Рабочая программа 10 класс профильный уровень по Холиной

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии, профильный уровень, авторской программы В.Н.Холиной, общеобразовательной программы школы.

Изменение концепции школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.

Согласно учебному базисному плану, в классах биолого - географического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года(3 часа в неделю).

Данный курс представляет инновационный учебно- методический комплекс «География»( профильный уровень) - победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» (2005 - 2008гг.).

Учитывая нарастающие процессы глобализации, одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание человека мира - человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран. Каждый из разделов учебника может быть использован как самостоятельный элективный курс в других профилях, если нет возможности использовать материал в полном объёме.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.

В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретённые навыки, учащиеся развивают новые.

ЦЕЛИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Главной целью обучения является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирование политической карты мира, размещение хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно - культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам учебника и атласа, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках.

Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции - умения излагать свою точку зрения и отстаивать её, а также умения излагать материал устно и письменно, умения сотрудничать и работать в группе, умения выслушать собеседника.

В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:

1) позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;

2 ) понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально - экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;

3) осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни.











СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(105 часов в 10 классе, по 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (13 часов)

География: от визуальных открытий и сбора фактов - к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук.

Законы размещения.

Географические исследования: традиционные - экспедиционный, картографический, описательный методы; современные - моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.

Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА: ГОСУДАРСТВА И ГРАНИЦЫ (35 часов)

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.

Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные государства, несамоуправляющиеся территории.

Формы государственного устройства и правления.

Организация территории государства.

Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.

Международные политические организации. ООН.

РАЗДЕЛ 3. БОГАТСВО И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН (26 часов)

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира - абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран.

Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения.

Типы стран современного мира.

Анаморфированное картографическое изображение.

РАЗДЕЛ 4. НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА (31 час)

Численность населения мира ( переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения. Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

Может быть предложено несколько вариантов адекватной оценки знаний учащихся.

  1. Традиционный вариант предполагает выставление текущих оценок по пятибалльной шкале за: а) выполнение заданий практикума - рабочей тетради; б) выступления на уроках; в) текущий тестовый контроль; г) итоговый тестовый контроль. Итоговая оценка выставляется, как правило, как среднее арифметическое всех оценок.

  2. Балльно - рейтинговая система становится всё более популярной, так как исключает « наклеивание ярлыков» на учеников, по каким -то причинам не справившихся с выполнением домашних или классных заданий. Система предполагает, что за время обучения максимальное количество набираемых баллов - 100. Баллы выставляются учителем за посещение (по 1 баллу за занятие), за известный перечень выполненных творческих заданий (по 1-5 баллов за каждое задание), за доклады и презентации, за участие в дискуссии и пр. При этом перед началом четверти или учебного года «правила игры» должны быть сформулированы и известны всем - и ученикам, и родителям, и руководству школы.

Перевод в стандартную пятибалльную систему: 100-85 баллов - это «отлично», 84-75 -это «хорошо», 74-55 -«удовлетворительно», менее 55- «неудовлетворительно».













ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС

Тема урока

часы

Дата

Пл.

Дата фак.

ИКТ проектирование

примечание

ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

13


1

Место географии в системе наук. География как наука.

1


2

Возможности географии для жизни и работы. Географическое образование.

1


3-4

Пространство - объект изучения географии. Концепция географического положения.

2



5

«Географическое положение и местоположение своей местности»

1


6-7

Методы географических исследований(экспедиционный, описательный, картографический)

2


8-9

Модели в географии. Модель Тюнена.

2


10

Новейшие методы географических исследований(ГИС)

1


11

Космический мониторинг Земли.

1


12-13

Тестирование по пройденным темам. Итоговый урок.

2


ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

34


14-15

Каковы основные черты независимых государств.

2


16

Формы государственного правления независимых государств.

1


17

Формы государственного устройства независимых государств.

1


18

Непризнанные и самопровозглашенные государства.

1


19

Право на самоопределения самопровозглашенных государств.

1


20

Международные территории и их статус.

1


21

Территории с неопределённым статусом.

1


22

Как и почему появились на карте мира несамоуправляющие территории.

1


23

Функции межгосударственных политических организации.

1


24

Миротворческие миссии ООН

1


25-26

Итоговые уроки по теме «Объекты политической карты мира»

2


27-28

Территория и границы государств.

2


29

Естественные рубежи как государственные границы

1


30-31

Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира. Обобщение знаний по темамю

2


32

Формирование политической карты Европы

1


33-34

Интеграция и сепаратизм в Европе

2


35-36

Формирование политической карты Азии.

2


37

Как формировалась политическая карта Африки.

