- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел | География |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арефьева Е.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
С УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» ___________________Н.Т.Каракулина приказ от _____________№_________ОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно- воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» ________________Е.А. Шишкина
«_____»________________2015 г.
|
|
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Рабочая программа
по предмету ____география__в 5_классе
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей естественно-математического цикла
муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Руководитель МО______________И.В.Заикина
Протокол №_________________
От «____»______________________2015 г.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса составлена на основе программы «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких (М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012) и Рабочей программы по географии. 5 класс/Авт.-сост.Н.В.Болотникова (М.: Планета, 2014). Содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цели и задачи курса:
• ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика курса: Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела - «Земля и ее изображения» - не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов -1 час в неделю (предусмотрено обязательной частью учебного плана).
По сравнению с авторской программой предусмотрено два дополнительных часа на изучение темы «История географических открытий» в связи с большим объемом материала темы, в том числе объемом практической работы, предполагаемым повышенным интересом обучающихся к ее изучению.
Формы контроля: тесты, практические работы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
-
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
-
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы: География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли.
Практические работы: 1. Составление схемы наук о природе. 2.Составление описания учебного кабинета географии. 3.Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы: Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия: плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Практические работы: 4.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности. 5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы: Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо- востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Практические работы: 6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов. 7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы: Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно- исследовательская станция.
Практические работы: 8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы: Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия: природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Практические работы: 10. Организация фенологических наблюдений в природе.
Резерв времени 2 часа.- Уроки обобщения и контроля знаний по темам раздела.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса)
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
3) эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоенияобучающимися курса «Введение в географию» являются:
1) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе)
2) умение, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения обучающимися курса «Введение в географию» являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
2) овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
4) воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
5) формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое кол-во
Примечания
Библиотечный фонд
Учебники и учебные пособия
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для5класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-160с. - (ФГОС. Инновационная школа)
К
Учебники должны быть рекомендованы (допущены) к использованию в учебном процессе. При комплектации учебниками рекомендуется включить в состав книгопечатной продукции и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу географии
Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких. -М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.-86с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Д
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-150с.-(ФГОС. Инновационная школа)
Д
Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-62с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Д
Дидактические материалы
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-72с.- (ФГОС.Инновационная школа)
К
В состав библиотечного фонда рекомендуется включать рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 классы М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-34с.-(ФГОС. Инновационная школа)
К
Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-15с.- (ФГОС. Инновационная школа)
К
Печатные пособия
Таблицы
Ориентирование на местности
Д
В кабинете географии могут быть и другие таблицы, содержание которых соответствует разделам стандарта
Воды суши
Д
Животный мир материков
Д
Календарь наблюдений за погодой
Д
Климат России
Д
План и карта
Д
Растительный мир материков
Д
Портреты
Набор «Путешественники»
Д
Входят портреты ученых и путешественников, чьи имена упомянуты в стандарте
Карты мира
Великие географические открытия
Д
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации
Карта океанов
Д
Климатическая
Д
Политическая
Д
Физическая
Д
Содержание карты для основной школы отличается более высоким уровнем генерализации
Физическая полушарий
Д
Карты материков, их частей и океанов
Австралия и Океания (физическая карта)
Д
Антарктида (комплексная карта)
Д
Арктика (комплексная карта)
Д
Атлантический океан (комплексная карта)
Д
Африка (физическая карта)
Д
Евразия (физическая карта)
Д
Северная Америка (физическая карта)
Д
Южная Америка (физическая карта)
Д
Карты России
Рельефные физические карты
Полушария
Д
Россия
Д
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы).
Д/П
Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по географии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.
Д/П
Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
Д/П
К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
Д/П
К специализированным инструментам учебной деятельности, используемым в курсе географии, относятся, в частности, учебная картографическая система, временная ось;
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Видеофильмы и видеофрагменты
Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность
Д
Наша живая планета
Д
Озеро Байкал
Д
Реки России
Д
Рассказывается о реках РФ, упомянутых в стандарте
Воронежский заповедник
Д
Крупнейшие реки мира
Д
Рассказывается о реках мира, упомянутых в стандарте
Географическая оболочка
Д
Опасные природные явления
Д
Ландшафты Австралии
Д
Ландшафты Азии
Д
Ландшафты Африки
Д
Ландшафты Северной Америки
Д
Ландшафты Южной Америки
Д
Заповедные территории мира
Д
Рассказывается о биосферных заповедниках мира, упомянутых в стандарте
Ступени в подземное царство
Д
Антарктида
Д
Арктика
Д
Великие Географические открытия
Д
Современные географические исследования
Д
Земля и Солнечная система
Д
В кабинете географии могут быть и другие видеофильмы и фрагменты, содержание которых соответствует разделам стандарта
План и карта
Д
Литосфера
Д
Гидросфера
Д
Атмосфера
Д
Биосфера
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
Гербарии
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по географии
Класс 5
Учитель Арефьева Елена Александровна
Всего 35 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных работ , зачетов , тестов .
