Разработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. Азимут

Цель урока: Формирование  знаний обучающихся о способах ориентирования на местности. Задачи: - обучающие: формировать умение обучающихся: определять направление по компасу, Солнцу,  Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. - развивающие: развивать навыки работы с учебником по обработке и анализу информации. - воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету. Планируемые результаты: Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны гори...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. АзимутРазработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. Азимут5 класс. География.

Тема урока: «Ориентирование на местности. Азимут».

Цель урока: Формирование знаний обучающихся о способах ориентирования на местности.

Задачи:

- обучающие: формировать умение обучающихся: определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.

- развивающие: развивать навыки работы с учебником по обработке и анализу информации.

- воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: знать понятия «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «азимут», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: ИКТ, топографическая карта, компасы.

Структура и ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Прочитайте рассказ (слайд презентации):



  1. Дайте классификацию условных знаков и укажите:

Линейные - железная дорога, грунтовая дорога, тропа;

Площадные - река, луг, болото, кустарник, лес;

Точечные - станция, мост, домик лесника.

  1. Собрать рассказы с использованием условных знаков.



  1. Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.

Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки.

«Налево пойдёшь - коня потеряешь, направо пойдёшь - себя потеряешь, прямо пойдёшь - богатым будешь». Узнали? И мы тоже можем так же объяснять дорогу - направо, налево, прямо… А если вдруг вы пошли в лес и заблудились? Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Тоже будете определять дорогу по волшебному камню, как в сказке? Есть ли выход из данного положения?

Вывод: очень важно уметь определять своё местонахождение относительно различных объектов. Сегодня мы научимся это делать.

  1. Просмотр видео-фильма «Как ориентироваться на местности». В паузах запись понятий и определений.

Горизонт - вся местность, которую видит вокруг себя наблюдатель.

Линия горизонта - линия, где небо как бы сходится с землёй.

Туда дойти мы не смогли,
Где неба край и край земли.(горизонт, линия горизонта)

Стороны горизонта - основные и промежуточные. (выполняется схема)







Компас - прибор для определения сторон горизонта.

По стране в поход идем -
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг. Что это? (компас)

Дополнительно: В какой стране был изобретён компас? (В Китае) (слайд презентации - первый компас).

Определение сторон горизонта по различным объектам на местности.

Дополнительно: в северном полушарииопределяют стороны горизонта по Полярной звезде (из созвездия Малая Медведица, а в южном - по созвездию Южный крест) (слайд презентации).

Из долголетних наблюдений установлено, что:

  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;

  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии

  • север-юг, запад-восток;

  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;

  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

  • нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север;

  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу;

  • вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

Ориентироваться - определять своё местонахождение относительно сторон горизонта.

  1. Определение азимута.

Просмотр презентации «Ориентирование. Азимут»

Выполните задания:

Слайд 4. 1. Покажите стороны горизонта на данной схеме.

2. укажите величины углов на объекты - лес, лиственное дерево,

дорога.

Мы определили азимут.

3. Что называется азимутом?

Слайд 5. Запишите определение азимута в тетради.

Слайд 6. Определите азимуты на объекты.

Слайд 7. Азимуты сторон горизонта. (дополните схему).

Слайд 8. Последовательность определения азимута.

Слайд 9. Определите азимуты на объекты.



  1. Закрепление.

  1. Работа в парах: определите стороны горизонта и азимуты по плану местности и внесите полученные сведения в таблицу. Кто быстрее?

    Стороны горизонта

    Азимут

    От с.Вороново на оз.Чёрное

    ЮВ

    135°

    От с.Вороново на п.Новый

    Ю

    180°

    От с.Вороново на с.Михалино

    СЗ

    270°

    От с.Вороново на гору Михалинская

    С

  2. Электронный тренажёр. Каждый ученик работает индивидуально с тренажёром электронного приложения к учебнику.

  3. Выполните задание: нарисуйте знак фруктового сада и в 200 м к востоку от него обозначьте родник, ручей течёт на юг.

Разработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. Азимут_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Разработка урока географии в 5 классе на тему Ориентирование. Азимут

Масштаб: в 1 см 50 м (4 см на бумаге)



  1. Вспомните, какими ориентирами воспользовался Митраша, герой рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Не раз Митраша спрашивал отца:

- Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь.

Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

- Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец, - в лесу эта стрелка тебе

добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты

определиться не можешь, пойдешь наугад - ошибешься, заблудишься,

заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку - и она укажет тебе, где

твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта

тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно

всегда, как ее ни верти, все на север глядит.

Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую

поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное

место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко, по той стороне

поляны, змеилась высокая трава белоус - неизменный спутник тропы

человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую прямо на север,

Митраша подумал: "Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа

вон рукой подать - виднеется там, за полянкой?"


  1. Итоги урока. Домашнее задание. § 14. Ответить на вопросы тренажёра.


  1. Рефлексия.

  1. Чему мы научились?

  2. Как можно ориентироваться на местности?

  3. Для чего это нужно знать?

  4. Нужно ли это знать и почему?

Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.

Покажите своё настроение. (отлично, плохо, так себе).



© 2010-2022