Школьные экспедиции как условие успешного изучения географии Брянской области

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



"Мы изучаем природу, природа учит нас"

Школьная эколого-географическая экспедиция по памятникам природы поймы реки Ипуть Брянской области

Учитель географии, руководитель экологического отряда «Шмель»

МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Брянской области

Корягина Наталья Павловна

Современное географическое и экологическое образование не эффективно без полевых форм деятельности, и теряет смысл, оставаясь только внутри школьных стен. Непосредственное общение с природой, учебно-образовательная и научно-исследовательская деятельность - все это должно стоять во главе угла эколого-географического образования, застрявшего на сегодняшний день в теоретических конструкциях и формах. Активная деятельность на природе и с природой может иметь самые различные проявления. Одними из самых действенных и эффективных форм являются школьная исследовательская экспедиция.

С 17 по 21 июня 2013г при поддержке русского - географического общества учащиеся трех школ (МБОУ СОШ№56 г. Брянска, МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района и МБОУ СОШ п. Дружба Дятьковского района) провели эколого-географическую экспедицию по памятникам природы поймы реки Ипуть Брянской области. Наша экспедиция проходила под девизом «"Мы изучаем природу, природа учит нас".

Школьная научно-исследовательская эколого-географическая экспедиция проходила в пойме реки Ипуть Клетнянского района, расположенного на северо-западе Брянской области. Через район протекает уникальная река Ипуть - левый приток Сожа (бассейн Днепра). Она берёт своё начало из заболоченных мест возле деревни Склимин Климовичского района Могилёвской области. Ипуть прорезает территорию районов Белоруссии, а также Смоленской и Брянской областей России.

На территории Клетнянского района имеется ряд ООПТ, посещение и изучение которых было частью экспедиции. Наиболее важный из них - государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский», образованный в 1983 году для сохранения, восстановления, воспроизводства объектов животного мира, а также сохранения их среды обитания и путей миграции. По состоянию на 2009 год в заказнике отмечено произрастание 19 редких охраняемых видов сосудистых растений, из них 1 вид внесен в Красную книгу Российской Федерации (пальчатокоренник балтийский) и 18 видов I внесены в Красную книгу Брянской области. Территория заказника отличается большим разнообразием животного мира. В заказнике (по состоянию на 2009 год) отмечено обитание 18 редких охраняемых видов животных, их них 7 видов внесены в Красную книгу Российской Федерации и 11 видов - в Красную книгу Брянской области. В 1930-е: годы на территории заказника была выпущена выхухоль. Этот вид, возможно, и сейчас обитает в реках заказника.

На территории Клетнянского района имеется ряд интересных памятников природы, которые мы исследовали в ходе экспедиции:

- Галое болото. Гидрологический памятник природы.

- Клетнянский партизанский лес. Историко-природный памятник природы.

- Узровские дубы. Региональный ботанический памятник природы.

Результатами нашей работы стало: обработка собранных данных, проведение конференции по итогам экспедиции (доклад о состоянии ООПТ Клетнянского района Брянской области с перечнем мероприятий по улучшению экологического состояния природных объектов и оптимизации рекреационной нагрузки на них, доклад об обнаружении новых и подтверждении известных местообитаний растений и животных, внесенных в Красную книгу Брянской области и Российской Федерации), создание тематической карты «Рекреационная нагрузка на ООПТ», карты туристско-экскурсионных маршрутов по Клетнянскому району.

Сбор данных об описанных ООПТ и распространение знаний об их особенностях и важности для сохранения уникальной природы Брянской области - важная задача школьной экспедиции.

Участвуя в них, школьники не только узнают больше о географии и природе своей малой родины, но повышают свою экологическую культуру и грамотность. Приобретают чувство ответственности за сохранность природного наследия.

© 2010-2022