Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Развитие форм рельефа»

Цель:

Вспомнить и расширить знания о рельефообразующих силах, назвать формы рельефа, которые образуются под их воздействием; выделить из стихийных бедствий те, которые формируют поверхность земли.

Методы: Беседа, игра, работа с учебником, практическая работа.

Оборудование: Карты: тектоническая, физическая России; схемы образования оползня, селя, картина Брюллова «Последний день Помпеи», рисунки учебника (И.И. Банинова).

I Организация учащихся на работу.

II Повторение изученного.

Игра «Географическая карта».

Из комплекта карточек, которые раздаются каждому учащемуся, и в которых перечисляются примеры форм рельефа, тектонических структур, I вариант учеников выбирает все, что относится к рельефу, II вариант - все, что относится к внутреннему строению и складывают в почтовый конверт.

III Изучение нового материала.

  1. Взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа.

Ребята, вы знаете, что формирование крупных тектонических структур, с которыми связаны особенности рельефа земли, началось в далеком географическом прошлом. Как вы думаете, современный рельеф тоже сформировался уже тогда, в то далекое время?

Конечно же, нет. Поверхность земли хотя и очень медленно, постоянно изменяется.

Объявляется и записывается тема урока и цель.

Вопрос: под действием каких сил изменяется рельеф?

Записать в тетрадь:

Рельефообразующие силы

Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)

внутренние внешние

(эндогенные) (экзогенные)

Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)

неотектонические или новейшие деятельность ветра, текущих вод,

движения земной коры ледника, живых организмов, человека

Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)Конспект урока по географии на тему Развитие форм рельефа (8 класс)

Таблица заканчивается в конце урока

(называются формы рельефа, образованные этими силами)

горы и равнины овраги, холмы, ущелья, гряды,

барханы, дюны, озера, карьеры

Рельеф изменяется в результате взаимодействия внутренних и внешних сил.

Докажем это на примере: по современным оценкам Кавказские горы начали подниматься более 15 млн. лет назад, задолго до того, как появился человек.

Вопрос: когда появился человек (из истории)?

Если учесть, что скорость подъема гор составляет 1 мм/год, рассчитайте, какой должна быть высота Кавказских гор сегодня.

1 км - 1000000 мм

15000000 - 15000000 - 15 км

Гор такой высоты на земле вообще нет, а преобладающие высоты Кавказа лежат в пределах 2000-3000 м и лишь самые высокие его вершины поднимаются выше 5 км.

Вопрос: чем это объяснить?

Прежде всего действием экзогенных сил, которые направлены на разрушение горных пород.

Образное описание действия разрушительных сил, данное В.А. Обручевым: «Задача разрушительных сил - полное уничтожение гор. Снести все эти зубчатые гребни, острые вершины, крутые утесы, стереть с лица земли, выровнять до основания - вот к чему стремятся эти силы. И пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень, они не могут успокоиться, прекратить свою работу. И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица земли».

Но, с другой стороны, за 15 млн. лет Кавказские горы еще не разрушились до основания. А это связано с тем, что вместе с экзогенными силами действуют и эндогенные, которые образуют мощные разломы и сбросы. Они расчленяют территорию на монолитные глыбы: одни из них, поднимаясь, образуют высокие хребты, другие, опускаясь - межгорные понижения. Таким образом, эндогенные силы направлены на воссоздание. Неотектонические движения земной коры проявляются не только в складчатых областях, но и на платформах тоже (медленные поднятия и опускания). Рисунок 17 в учебнике стр. 48.

Вопрос: под действием каких физических сил происходят медленные поднятия и опускания платформенных областей?

Вывод: эндогенные силы создают такие крупные формы рельефа, как горы и равнины, экзогенные их разрушают, но разрушая, они тоже создают свои, более мелкие формы рельефа.

2) Образование бризов.

Вопрос: из истории вспомните, какие важнейшие события в истории развития Земли характерны для кайнозойской эры, а точнее, для четвертичного периода?

Оледенение и появление человека.

Сообщение ученика о жизни и быте первобытного человека в период наступления ледника.

Рассказ о формировании и наступлении ледника на территорию России (рис. 18 стр. 50 учебника).

Вопрос: объясните с точки зрения физики, почему двигался ледник?

Изменение поверхности под влиянием ледника - образование холмов, моренных гряд, водно-ледниковых равнин, озер (рис. 19 стр. 51 учебника).

