- Преподавателю
- География
- Программа ВУД Край родной Кобяйский
Программа ВУД Край родной Кобяйский
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Спиридонова С.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено»
руководитель МО «Арчы» учителей естественного цикла
___________________
Т.А.Сметанина
«____»________________ 2015 г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР:
___________________
Г.П. Павлова
«____» _______________ 2015 г.
«Утверждаю»
и.о. директора:
_________________
А.В.Ноговицын
«____» _____________ 2015 г.
Рабочая программа внеаудиторной деятельности
по духовно-нравственному направлению «Мой край Кобяйский»
5 класс
Учитель: Спиридонова Светлана Алексеевна,
высшая квалификационная категория
с.Аргас, 2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Мой край Кобяйский» на 2015-2016 учебный год составлена на основе национально-регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Куокуйская СОШ», с учетом учебного плана МБОУ «Куокуйская СОШ». Рабочая программа учебного курса направлена на реализацию вариативной части учебного плана.
Рабочая программа учебного курса «Мой край Кобяйский», разработана для учащихся 5 класса. На изучение учебного курса «Мой край Кобяйский» отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.
Цель изучения учебного курса
сформировать у учеников целостную систему знаний об истории и географии родного края.
Задачи
Изучение предмета признано:
способствовать пониманию национальной культуры и психологии коренного населения улуса;
воспитывать нравственность, гражданственность, мировоззренческие убеждения учащихся
способствовать экологическому воспитанию учащихся;
формировать современные научные понятия о триединстве системы «природа-человек-общество».
Реализация программы учебного курса «Мой край Кобяйский» на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, географии и национальной культуры позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном обществе.
Рабочая программа составлена для детей младшего подросткового возраста. Наряду с традиционными формами уроков (сочетание опроса с объяснением, самостоятельная работа учащихся с учебником) используются более сложные формы обучения, как, проведение уроков-диспутов, игровые формы обучения, обобщающие уроки в форме интеллектуального состязания команд.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
-
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
После прохождения курса обучающиеся должны:
знать:
-
знать географические процессы и объекты родного района;
-
знать и оценивать экологическое состояние Кобяйского района.
уметь:
-
уметь работать с географическими приборами, образцами горных пород и минералов, гербариями;
-
уметь читать географические карты и работать с разными источниками географической информации;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
проводить простейшие исследования в полевых и лабораторных условиях;
-
владеть методами анализа полученных результатов;
-
уметь самостоятельно выделять проблему, находить пути ее решения;
-
обрабатывать полученные результаты и представлять их в виде графиков, таблиц;
-
выполнять и оформлять рефераты, мини - исследовательские работы, презентации;
-
выступать с докладами на занятии, перед одноклассниками.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей Малой Родине, как частичке России, чувства гордости за неё.
-
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки;
-
Формирование ответственного отношения к учению.
-
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах;
-
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
-
Формирование осознания важность и уникальность природных объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, улусу, в котором живёшь. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире; этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, знакомит с улусом.
Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Кобяйского улуса является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы.
Задача курса - воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.
Программа также имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой, картой улуса, с историческими событиями, особенностями природы в каждом населенном пункте улуса, хозяйством.
На изучение данной программы рекомендуется 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.
Введение
С чего начинается Родина: Российская Федерация. Республика Саха (Якутия). Кобяйский улус. Край, в котором я живу: Площадь территории. Население. Символы улуса.
Практическая работа №1. Ведение календаря погоды.
Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту границ наслегов и населенных пунктов Кобяйского улуса.
Раздел I. Географическая карта.
О чем рассказывает карта: Ориентирование по картам. Условные знаки.
Мой адрес - Кобяйский улус. Географическое положение: где расположен улус, крайние точки, горы и равнины, соседние улусы, реки и дороги, удаленность от г.Якутска.
Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка)
Раздел II. По страницам истории.
История освоения территории улуса: что такое археология. Древняя история Кобяйского улуса. Каменный век. Бронзовый и железный век. Освоение улуса эвенами. Якутский этап заселения.
Практическая работа №4. Нанести на контурную карту места археологических находок в Кобяйском улусе - Унгаайы, Ююкэ, Сангар.
Наш край в составе Российской империи (XVII-XIX ). Русские казаки-землепроходцы. Ясак. Наш улус в XVIII-XIX веках. Образование улусов. Ссылка государственных преступников. Изучение кобяйской земли.
Практическая работа №5. Важнейшие исторические события XVII-XIX веков.