Планирование составлено на основе программы «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких (М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012) и Рабочей программы по географии. 5 класс/Авт.-сост.Н.В.Болотникова (М.: Планета, 2014).
Учебник Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-2-е изд.- М М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.-160 с.- (ФГОС. Инновационная школа).
Дополнительная литература
1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику
Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-152с.- (ФГОС.Инновационная школа)
2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-72с.(ФГОС. Инновационная школа)
3. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.2- изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-64с.- (ФГОС.Инновационная школа).
4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-15с.- (ФГОС.Инновационная школа)
5. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5 класс. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-34с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Дата
№ урока
Тема (раздел), кол-во часов
Характеристика
деятельности учащихся
Примечание
Тема 1. Наука география-2 часа.
1
География как наука. Предмет географии.
П.Р.№1 «Составление схем наук о природе»
Определять объекты изучения географии и называть основные правила работы в кабинете географии
2
Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
П.Р.№2 «Организация наблюдений за погодой»
Давать определение понятию «картография»;
Называть и распознавать методы географических исследований Земли
Тема 2. Земля и ее изображение 5 часов
3
Первые представления о форме и размерах Земли.
Объяснять ,почему древние люди считали что Земля плоская;
Определять какую форму имеет Земля
4
Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движения Земли.
Рассказать, кто такой Исаак Ньютон;
Определять, каковы размеры Земли;
Объяснять, в каких видах движениях участвует Земля и каковы географические следствия этих движений;
Давать определение понятиям : полюс, экватор.
5
Глобус - модель земного шара. Географическая карта и план местности .Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки.
П.Р.№ 3«Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»
Объяснять,чем отличается карта от глобуса; каковы особенности модели Земли;
Определять,какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю.
6
Компас. Ориентирование на местности.
П.Р № 4 «Определение с помощью компаса сторон горизонта»
П.Р. № 5 «Составление описания учебного кабинета географии»
Объяснять, что такое стороны горизонта, и какие они бывают;
Делать вывод: зачем нужен компас, как с ним работать;
Давать определение понятию: ориентирование
7
Урок обобщения и контроля знаний по теме:
«Земля и ее изображение»- решение тестовых заданий
Объяснять, особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения земли;
Определять, отличительные особенности изображений земной поверхности, направления на плане и карте, стороны горизонта.
Тема 3. История географических открытий - 14часов.
8
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики»..
Рассказывать о первых географических путешествиях,
проявлять умение работать с топографическими источниками географической информации.
9
Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея.
Давать объяснение причинам и следствиям географических путешествий финикийцев.
Объяснять , что такое «солнечный камень»
10
Географические открытия викингов.
П.Р.№6«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов»
Давать объяснение причинам и следствиям географических путешествий и открытий викингов,
Определять, особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии.
11
Путешествие Марко Поло.
Рассказывать,кто такой Марко Поло;
объяснять,зачем европейцы искали путь в Индию, влияние путешествия на развитие географических знаний;
Определять маршрут путешествия
12
Хождение за три моря. Путешествия Афанасия Никитина
объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний; причины и следствия географических путешествий и открытий Афанасия Никитина,
показывать по карте ,какие три моря пересёк А. Никитин
13
Морской путь в Индию. Путешествия Генриха Мореплавателя, БартоломеуДиаша. Васко да Гама.
Рассказывать: кто такиеГенрих Мореплаватель, БартоломеуДиаша, Васко да Гама;
Объяснять ,почему было важно найти морской путь в Индию;
объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний;
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
14
Жизнь и деятельность Христофора Колумба.
Рассказывать , кто такой АмеригоВеспуччи, кто открыл Америку, куда плыл и какую ошибку совершил Колумб; объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний; что такое эпоха географических открытий и когда она началась
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
15
Первое кругосветное плавание. Фернанд Магеллан, Хуан Себастьян Элькано.