В заключении прослушивается стихотворение о леднике, где еще раз упоминаются названия созданных им форм рельефа. Читает ученик.

Держу я камень на ладони

И не спешу его бросать

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать

Вот грозный ледник - Исполин

Смешал эпохи меж собой

Творец холмов, озер, долин

Всевластно правит их судьбою

Валун громадный у дороги

Усталых путников манит

Не ветер - вихрь тысячелетий

Над головами их шумит

В минуты грусти и тревоги

Чтобы печали сбросить бремя

Кладите камни на ладони -

У вас в руках застынет время

3) Деятельность текучих вод. Рассказ. Привлекаются знания учащихся, полученные из экскурсий, об образовании оврагов на территории Курской области под действием текучих вод.

4) Деятельность ветра.

Дается определение понятию «эоловый рельеф» - рельеф, созданный ветром. Такое название он получил от названия древнегреческого бога Эола - покровителя ветров.

Барханы, дюны - объяснение причин образования с приведением таблиц.

5) Деятельность человека.

После рассказ об изменении поверхности земли под влиянием деятельности человека, зачитывается одно из написанных учащимися по опережающему заданию сочинение - миниатюра на тему «Страдания земли по вине человека».

6) Стихийные явления.

а) Землетрясение и извержение вулкана (рис. 20 стр. 52 учебника).

Определение по рисунку и тектонической карте самых сейсмичных районов нашей страны.

С 1954 года в районе Курильских островов, полуострова Камчатка и острова Сахалин зарегистрировано более 30 землетрясений в 5 и выше баллов по шкале Рихтера. Этот район наиболее сейсмически активен в России, а вместе с Японскими островами и во всем мире.

В мае 1995 года на острове Сахалин произошло самое мощное из зарегистрированных землетрясений. Сила подземных толчков в эпицентре, в Охотском море, к востоку от Сахалинского города Оха, в поселке Нефтегорск, достигла по данным МЧС России 9-10 баллов.

1758 человек погибло, из них 256 детей. Поселок разрушился до основания.

Зачитывается один из репортажей с места трагедии:

«В самом поселке оставшиеся в живых уже не плачут. Люди в сильнейшем шоке. Они откричались и отплакались в первые часы трагедии.

- Вот. Татку нашли - страшно буднично и тихо сказал мужчина, показывая фотографию улыбающейся женщины (жены? дочери?).

- Где тут на гробы записываются? Я молча показала на палатку.

- Спасибо - так же тихо ответил мужчина и, обращаясь уже к портрету, сказал:

- Это рядом, потерпи».

Конечно же, такие катастрофы в природе не оставляют равнодушных людей. Те же люди, которые наделены талантом, выражают свои чувства в своих произведениях.

Зачитывается учеником стихотворение о вулкане (из книги Е.К. Мархинина «Цепь Плутона»).

Грохочет вулкан. Кратер в огне.

Потоком лава течет.

Пепел - и в глаза и в рот.

Свет взрывов - как свет зарниц.

Черный, как деготь, пот

Капает с лиц.

Шлак под ногами горяч

Шлаковый конус крут.

Бомба летит, как мяч

Бомбы дымят вокруг.

Демонстрируется картина Брюллова «Последний день Помпеи».

Прослушивается отрывок из произведения Стравинского «Весна священная» - часть I, «Выплясывание Земли».

Вопрос: попробуйте теперь вы выразить одним, двумя словами те чувства, которые вы испытываете, когда слышите рассказы о землетрясениях, видите передачи по телевидению об извержениях вулканов.

Учащиеся подводятся к мысли о сочувствии к пострадавшим.

б) Сели, оползни (рис. 21 стр. 53 учебника - строение оползня).

Объяснение строения оползня и причины его движения с точки зрения физики.

Зачитывается отрывок из Нижегородской летописи первой половины 15 века. Она рассказывает о грандиозном сползании берега в районе Нижнего Новгорода. Случилось это ночью, и множество людей погибло. В летописи сказано: «Как оползла гора от места, где стоял Печерский монастырь, и вышла в Волгу, и суда, которые были под монастырем на воде, оказались на берегу».

IV Закрепление.

1) Закончить схему в тетради (обозначить формы рельефа).

2) Практическая работа: нанесение на контурную карту наиболее сейсмически активных районов нашей страны.

V Задание на дом § 8.

© 2010-2022