Улус в первой половине XX века. Октябрьская революция и становление советской власти. Сельское хозяйство и создание колхозов. Начало добычи угля в Кобяйском улусе. Формирование Кобяйского района. Улус в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Спецпереселенцы. Чурапчинские переселенцы.
Практическая работа №6. Заполнить таблицу №3.
Улус во второй половине XX века. Добыча угля. Открытие месторождений и добыча природного газа в Кобяйском улусе. Развитие сельского хозяйства. Конец XX века - начало XIX века.
Практическая работа №7. Описание сел и поселков, возникших в XX веке и позже закрытых.
Раздел III. По родным просторам.
Каменная летопись земли Кобяйской. Каменная летопись земли.
Рельеф - облик земли кобяйской. Внутреннее строение Земли. Рельеф. Крупные формы рельефа. Горы Кобяйского улуса. Равнины Кобяйского улуса. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние мерзлоты на человека и природу.
Полезные ископаемые - богатства недр земли кобяйской. Горные породы. Полезные ископаемые. Каменный уголь. Природный газ. Свинец, серебро и цинк. Золото. Олово. Известняк. Кварцевый песок.
Практическая работа №8. Определение свойств горных пород по коллекциям горных пород и полезных ископаемых.
У природы нет плохой погоды. Что такое погода? Наблюдение и прогноз погоды.
Практическая работа №9. Описание погоды своей местности.
Климат - край жары и стужи. Климат. Влияние климата на природу и человека.
Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха.
Реки - голубые ленты улуса. Что такое река? Части реки. Питание реки. Режим реки. Виды рек. Значение и использование рек. Охрана рек.
Практическая работа №11. Описание реки.
Серебристая гладь озёр. Озёра улуса. Виды озёр. Уникальные озёра улуса. Значение озёр.
Практическая работа №12. Описание озера.
Почва - особое тело природы. Что такое почва. Образование почв. Строение почв. Почвы равнин Кобяйского улуса. Почвы гор Кобяйского улуса. Значение почв в природе и жизни людей.
Поход в царства бактерий, грибов и растений. Царства природы. Царство бактерий. Царство грибов. Царство растений.
В царстве животных. Насекомые. Рыбы. Земноводные. Рептилии. Птицы. Звери.
Практическая работа №13. Определение следов животных по карточкам.
На равнинах Кобяйского улуса. Природный комплекс. Леса. Луга. Болота. Тукуланы.
В горах Кобяйского улуса. Высотная поясность.
Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки.
Раздел IV. Население родного улуса.
Сколько нас в улусе. Численность населения. Естественное движение населения. Матери-героини. Многодетные семьи. Миграции населения. Расселение населения. Плотность населения.
Практическая работа №15. Определение естественного прироста населения в наслегах.
Все мы такие разные! Половой состав. Состав населения по возрасту. Занятость населения. Безработица.
Практическая работа №16. Работа по графику «Число безработных Кобяйского улуса».
Радуга народов. Народы Кобяйского улуса: якуты, русские, эвены. Религии народов.
Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса.
Раздел V. Гордость родного улуса.
Сангар - центр улуса. Поселок. Географическое положение. История. Памятники.
Калейдоскоп наслегов. Достопримечательности.
Герои войны и труда.
Славные сыны земли кобяйской. Писатели: Т.Е.Сметанин, П.А.Ламутский, А.В.Кривошапкин, В.С.Кейметинов, Н.А.Лугинов, В.Н.Федоров, З.К.Степанов. Скульпторы: П.А.Захаров. Театр. А.С.Борисов.
Раздел VI. Хозяйство родного улуса.
Традиционные занятия населения и народные промыслы. Охота. Рыболовство. Собирательство. Заготовка сена. Народные промыслы. Обработка и шитье меха. Изготовление традиционной одежды. Лоскутное шитье. Берестяное шитье. Бисероплетение. Плетение из конского волоса. Резьба по дереву. Обработка металла.
Практическая работа №18. Сбор данных о народных промыслах и народных умельцах своего наслега.
Сельское хозяйство. Что такое хозяйство. Скотоводство. Коневодство. Оленеводство. Звероводство. Растениеводство.
Практическая работа №19. Изучение растениеводства Кобяйского улуса.
Промышленность и другие отрасли хозяйства. Что такое промышленность. Промышленность Кобяйского улуса: газовая промышленность, угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность, пищевая промышленность. Строительство. Сфера услуг. Транспорт. Связь. Торговля и питание. Образование. Здравоохранение. Культура и спорт.
