раз, два, три.
-
Предварительное задание учеников.
-
Звёзды в мифологии ( Иванова С., Пожарский А., Горбунова Т.)
-
Значение звёздного неба в истории человечества ( Мищенко П., Щерба Д.)
-
Игра « Найди созвездия».
-
Учитель раздаёт детям 12 созвездий на одном листе , потом демонстрирует все созвездия отдельно. Задание учеников подписать созвездия самостоятельно.
V.Проверка и усвоения знаний.
5.1Приём « Микрофон»
1.Что такое небесная сфера?
2. Почему звёзды двигаются по небу?
3. Связаны ли в пространстве звёзды одного созвездия?
4. Что такое созвездие?
5. Назови зодиакальные созвездия.
VI. Домашнее задание : индивидуальное
VII. Ожидаемые результаты.