1


38-39

Формирование политической карты Америки.

2


40-41

Формирование политической карты Океании. Практическая работа по политической карте мира и странам.

2


42

Политическая география и геополитика.

1


43

Геополитические теории и модели мира.

1


44

Геополитическое положение РФ

1


45

Итоговый урок по теме «Политическая география и геополитика»

1


46-47

Заключительный урок по разделу «Политическая карта мира». Обобщение всего пройденного материала.

2


БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН

24


48

Как оценить уровень развития и тип страны.

1


49

ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития страны.

1


50

Отраслевая структура ВВП

1


51-52

Где и почему расположены богатые и бедные страны мира

2


53

Всемирный банк: классификация стран по уровню ВНД на душу населения.

1


54

Чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем развития.

1


55

Всемирный банк.

1


56

Страны и территории с критическим уровнем внешней задолжности.

1


57-58

Многопризнаковая классификация стран.

2


59

Обобщение знаний по теме: «Уровень соц.развития стран».

1


60

Географические закономерности и размещение стран.

1


61

Роль в мировой экономике стран различных типов.

1


62

Классификация развивающихся стран по ГП. Нет выхода к морю.

1


63

Малые островные и прибрежные развивающиеся страны.

1


64-65

Наименее развитые страны.

2


66

Географическая типология стран мира.

1


67-68

Конференция «Типы стран современного мира»

2


68-69

Формирование территориальной структуры колониальной экономики.

2


70

Тестирование: Типы стран современного мира.

1


71

Обобщающий урок по теме: «Типы стран».

1


НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА

31


72

Где и когда появились люди на Земле

1


73-74

Как узнать точное число жителей страны

2


75-76

Факторы определяющие расселение людей.

2


77

Природные, политические и техногенные катастрофы.

1


78

Стихийные бедствия и их влияние на размещение населения.

1


79

Миграции населения.

1


80

Оценка количества и качества населения.

1


81

Различия по демографическим показателям.

1


82-83

Демографические пирамиды.

2


84-85

Изменение численности населения регионов мира.

2


86-87

Регулирование численности населения стран мира.

2


88

Итоговый урок по теме: География населения.

1


89

Культура и её формирование.

1


90

Этнический состав населения стран мира.

1


91

Русский этнос в свете теории этногенеза.

1


92

Языки и их влияние на этносы и государства.

1


93

Национальный состав населения моей области.

1


94-95

География религий.

2


96

Влияние религий на хозяйство, политику и культуру.

1


97

Святые места нашей области, как фактор развития туризма.

1


98

Деление мира на историко - культурные области.

1


99- 100

Историко - культурные области мира.

2


101

Итоговый урок по теме «Население и культура»

1


102-103

Уроки обобщения по пройденным темам. Тестирование.

2


104-105

Резервное время

2















Требования к уровню подготовки учащихся:

1) сформированность знаний о составе современного комплекса

географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин,

роли в решении современных научных и практических задач;

2) владение умениями использования географического мышления для

вычленения и оценивания географических факторов, определяющих

сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и

экологических процессов;

3) сформированность комплекса знаний о целостности географического

пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных

территориальных систем;

4) владение умениями проведения учебных исследований, в том числе

использованием простейшего моделирования и проектирования природных,

социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

5) владение навыками картографической интерпретации природных,

социально-экономических и экологических характеристик различных

территорий;

6) владение умениями работы с геоинформационными системами;

7) владение первичными умениями проведения географической

экспертизы разнообразных природных, социально-экономических и

экологических процессов;

8) сформированность системы знаний об основных процессах,

закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и

общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



В результате изучения данного курса учащийся будет уметь решать следующие жизненно-практические задачи:

позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;

  • понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;

  • осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;

  • оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

  • пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией;

  • представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиа-презентации и защищать свою точку зрения;

  • критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете;

  • выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

  • конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

  • владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Учебник "ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС" профильный уровень В.Н.Холина Дрофа 2010

  2. Рабочая тетрадь для 10 класса.

  3. Методическое пособие для учителя. В.Н.Холина

  4. Справочное пособие " Социально - экономическая география"

  5. Учебник Максаковского "География мира"

  6. Рабочая тетрадь по учебнику Максаковского 10 класс

  7. Учебник « География» Е.М.Домогацких.

  8. Электронные пособия

  9. Интернет

















УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





ТЕМА РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

13

2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.

34

3

БОГАТСТВО И БЕДНОСТЬ: ТИПЫ СТРАН

24

4

НАСЕЛЕНИЕ И КУЛЬТУРА

34



© 2010-2022