Раздел VII. Человек и природа родного улуса.
Что даёт человеку природа? Природа живая и неживая. Природные ресурсы: минеральные, водные, земельные, лесные, биологические, рекреационные.
Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы»
Удивительные уголки природы. Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий: ресурсные резерваты, природный парк.
Раздел VIII. Будущее родного улуса.
Будущее родного улуса. Добыча природного газа и угля. Добыча руд металлов. Развитие электроэнергетики. Развитие сельского хозяйства. Рыболовство. Развитие образования и здравоохранения. Развитие туризма.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
№
Тема
Количество часов
Должны знать
Практическая работа
Номенклатура, словарная работа
Домашнее задание
Дата по плану
Дата фактически
1.
Введение
1
«Малая, родина», республика, улус, наслег
Россия, Москва, Республика Саха (Якутия), Якутск, Кобяйский улус (район)
1 неделя сентября
2.
С чего начинается Родина.
1
Практическая работа №1. Ведение календаря погоды.
Составить рассказ о малой родине родителей
1 неделя сентября
3.
Край, в котором я живу.
1
Когда образовался наш улус, площадь его территории и численность населения, административный состав улуса, как управляется улус, символы улуса: герб, гимн
Практическая работа №2. Нанесение на контурную карту границ наслегов и населенных пунктов Кобяйского улуса.
Эвено-Бытантайский улус, п.Сангар
$2, прочитать
2 неделя сентября
4.
Символы улуса
1
Разучивание гимна улуса
2 неделя сентября
Раздел I. Географическая карта.
5.
О чем рассказывает карта.
1
Что такое географическая карта, как по ней определять формы рельефа, крупные географические объекты улуса, ориентироваться по карте
Верхоянский хребет, хребты Чочумский, Кельтерский и Быгинский, Центрально-Якутская равнина, п.Сангар, села Кальвица, Сеген-Кюель, Ситте, Чагда
Научиться показывать на карте географические объекты
3 неделя сентября
6.
Условные знаки
1
Легенда, пики, р.Лена, р.Вилюй, р.Алдан, р.Дянышка, р.Ляписке, р.Лунгха, р.Ситте, оз.Нидили, оз.Бырангатталах-Кюель, оз.Бильлях,
$3, прочитать, научиться на карте находить реки, озера
3 неделя сентября
7.
Мой адрес - Кобяйский улус.
1
Как можно определить географическое положение Кобяйского улуса по карте
Намский, Усть-Алданский, Томпонский, Верхоянский, Жиганский, Вилюйский улусы, село Хонгор-Бие, г.Якутск, г.Вилюйск, п.Сангар
Работа по карте
4 неделя сентября
8
Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка)
1
Практическая работа №3. Описание географического положения одного наслега (поселка)
$4, прочитать
4 неделя сентября
Раздел II. По страницам истории.
9.
История освоения территории улуса
1
Что такое археология, какие археологические находки были найдены в Кобяйском улусе, как осваивалась территория улуса в древности и в средние века, какие якутские роды проживали раньше в улусе
Практическая работа №4. Нанести на контурную карту места археологических находок в Кобяйском улусе - Унгаайы, Ююкэ, Сангар.
Унгаайы, Ююкэ, Сангар
$5, прочитать
5 неделя сентября
10.
Освоение улуса эвенами. Якутский этап заселения.
1
5 неделя сентября
11
Наш край в составе Российской империи (XVII-XIX ).
1
Как русские землепроходцы прошли по улусу, вилюйские зимовья, что такое ясак, как жили и чем занимались жители Кобяйского улуса в XVII-XIX вв., как управлялись наслеги
Практическая работа №5. Важнейшие исторические события XVII-XIX веков.
Мангазея, Тобольск, Енисейск, Усть-Вилюйское зимовье
Подготовить сообщение по одному из исследователей-землепроходцев
2 неделя октября
12
Изучение кобяйской земли.
1
Кобяйский наслег, Ситте, р.Лена, р.Вилюй
$6, прочитать, ответить на вопросы
2 неделя октября
13
Улус в первой половине XX века.
1
Какие события произошли в Кобяйском улусе в годы Октябрьской революции (1917) и гражданской войны (1918-1922), как образовались первые колхозы, как началось освоение Сангарского угольного месторождения, когда был создан Сангарский рудник и появился п.Сангар, когда был образован Кобяйский улус, как жил улус в годы ВОВ (1941-1945), кто такие спецпереселенцы, чурапчинское переселение
Практическая работа №6. Заполнить таблицу №3.
