НПК Демографический портрет школы

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ

МКУ Управление образования

МО «Джидинский район»


МБОУ «Зарубинская основная общеобразовательная школа»




НПК «Шаг в будущее»





НПК Демографический портрет школы



ФИ автора: Решетникова Алёна

ученица 9 класса

ФИО руководителя: Решетникова М.В., учитель географии

МБОУ «Зарубинская ООШ»



2016 год

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………. .3

II. Основная часть…………………………………………………………………… 4

1.Демографические понятия…………………………………………………………. 4

2. Демографическая ситуация в школе……………………………………………… 4

2.1 Динамика численности учащихся за последние 5 лет……………….. ..4

2.2 Половой состав учащихся школы……………………………………….. 6

2.3 Возрастной состав учащихся школы……………………...…………….. 7

2.4 Этнический состав учащихся школы………………………………….. .. 8

3. Это интересно……………………………………………………………………… 8

III. Заключение………………………………………………………………….. .. 9

IV. Список использованной литературы………………………………........... 10

Приложение





I. Введение

В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь. После изучения терминов задались вопросами: Как демографические проблемы страны отражаются на демографической ситуации моего села и школы? Исходя из данных по динамике численности учащихся, предположить, какие меры целесообразно применять для того, чтобы как можно дольше просуществовала наша школа, а значит и наше село? Чтобы ответить на эти вопросы мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы, и его изменения во времени.

Цель исследования: Изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и предположить прогноз на будущее.

Задачи:

1. Изучить терминологию по вопросу демографии.

2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Собрать и обработать информацию.

5. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.

Методы:

1. Анализ литературных и интернет источников.

2. Анкетирование.

3. Систематизация и обобщение.

4. Сравнение и сопоставление.

5.Фотография

Объект исследования:

учащиеся школы села Зарубино

Предмет исследования: Влияние современных проблем страны на демографическую ситуацию нашей школы.

Гипотеза: Зная демографическую ситуацию нашей школы, мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей, а также можно планировать воспитательную работу с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.

II. Основная часть.

  1. Демографические понятия:

Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселения населения). (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).

  1. Демографическая ситуация школы.

Для составления демографического портрета нашей школы нам нужно изучить численность учащихся школы за последние 5 лет, половозрастной и этнический состав учащихся.

2.1. Динамика численности учащихся за последние 5 лет.

Чтобы проследить динамику численности учащихся за последние 5 лет, нам пришлось обратиться к директору школы и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицы.

Численность учащихся школы

2010-2011г

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014г

2014-2015г

2015-2016г

2016-2017

перспектива

Всего учащихся

38

33

42

43

33

42

45





Изучив данные, мы получили следующее: за пятилетний период (2010-2015гг.) количество учащихся постепенно увеличивается. (см. Приложение №1). Нас заинтересовали эти результаты, и мы решили сравнить данные численности населения села, с данными о рождаемости и смертности за последние 5 лет. Для этого мы обратились за статистическими данными в администрацию «Дырестуйского» поселения

Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:


Население

(чел.)

Смертность

Рождаемость

Естественный прирост

2011

362

4

4

0

2012

345

3

5

2

2013

311

8

5

-3

2014г.

285

6

5

-1

2015г.

263

5

4

-1

Итого:

263

27

23

-4

Из таблицы видно, что население села убывает. Естественный прирост 3 человека.

Скорее всего, это объясняется следующими причинами:

-в селе происходит постепенное старение населения, возрастает количество людей пожилого возраста.

- выпускники после школы покидают село с целью получения высшего образования в столице и других крупных городах России;

- часть населения мигрирует по причине поиска более оплачиваемых мест

Чтобы изучить ситуацию в школе мы разработали анкету «Демография. Семья» для 9 класса

Анкета «Демография. Семья»

Пол__________________

Возраст_______________

1. Сколько детей было в семье бабушки?, прабабушки? (дедушки, прадедушки)

-Сколько детей было в семье твоей мамы? (папы)__________________________________

-Сколько детей в вашей семье?_________________________________________________

-В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак?__________________________________

-В каком возрасте вы хотели бы иметь детей?_____________________________________

-Сколько бы вы хотели иметь детей? ___________________________________________
2. Должна ли семья быть многодетной? (сколько детей)____________________________

3. Как вы понимаете термин демография?______________________________________

4.Что по вашему нужно сделать чтобы решить проблему демографического
кризиса?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что по вашему должно делать государство в решении этой проблемы?________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Вопросы анкеты помогают проследить динамику количества детей в семьях различных поколений и прогнозировать динамику численности населения страны в целом. Всего было опрошено 6 учащихся 9 классов.

Ответы девятиклассников распределились следующим образом:

У 3 из 6 учеников у прабабушки было 5 детей, у 2 - 4 ребёнка, у 1 - 3.. Ни у одной прабабушки не было менее 2 детей.

У бабушек одноклассников:. 7 детей было у одной бабушки, у 3 бабушек было 4 ребёнка, у 1 - 3, у 1 - 2. Следовательно, даже у бабушек девятиклассников было более 2 детей.

В настоящее время у 6 учеников в семье 1 ребёнок у 1 ученика, 2 детей у 1 ученика, 3 ребёнка у 2 детей, и лишь у двоих девятиклассников в семье оказалось 5 детей.

На вопрос: «Сколько бы вы хотели иметь детей?» 5 человек ответили 2, 1 человек - лишь один ребёнок. Никто из детей не хотел иметь трое и более детей.