Рассказывать , кто такой Хуан Себастьян Элькано ;
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний;
16
Открытие Южного материка. Луис Торрес, Абель Тасман,
Рассказывать , кто открыл Австралию, почему кенгуру так назвали;
Высказать предположение, что такое Неизвестная Южная Земля;
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний;
17
Поиски Неизвестной Южной Земли. Джеймс Кук.
Объяснить , почему не состоялось открытие Джеймсом Куком Антарктиды, Высказать предположение, что искал Д. Кук в Тихом океане;
Определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий,
Объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний;
18
Русские путешественники и мореплаватели на Северо-востоке Азии.
Рассказывать и показывать по карте, какие территории были открыты и исследованы русскими путешественниками.
Рассказать,кто такие Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков.
Делать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
Определять ,причины и следствия великих географических путешествий и открытий, маршрут путешествий,
Объяснять , результаты и влияние путешествия на развитие географических знаний;
19
Русские кругосветные экспедиции.
Объяснять , результаты и влияние путешествий на развитие географических знаний;
Определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
20
Открытие Антарктиды.
П.Р.№ 7 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Объяснять , результаты и влияние путешествий на развитие географических знаний;
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
21
Урок обобщения и контроля знаний по теме:«История географических открытий»
объяснять , результаты и влияние путешествий на развитие географических знаний;
определять ,причины и следствия географических путешествий и открытий, маршрут путешествий.
Тема 4. Путешествие по планете Земля -11 часов
22
Мировой океан и его части. Характеристика океанов....
П.Р.№ 8 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли»
Объяснять: географические особенности природы Мирового океана, каковы его размеры, почему вода в океане солёная;
Определять: из каких частей состоит Мировой океан, сколько океанов на Земле и чем они отличаются;
23
Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения.
Давать определение понятиям: внутреннее и окраинные моря, заливы, проливы, течения.
Высказать предположение: что заставляет воды Мирового океана двигаться.
24
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека.
Объяснять: особенности взаимодействия океанов с атмосферой и сушей; значение мирового океана
Определять: характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
25
Особенности природы и населения материков Земли.
Объяснять: особенности расселения населения по материкам;
26
Размеры и географическое положение, природа Евразии
П.Р. №9 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка»
Объяснять, географические особенности природы и населения Евразии;
Определять, специфику природы и населения Евразии
27
Размеры и географическое положение, природа Африки
Объяснять, географические особенности природы и населения Африки;
Определять, специфику природы и населения Африки
28
Размеры и географическое положение, природа Северной Америки
Объяснять, географические особенности природы и населения Северной Америки;
Определять, специфику природы и населения Северной Америки
29
Размеры и географическое положение, природа Южной Америки
Объяснять, географические особенности природы и населения Южной Америки;
Определять, специфику природы и населения Южной Америки
30
Размеры и географическое положение, природа Австралии
Объяснять, географические особенности природы и населения Австралии;
Определять, специфику природы и населения Австралии
31
Размеры и географическое положение, природа Антарктиды
Объяснять, географические особенности природы и населения Антарктиды;
Определять, специфику природы и населения Антарктиды.
32
Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Путешествие по планете Земля»;решение тестовых заданий
Объяснять: особенности взаимодействия океанов с атмосферой и сушей; значение мирового океана
Объяснять, географические особенности природы и населения континентов
Тема 5. Природа Земли -3 часа
33
Что такое природа. Природные объекты.
П.Р.№ 10 «Организация фенологических наблюдений в природе»
Объяснять: что такое природа Земли;
Определять: отличия природных объектов.
34
Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Объяснять: особенности оболочек Земли;
Определять: отличия оболочек Земли.
35
Обобщающий урок по теме : «Природа Земли»
Объяснять: что такое природа Земли;
Определять: отличия природных объектов.
Учебно-методический комплекс обучающихся
Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-160с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-72с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-88с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-15с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5 класс. М.: ООО «Русское слово-учебник»,2012.-34с.- (ФГОС.Инновационная школа)
Планируемые результаты обучения
Источники географической информации
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
Природа Земли и человек
Обучающийся научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдениянорм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• создавать письменные тексты и устные сообщенияо географических явлениях на основе нескольких источниковинформации, сопровождать выступление презентацией.
Материки, океаны и страны
Обучающийся научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
12