Г.Якутск, г.Вилюйск, с.Намцы, п.Сангар, Кобяйский, Тыайинский, Куокуйский, I и II Ситтинские, Мукучинский, I Лючинский, II Лючинский, Ниджилинский наслеги
Показать на карте наслеги улуса
3 неделя октября
14
Формирование Кобяйского района.
1
$7, пересказ
3 неделя октября
15
Улус во второй половине XX века.
1
О работе шахты «Сангарская» во второй половине XX века, как началось освоение газовых месторождений в Кобяйском улусе, о создании совхозов, как жил улус в конце ХХ века, когда была закрыта шахта «Сангарская»
Практическая работа №7. Описание сел и поселков, возникших в XX веке и позже закрытых.
Усть-Вилюйское, Соболох-Ниджилинское, Мастахское месторождение природного газа, п.Промышленный, с.Кобяй
Устно ответить на вопросы стр.34
4 неделя октября
16
Конец XX века - начало XXI века.
1
$8 пересказ
4 неделя октября
17
Обобщение по разделу «По страницам истории»
1
Повторить изученное
5 неделя октября
Раздел III. По родным просторам.
18
Каменная летопись земли Кобяйской.
1
Историю развития территории Кобяйского улуса, какие растения и животные обитали в улусе много лет назад
Верхоянский хребет, Мунийский хребет, Соркинский хребет, реки Тумара, Белянка, Келе, Центрально-Якутская равнина
$10 прочитать
5 неделя октября
19
Вечная мерзлота в моем улусе
1
Творческое задание со стр.44
3 неделя ноября
20
Рельеф - облик земли кобяйской.
1
Каково строение Земли, что такое рельеф, какие существуют формы рельефа, какие силы действуют на рельеф
Хребты Чочумский, Кутургинский, Муннийский, озера Ниджили, Бырангатталах-Кюель
Стр.44, словарная работа
3 неделя ноября
21
Горы и равнины Кобяйского улуса
1
Подготовиться к работе по карте
4 неделя ноября
22
Полезные ископаемые - богатства недр земли кобяйской
1
Какие виды горных пород имеются на Земле, что такое полезные ископаемые, есть ли они в нашем улусе и как их используют
Практическая работа №8. Определение свойств горных пород по коллекциям горных пород и полезных ископаемых.
Месторождения - Сангарское, Собо-Хайа, Белогорское, Мастахское, Эндыбальское, Чочимбальское, Хадарынья, Хатырык-Хомо
Работа по карте по стр.49
4 неделя ноября
23
Цветные металлы
1
$12, подготовить пересказ
5 неделя ноября
24
У природы нет плохой погоды
1
Что такое погода, как и почему она изменяется, как можно наблюдать за погодой и предсказывать её
Практическая работа №9. Описание погоды своей местности.
Метеостанции Сангар, Батамай, Сегян-Кюель, Сого-Хая
Словарная работа по стр.55
5 неделя ноября
25
Погода моего улуса
1
Подготовить сообщение о народных приметах изменения погоды
1 неделя декабря
26
Климат - край жары и стужи.
1
Дни солнцестояния и равноденствия, что такое климат, особенности климата Кобяйского улуса, влияние климата на жизнь и здоровье человека, причины изменения климата
Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха.
Климат, среднемесячная температура
$13 прочитать
1 неделя декабря
27
Практическая работа №10. Составление графика годового хода температуры воздуха.
1
Стихийные бедствия, связанные с климатом
2 неделя декабря
28
Реки - голубые ленты улуса. Равнинные реки
1
Составные части реки, источники питания рек, виды рек улуса, чем могут быть опасны реки для человека и природы, почему и от чего необходимо охранять реки улуса
Практическая работа №11. Описание реки.
Реки Лена, Вилюй, Алдан, Лунгха, Ситте, Тюгене, Дянышка, Ляписке, Тумара
Выучить части реки
2 неделя декабря
29
Горные реки
1
Заполнить таблицу на стр.64
3 неделя декабря
30
Серебристая гладь озёр.
1
Виды озёр улуса, особо охраняемые озёра, условия размещения болот и подземных вод
Практическая работа №12. Описание озера.
Ниджили, Себян-Кюель, Бырангатталаах-Кюель
Ответить на вопросы стр.67
3 неделя декабря
31
Уникальные озёра улуса. Значение озёр.
1
Творческое задание со стр.68
4 неделя декабря
32
Почва - особое тело природы.
