Конспект урока по географии 6 класс «Движение земной коры»

Описание материала. Побывав на курсах повышения квалификации по географии я познакомилась с программами и новыми учебниками географии для средней общеобразовательной школы издательства Русское слово». Получив задание написать конспект, я выбрала тему «Движение земной коры» в 6 классе. При составлении конспекта урока я использовала учебник География. Физическая география 6 класс авторов Е.М. Домогацкого и Н.И. Алексеевского. В данном уроке я постаралась осветить основные географические понятия те...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Эльтонская средняя общеобразовательная школа»





Конспект урока по географии 6 класс.

Тема урока «Движение земной коры»




Работу выполнила

Учитель 1 категории

Кочергина Т.А.






Эльтон 2013 г.





Тема урока «Движение земной коры»


Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: настенная карта, атлас по географии 6 класс,

раздаточный материал, оборудование для показа презентации.


Цели урока:

Обучающиеся смогут описать медленные и быстрые колебания суши; объяснить почему происходят процессы медленного и быстрого колебания суши; приводить примеры землетрясений и медленного поднятия или опускания суши;

Проанализировать текст и сделать вывод о силе землетрясения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий.

Обучающийся сможет задуматься о роли природных стихийных явлений и выразить свое отношение к проблеме раннего предупреждения населения о землетрясении и извержения вулканов.

Методы: Словесные (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация, схемы, таблица, иллюстрации, рисунки учебника); практические (работа с картой).

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, давайте вспомним, что такое земная кора?

- Твердая оболочка земли.

А что находится под земной корой? (Мантия)

Правильно, горячая расплавленная масса неоднородная по составу, в которой происходят процессы перемещения.

Как вы думаете, что может происходить с земной корой в результате процессов перемещения неоднородных масс в мантии? (она будет колебаться)

Правильно, в результате этих процессов в мантии, земная кора, так как она по сравнению с размерами земли очень тонкая, будет подвергаться колебаниям.

2. Изучение нового материала

И сегодня на уроке вы узнаете о различных видах движения земной коры. Запишите тему урока «Движение земной коры».

Почему люди не замечают этих колебаний?

Под воздействием могучих процессов, протекающих в кипящей средней мантии, поверхность Земли находится в медленном, незаметном для глаз, движении. Особенно хорошо последствия этих движений видны на морских побережьях.

Помните, в прошлом году мы говорили о викингах? На всякий случай напомним. Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Были они не купцами, а морскими разбойниками и держали в страхе всю Европу. На кораблях, которые назывались драккары, то есть драконы, они совершали дальние плавания вдоль берегов Европы (рис. 43). Но рано или поздно моряк возвращается домой. Возвращались и викинги из своих плаваний, а берега у них на родине такие, что пристать и вытащить судно на берег невозможно (рис. 44). Это просто отвесные скалы! И викинги приспособились: они вбивали в скалу толстые кольца почти на уровне воды и к ним накрепко привязывали свои корабли. Получалось, что они привязывали драккары непосредственно к скале. Никакой шторм им был не страшен, ведь корабли составляли единое целое со скалой.

Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся не на уровне воды, а на высоте примерно 9 м над её поверхностью. Этому может быть только два объяснения. Либо уровень воды понизился, либо увеличилась высота берега. Уровень воды опуститься не мог, ведь он должен был понизиться не только у берегов Норвегии, но и во всём Мировом океане. Но для этого сотен лет мало. А если это невозможно, остается у нас второе объяснение: увеличилась абсолютная высота берега. То есть земная кора в этом месте поднялась. Происходило это очень медленно. Подсчитайте: викинги жили 900 лет назад, причальные кольца поднялись на высоту 9 м. Итого? Подсчитали? Один сантиметр в год. Скажем прямо - не быстро. Медленно, но зато долго и непрерывно. А в результате - наше удивление при виде причальных колец на высоте третьего этажа.

Где-то земная кора поднимается, где-то она может и опускаться. А это значит, что по поверхности нашей планеты ходят огромные, но очень медленные волны: вверх-вниз, вверх-вниз. Такие движения земной коры называют медленными, или вековыми.

Медленные, или вековые, движения земной коры - это вертикальные движения поверхности со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов, протекающих в недрах Земли.

В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей.