Исходя из полученных результатов, количество детей в семьях уменьшается, что является основной тенденцией для всего населения России. А это значит, что процесс уменьшения численности населения страны в настоящее время неизбежен.

Вступить в брак девятиклассники планируют в возрасте от 20 до 25 лет, а иметь детей в возрасте от 22 до 30 лет. В последнее время стало модно рождать детей в более позднем возрасте, но родить здорового ребенка становится труднее. Поэтому у молодых людей, которые хотят завести ребенка в возрасте 35 лет и старше, могут возникнуть проблемы с деторождением.


  1. Половой состав учащихся школы села Зарубино

Классы

0

2

3

5

7

9

Итого

М

8

4

3

6

4

4

29

Ж

3

3

4

0

1

2

13

ИТОГО: 11 7 7 6 5 6 42

Половой состав учащихся школы села Дырестуй

классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

М

7

10

12

2

5

10

5

8

7

8

74

Ж

3

8

9

7

6

3

9

7

9

6

67

Полученные данные соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 20 годам. Количество мальчиков и девочек хорошо просматривается на диаграмме. Анализ таблицы показал: сегодня в школе учатся 29 мальчик и 13 девочки. (см. Приложение №2). Преобладание количества мальчиков над девочками осуществляется за счёт: 0 класса (2008-2009гр), 5 класса (2004гр), 7 класса (2002гр), 9 класса (2000гр). Мы сравнили наши данные с данными школы села Дырестуй этих годов рождения. В 2009, 2004, 2000 годах среди новорожденных села Дырестуй тоже преобладали мальчики

2.3.Возрастной состав учащихся школы.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Кол-во

3

4

3

1

3

3

6

7

4

5

9

Анализируя данную таблицу и диаграмму (см. Приложение №3), мы определили, что в нашей школе обучается больше детей 2006 и 2007 годов рождения, то есть учащихся 2-х и 3-х классов. С 2010 по 2015 год в селе родилось 23 человека. Низкий уровень рождаемости отмечается в 2003 году - это учащиеся 6-го класса. Мы считаем, что это влияние низкой социальный культуры семей, безработица. (см. Приложение №3).

Увеличение количества родившихся в последние годы, мы считаем, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям - одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение медикаментами детей в возрасте до 3-х лет, единовременные выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.

Русские

Татары

Буряты

Украинцы

Кол-во детей

37

3

1

1

2.4 Этнический состав школьников.



Данные анкетирования, которые представлены в таблице и круговой диаграмме (см. Приложение №4) показали, что основное количество детей русские - 88 %, татары - 7,1%. буряты - 2,3%, украинцы - 2,3%. Сравним наши данные с национальным составом Джидинского района: русские - 54,6 %; буряты - 42,1 %; татары - 1,5 %;, украинцы - 0,6 %; на (2013г.). Мы видим, что в нашей школе не схожее распределение национальностей: большинство населения - русские, на втором месте по численности - татары и на третьем - буряты. Подобное распределение, на наш взгляд, является результатом исторического заселения и освоения территории, а также влиянием миграции (переселения населения) в Республику Бурятию в 30-40 годы.

3. Это интересно.

* Самый многочисленный класс школы: 0 класс - 11 учеников.

* Самый многонациональный класс школы - 7 класс. Из 5 человек класса есть представители трёх национальностей (русские, татары, буряты).

* Из 42 учащихся школы 16 детей (38%) по фамилии «Зарубин».

(см. Приложение 5)

III. Заключение.

Составляя демографический портрет нашей школы, мы получили ответы на интересующие нас вопросы.

На основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что в школе обучаются представители четырёх национальностей, поэтому мы можем повлиять на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.

В нашей школе прослеживается увеличение количества учащихся за пятилетний период. Несмотря на увеличение числа родившихся, в селе сохраняется отрицательный естественный прирост и потребность в увеличении рождаемости остается актуальной. Поэтому возникает необходимость планирования воспитательной работы с учащимися, направленную на увеличение количества детей, посредством создания ими в будущем многодетных семей.

Современные проблемы страны тоже сказываются на демографической ситуации нашего села. Будущее городов, сёл полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие городов, сёл на улучшение качества жизни, на развитие отраслей промышленности, сельского хозяйства. А также на привлечение инвестиций, на создание новых рабочих мест, на расширение базы наукоёмких и трудоёмких сфер деятельности. Будет увеличиваться численность населения села, соответственно количество детей школьного возраста и наша школа будет существовать многие годы.





IV. Список использованной литературы:

  1. Классные журналы

2. . Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр.

3. Статистические данные, предоставленные работниками администрации поселения «Дырестуйского»

4. Цифровые данные статистических отчетов школы

Интернет ресурсы:

demography.academic.ru

vekipedia..ru







Приложение 1.

«Динамика численности учащихся за последние 5 лет»

ЧНПК Демографический портрет школыисленность учащихся школы (чел.)





Приложение 2.

Половой состав учащихся школы.

НПК Демографический портрет школы





Половой состав учащихся школы с. Дырестуй.

НПК Демографический портрет школы







Приложение 3.

Возрастной состав учащихся школы.

НПК Демографический портрет школы



Приложение 4.

Этнический состав учащихся школы.



НПК Демографический портрет школы





Этнический состав населения Джидинского района.

НПК Демографический портрет школы








Приложение 5

НПК Демографический портрет школы























Самый многочисленный предшкольный класс

НПК Демографический портрет школы





Самый многонациональный 7 класс

НПК Демографический портрет школы



Мужской коллектив 5 класса

НПК Демографический портрет школы

























Учащиеся 2-9 классов









© 2010-2022