1
Что такое почва, как она образуется, какое значение имеет в природе и жизни людей, какие почвы имеются в нашем улусе
Почва, плодородие, почвенный профиль, почвенный горизонт, тип почв, эрозия почв, мелиорация почв
Домашняя лаборатория на стр.73
4 неделя декабря
33
Почвы Кобяйского улуса
1
$16 прочитать
3 неделя января
34
Поход в царства бактерий, грибов и растений. Деревья.
1
Что такое природа, какие царства есть в природе, грибы и растения нашего улуса, их значение в природе и жизни людей
Растение, дерево, кустарник, трава
Отгадать кроссворд на стр.77
3 неделя января
35
Кустарники, травы
1
Творческое задание со стр.78
4 неделя января
36
В царстве животных. Насекомые. Рыбы. Земноводные.
1
Основные виды животных, обитающих в улусе
Практическая работа №13. Определение следов животных по карточкам.
Рыбы, насекомые, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие
$18, пересказ
4 неделя января
37
Рептилии. Птицы. Звери.
1
Ответить на вопросы со стр.83
5 неделя января
38
На равнинах Кобяйского улуса: леса, луга
1
Какие леса, луга, болота имеются в нашем улусе
Природный комплекс, лес, луг, болото, тукулан
Задание «Знай свой дом» на стр.87
5 неделя января
39
На равнинах Кобяйского улуса: болота, тукуланы
1
$19 прочитать
1 неделя февраля
40
В горах Кобяйского улуса.
1
Высотные пояса в горах улуса, основные виды растений и животных, встречающихся в горах
Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки.
Высотные пояса, гольцы
Выполнить словарную работу на стр.88
1 неделя февраля
41
Практическая работа №14. Обозначить на контурной карте улуса границы горных хребтов, отметить основные виды растений и животных, используя условные знаки.
1
$20 прочитать
2 неделя февраля
42
Обобщение по разделу «По родным просторам»
1
2 неделя февраля
Раздел IV. Население родного улуса.
43
Сколько нас в улусе.
1
О численности населения, почему изменяется численность населения, что такое плотность населения
Практическая работа №15. Определение естественного прироста населения в наслегах.
Перепись населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, миграции, плотность населения
$21 пересказ
3 неделя февраля
44
Миграции и расселение населения
1
Творческое задание стр.94
3 неделя февраля
45
Все мы такие разные! Половой состав. Состав населения по возрасту.
1
Как различается население по полу и возрасту, образованию и религии, о том, где работают жители улуса, кто такие безработные
Практическая работа №16. Работа по графику «Число безработных Кобяйского улуса».
Дети, взрослые, пенсионеры, долгожители, занятость населения, безработица
Словарная работа стр.98
4 неделя февраля
46
Занятость населения. Безработица.
1
Домашняя лаборатория стр.98
4 неделя февраля
47
Радуга народов. Народы Кобяйского улуса: якуты, русские, эвены. Религии народов.
1
Какие народы проживают в нашем улусе, их традиции и культуру
Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса.
Народ, языковые группы: тюркская, славянская, тунгусо-маньчжурская, язычество, православие
$23 прочитать
1 неделя марта
48
Практическая работа №17. Анализ диаграмм изменения национального состава населения улуса.
1
Творческое задание стр.101
1 неделя марта
Раздел V. Гордость родного улуса
49
Сангар - центр улуса
1
Что такое «поселок», когда возник и как развивался центр Кобяйского улуса - поселок Сангар, памятники поселка
Поселок, п.Сангар
$24 пересказ
2 неделя марта
50
Достопримечательности п.Сангар
1
Ответить на вопросы стр.106
2 неделя марта
51
Калейдоскоп наслегов
1
Природные и культурные достопримечательности наслегов, знаменитых людей наслегов
Достопримечательности
Стр.116, знай свой дом
3 неделя марта
52
Куокуйский наслег
1
Фото достопримечательностей своего наслега
3 неделя марта
53
Герои войны и труда Кобяйского улуса
1
Какие военные и трудовые подвиги совершили кобяйцы
Герой
$26,
4 неделя марта
54
Участники ВОВ нашего наслега
1
Подготовить сообщение о родственниках-участниках войны
4 неделя марта
55
Славные сыны земли Кобяйской
1
Знаменитых земляков, уроженцев Кобяйского улуса и их вклад в развитие улуса, республики и страны
Скульптура, театр, режиссер
$27, подготовить пересказ
2 неделя апреля
56
Знаменитые люди моего наслега
1
с.Таас-Тумус
Творческое задание стр.123
2 неделя апреля
Раздел VI. Хозяйство родного улуса
57
Традиционные занятия населения и народные промыслы
1
Значение традиционных занятий и промыслов в жизни современного населения улуса
Практическая работа №18. Сбор данных о народных промыслах и народных умельцах своего наслега.