Почти повсеместно на Восточно-Европейской равнине можно найти забавные, свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины (рис. 45). Кому они принадлежали? Как и все раковины, эти были домиками для моллюсков. Спиральные раковины принадлежали морским моллюскам, которые называются аммонитами (рис. 46). Их далекие потомки и сегодня живут в морях. Если мы обнаруживаем на суше раковины древних морских животных, это может означать только одно. Нет, их сюда никто не принес. Это значит, что на месте суши раньше было море. И куда же оно, спрашивается, делось? А куда ему деться, если собственное дно начинает подниматься? Отступило. И на том месте, где несколько сотен миллионов лет назад резвились беззаботные аммониты, теперь сидите вы и читаете этот учебник.

Давайте запомним

Медленные, или вековые, движения земной коры - это вертикальные движения поверхности со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов, протекающих в недрах Земли.

В результате вековых движений земной коры на поверхности Земли сухопутные условия могут сменяться морскими и - наоборот. (Читают учащиеся в учебнике).

-Но существуют в природе движения земной коры, которые сочетают в себе поднятия и опускания, раздвиг и сдвиг земных пластов. Упоминания о них есть в Библии, трактатах античных учёных Геродота, Плиния и Ливия, а также в древних китайских и японских письменных источниках.

Поэт Владимир Бенедиктов пережил это явление и описал в стихах.

Какое явленье? Не рушится ль мир?

Взорвалась земля, расседается камень,

Из облака мрака на гибельный пир

Взвивается люто синеющий пламень,

И стелется клубом удушливый пар,

Колеблются зданья и рыщит пожар.

- Что это за явление? Правильно, землетрясение

- Чем землетрясение отличается от других движений земной коры?

Но если есть медленные колебания земной коры, значит, есть и быстрые? Как они называются? К чему они могут привести? Посмотрите на кадры, что это?

(демонстрация кадров землетрясения).

Ребята смотрят презентацию. По окончании отвечают на вопросы. А также записывают в тетради отличия землетрясений от других движений земной коры.

  1. Резкое изменение поверхности земли

  2. Огромная сила

  3. Непредсказуемость и внезапность

Правильно, это землетрясение, которое возникает из-за резких смещений, разрывов горных пород, на глубине в литосфере, где происходят эти нарушения, называют очагом землетрясения.

(показ схемы землетрясения)

Во все стороны от очага расходятся колебания и там где они достигают поверхности земли, и происходит землетрясение.

Где будут ощущаться наиболее сильные толчки? (Ближе к очагу).

А какая точка поверхности земли ближе всего находится к очагу? (Над очагом).

В этом районе и происходят самые сильные разрушения, а называется он эпицентр (показ схемы землетрясения).

«Эпи», в переводе с греческого означает над.

Давайте запомним

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, - эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны. (Читают учащиеся в учебнике).

Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмология, от слова «сейсмос» - колебания. Ежегодно на Земле происходит почти миллион землетрясений. Большинство из них слабые и почти незаметные. Однако все они четко фиксируются чувствительными приборами, которые называются сейсмографами. Это слово вы можете перевести с греческого самостоятельно.

Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже на самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнется, и это движение приведет в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге . Давайте посмотрим рисунок 49, в учебнике.

Силу землетрясений измеряют в баллах. На стр. 77-78 учебника посмотрим таблицу 1. (ученики читают по очереди вслух содержание таблицы).

А теперь подумайте, а еще как определяют силу землетрясения? (По последствиям этого опасного процесса, по разрушениям).

(Раздается текст с описанием землетрясения)

Наш дом стоит на горе, он низкий, одноэтажный и очень крепкий. Но и то, изнемогая под тяжестью «горообразовательного процесса», дрожат все балки. Внизу всё по-иному и гораздо страшнее. Рыбаки, уснувшие в своих яликах, чувствуют, как ялики эти сначала потащило от брега, а потом швырнуло о набережную так, что всё затрещало… Старые балаклавские рыбаки, знающие бухту, как свои пять пальцев, были потрясены поведением воды. Тихая, не смущаемая никакой рябью, покорная вода балаклавской бухты, - неужели это она затопила набережную, неужели она… обнажила дно и оскалила зубы?