Собирательство
Подготовиться к ответам на вопросы стр.129
3 неделя апреля
58
Народные промыслы
1
Народные промыслы
Творческое задание стр.130
3 неделя апреля
59
Сельское хозяйство. Животноводство
1
Что такое хозяйство, отрасли хозяйства, что производит сельское хозяйство, какие отрасли сельского хозяйства имеются в нашем улусе
Практическая работа №19. Изучение растениеводства Кобяйского улуса.
Материальные блага, отрасли, продукция, тебенёвка, услуги, хозяйство, Наслеги Кобяйский, Ламынхинский, Мукучинский, п.Сангар
Домашняя лаборатория стр.135
4 неделя апреля
60
Растениеводство
1
Стр.135, задание «Знай свой дом»
4 неделя апреля
61
Промышленность и другие отрасли хозяйства.
1
Что такое промышленность, особенности развития отраслей промышленности улуса, транспорт, значение дорог и связи в развитии Кобяйского улуса, понятие сфера услуг и её значение в жизни населения и развитии улуса
Промышленность, транспорт, связь, сфера услуг
Стр.135-137, подготовить пересказ
5 неделя апреля
62
Сфера услуг
1
$30, прочитать
5 неделя апреля
63
Обобщение по разделу «Хозяйство родного улуса»
1
Повторение изученного
2 неделя мая
Раздел VII. Человек и природа родного улуса.
64
Что даёт человеку природа?
1
Что такое природные ресурсы и как их использует человек
Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы»
Природа, природные ресурсы
$31 прочитать
2 неделя мая
65
Практическая работа №20. Заполнение таблицы 12 «Природные ресурсы»
1
Ответить на вопросы стр.144
3 неделя мая
66
Удивительные уголки природы.
1
Особо охраняемые природные территории нашего улуса - ресурсные резерваты «Белянка», «Келе», «Китчан» и национальный природный парк «Усть-Вилюйский»
работа с картой стр.147
3 неделя мая
67
Урок-обобщение по разделу «Человек и природа»
1
$32 пересказ
4 неделя мая
Раздел VIII. Будущее родного улуса
68
Будущее родного улуса
1
Планы на будущее развитие Кобяйского улуса
$33 прочитать
4 неделя мая
69
Творческий урок «Улус в будущем в моем представлении»
1
Творческая работа стр.150
5 неделя мая
70
Повторение изученного за год
1
5 неделя мая
Что такое хозяйство. Скотоводство. Коневодство. Оленеводство. Звероводство. Растениеводство.
Что такое промышленность. Промышленность Кобяйского улуса: газовая промышленность, угольная промышленность, электроэнергетика, лесная промышленность, пищевая промышленность. Строительство. Сфера услуг. Транспорт. Связь. Торговля и питание. Образование. Здравоохранение. Культура и спорт.
Природа живая и неживая. Природные ресурсы: минеральные, водные, земельные, лесные, биологические, рекреационные.
Особо охраняемые природные территории. Виды особо охраняемых природных территорий: ресурсные резерваты, природный парк.
Добыча природного газа и угля. Добыча руд металлов. Развитие электроэнергетики. Развитие сельского хозяйства. Рыболовство. Развитие образования и здравоохранения. Развитие туризма.
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Учебно-методический комплекс (УМК):
Оборудование кабинета включает комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
• компьютер,
• мультимедиапроектор,
• комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
• комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
• учебно-методическая, справочно-информационная литература:
-
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
1
Компас ученический
2
Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр)
3
Линейка визирная
4
Рулетка
Модели
5
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)
6
Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)
Натуральные объекты. Коллекции
7
Коллекция горных пород и минералов
8
Коллекция полезных ископаемых различных типов
9
Коллекция поделочных камней
10
Гербарий растений
Учебная литература
Учебник
-
№
Учебники
Авторы
Класс
Издательство
Год выпуска
1
Мой край Кобяйский (учебное пособие по курсу «Родной край»)
Белоконева И.А., Демещук С.А., Иванова Р.В. и др.
5
Якутск: Дани-Алмас, 2014
2014
Атлас
-
№
Название
Авторы
Издательство
Год выпуска
1
Кобяйский улус Республики Саха (Якутия)
Иванова С.А., Колейка Я., Прокопьев А.В. и др.
Якутск
2014