… Наутро мы идём смотреть разрушения в отеле. Вдоль стен змеятся трещины, верхние этажи приобрели вид древнего запустения. В самом низу, в столовой, всё обсстоит как будто благополучно, только куски извёстки, падающие с потолка в жареную камбалу, доказывают, что горы «образовались» ещё не окончательно.

…Покуда люди сидели на набережной возле конторы, днём, в пять часов тряхнуло землю ещё раз; от этого окончательно обрушилась одна из стен отеля…».

Ребята, прочитайте текст и попробуйте определить силу землетрясения, помощником будет вам таблица 1.

Но землетрясение происходит не везде. Очаги это явления находится в сейсмически активных зонах, поэтому, издавна люди пытались предугадать проявление стихийного бедствия.

Природные предсказатели:

  • Запах неизвестного газа;

  • Беспокойное, непривычное поведение птиц, домашних животных, аквариумных рыбок;

  • Голубоватое свечение внутренней поверхности домов;

  • Зарница;

  • Искрение близко расположенных проводов.

Во многих странах действует целая система оповещения жителей, комплекс мер по защите людей. Например,

  • Строительство специальных «умных зданий»;

  • Учебные тревоги для жителей;

  • Памятки МЧС о поведении людей в случае землетрясения.

Вот некоторые выдержки из этих правил.

1. Если землетрясение началось - постарайтесь не паниковать и привести в себя паникующих.

2. Живёте на первом этаже - быстро покиньте здание, если выше - займите безопасное место (проём двери, углы внутренних капитальных стен, несущие колонны).

3. Не пользуйтесь лифтами, газом, электричеством, не зажигайте огонь. 4. После прекращения толчков немедленно выходите на улицу, обязательно на открытое пространство, подальше от зданий, электропроводов, газопроводов».

Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место расположения, глубину залегания очага землетрясения. Землетрясения возможны далеко не везде. Большинство из них происходит в характерных районах планеты. Эти районы имеют форму поясов шириной в сотни и длиной - многие тысячи километров. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные сейсмические пояса - Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Он буквально опоясывает со всех сторон Тихий океан. (Показать на настенной карте).

Давайте запомним

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, - эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.

Сейсмология - наука, изучающая землетрясения.

Большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, из которых самый крупный - Тихоокеанский. (Читают учащиеся в учебнике).

-Магма средней мантии стремится найти выход на поверхность Земли. Выход она находит там, где земная кора имеет наименьшую толщину.

Точно так же ведёт себя водяной пар в кипящем чайнике. Ему тесно в ограниченном объеме, и он вырывается наружу через носик чайника.

Излившаяся через возникающую трещину магма превращается в лаву, которая в виде потоков растекается во все стороны. Всё это сопровождается взрывами, выбросами облаков раскаленного газа и пепла.

-Извержение рано или поздно заканчивается, и лава застывает. Так образуются изверженные магматические горные породы. Через некоторое время происходит новое извержение и на поверхность выбрасывается новая порция вещества из мантии. Так постепенно формируется вулканический конус. Благодаря такой конусообразной форме вулкан всегда можно отличить от простой «мирной» горы.

Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопросы.

Где больше всего происходит вулканов на суше или в океане? (В океане).

А почему? (Более тонкая земная кора).

Давайте запомним

Вулканы - конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород. Возникновение вулканов связано с прорывом на поверхность Земли вещества из мантии. Чаще всего это происходит там, где земная кора имеет небольшую толщину. (Читают учащиеся в учебнике).

3. Закрепление

Викторина «Движения земной коры»

1. Почему землетрясения нельзя считать очень редким явлением?

2. Где расположен самый протяженный на Земле пояс землетрясений? Какие еще катастрофические процессы и явления приурочены к району его расположения?

3. Почему происходят очень сильные и катастрофически землетрясения?

4. Могут ли произойти более сильные землетрясения, чем те, что уже известны нам, ведь количественные данные, которые получены сейсмологами, охватывают совсем небольшой промежуток времени?

4. Итог урока

- Что на уроке вам показалось интересным, запомнилось?

5. Рефлексия

- Ребята, что на уроке для вас было особенно ценным, важным?

- Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни?

- О чём, из услышанного на уроке, хотелось бы ещё поразмышлять?

- Почему вы считаете это значимым?

6. Домашнее задание §12 Ответить на вопросы.


© 2010-2022